logo
Лекции по истории

Общественно-политическая обстановка в стране после Февральской революции

Стремительная победа Февральской революции стала началом нового этапа в истории России, поставила вопрос о выборе пути дальнейшего развития страны. В России формируются новые, демократические, органы власти, новая политическая система. 2 марта 1917 года Николай II принимает предложение командующих фронтов и эмиссаров Думы А.И.Гучкова и В.В.Шульгина об отречении от престола. Предварительно царь назначил председателя Временного правительства - им стал князь Г.Е.Львов. Еще раньше, 28 февраля, повстанцы Петрограда сформировали Совет рабочих и солдатских депутатов. Исполком Петроградского Совета возглавили меньшевики Н.С. Чхеидзе и М.И. Скобелев, трудовик А.Ф. Керенский. Ведущая роль меньшевиков и эсеров в Совете не была случайностью. Она отражала сущность начавшейся революции, ее демократизм, так как именно эти партии пользовались наибольшей поддержкой населения страны.

В состав Совета вошли солдатские комитеты, тем самым обеспечив ему военную поддержку. В этих условиях Совет мог провозгласить себя единственной общенациональной властью. Однако большинство Совета считало, что начавшаяся революция призвана завершить буржуазно-демократические преобразования, поэтому возглавить этот процесс должна либеральная буржуазия. С согласия Совета 2 марта было образовано Временное правительство, сформированное лидерами "Прогрессивного блока". Временное правительство становилось носителем высшей исполнительной и законодательной власти в стране до созыва Учредительного собрания. То, что председатель правительства был утвержден царем еще до отречения, превращало его в относительно легитимный орган. Итак, в Петрограде, как и по всей стране, возникли два центра власти - Советы и Временное правительство. По соглашению между ними были введены гражданские свободы, объявлена амнистия политзаключенным, отменена смертная казнь, уничтожены сословные, национальные, религиозные привилегии и ограничения, введен восьмичасовой рабочий день, началась подготовка к выборам в Учредительное собрание, которое должно было определить принципы будущего государственного строя России.

Курс Временного правительства не выходил за рамки программных установок либеральных партий: демократическая республика, обеспечение строгого законодательства, наделение на разумных началах землей крестьян, введение всеобщего образования, представление всем народам права культурно-национальной автономии в рамках единого государства, верность союзническому долгу и др.

В своих действиях власти исходили из принципа "непредрешения" вопросов до созыва Учредительного собрания. Поэтому свою задачу правительство видело в подготовке правовой базы будущих реформ. В марте - апреле были созданы различные комиссии и комитеты, которые занялись весьма обстоятельной разработкой соответствующих законопроектов. Но, как вскоре выяснилось, "постепеновский" реформаторский курс властей натолкнулся на революционное нетерпение и радикализм народных масс. Следует добавить, что правительство, вынужденное постоянно оглядываться на Совет, отличалось безволием и медлительностью.

Советы не желали брать власть, превращались в бесхарактерный и беспринципный орган. Такая политическая система не могла быть устойчивой. К тому же непосредственно на предприятиях стали создаваться фабрично-заводские комитеты, осуществляющие "рабочий контроль" над производством и распределением, в губерниях и усадьбах началась кампания по перевыборам городских дум и земств.

Крестьяне организовывались в земельные комитеты. В политическую жизнь включилась кооперация. Повсеместно в армии создаются солдатские комитеты. И это при том, что наряду с ними действовали местные Советы рабочих, солдатских и Советы крестьянских депутатов, а также назначенные Правительством губернские и уездные комиссары. По сути, двоевластие в столице и на местах превращалось в многовластие, что граничило с анархией и безвластием. В итоге, с момента своего рождения новая политическая система несла в себе возможность распада и перерождения.