Процесс десталинизации
Шагом к гражданскому миру в стране стала проведенная весной 1953 г. частичная реабилитация жертв сталинского террора: осужденных по так называемым "делам” (“врачей", "ленинградскому”, “мингрельскому”). В апреле 1954 г. была проведена крупная реорганизация в органах государственной безопасности. Были упразднены внесудебные органы, восстановлен в правах и усилен прокурорский надзор и т.д. В апреле 1956 г. были отменены антирабочие законы довоенного времени. В 1956 - 1957 гг. были сняты политические обвинения с репрессированных народов, восстановлена их государственность (кроме немцев Поволжья и крымских татар). К 1956 г. было освобождено из лагерей и реабилитировано посмертно около 16 тыс. человек
Задачу массовой политической реабилитации жертв сталинских репрессий взял на себя на XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) Н.С. Хрущев. Роль ХХ съезда в демократизации жизни государства чрезвычайно важна, он стал во многом поворотным пунктом в истории нашей страны, хотя далеко не все связанные с ним надежды впоследствии претворились в конкретные дела.
Центральное место на съезде занял доклад Хрущева "О культе личности и его последствиях". Доклад , конечно, не выдерживает критики с точки зрения теоретической глубины в анализе такого явления как сталинизм, однако можно ли было в тех условиях сделать большее? В нем был подвергнут критике Сталин за "деформации социализма", осужден массовый террор, нарушения внутрипартийной демократии, объяснявшиеся особенностями послереволюционной ситуации и личными качествами И.В. Сталина. Тем самым не были выявлены социальные и политические корни культа личности, его органическая связь с самой системой, созданной в стране. При этом выдвигалась лишь задача “восстановления ленинских норм” в деятельности партии и государства.
Однако значение критики культа личности Сталина трудно переоценить. Прекратился массовый террор, началась массовая реабилитация жертв сталинских репрессий. В результате уже к концу лета 1956 г. из ссылки и лагерей были освобождены несколько миллионов человек. Был дан толчок процессу обновления общества, положено начало развенчанию социальных мифов сталинизма, освобождению общественного сознания от идеологических догм и стереотипов, ослаблению тотального контроля властей над духовной жизнью людей.
В то же время Хрущев оказался перед сложным противоречием. Нельзя было допустить, чтобы критика культа личности Сталина переросла в критическое переосмысление самой общественно-политической системы, на основе которой возникло это чудовищное явление. Именно поэтому разоблачения сталинизма носили ограниченный и даже конъюнктурный характер - они были призваны укрепить и обеспечить процветание существующей системы. В конечном счете это привело к тому, что подлинно научный анализ деформаций общества, порожденных сталинизмом, задержался на десятилетия.
Те силы, которые считали демократизацию и десталинизацию ошибочными шагами, усилили сопротивление Хрущеву. В июне 1957 г. на заседании президиума ЦК КПСС была предпринята попытка сместить его. Однако Хрущев пошел на беспрецедентный шаг, обратившись непосредственно к пленуму ЦК КПСС, основу которого составляло среднее звено партийной номенклатуры, не желавшее возвращаться в прошлое. Участники оппозиции потерпели поражение, ее лидеры - Маленков, Молотов, Каганович - были выведены из центральных органов партии, что определило конец их политической и государственной карьеры. Хрущев получил возможность продолжать реформаторскую деятельность. С другой стороны, в состав оппозиции входили опытные политики, видевшие ошибки и реальные промахи Хрущева. К тому же, Хрущев, получив поддержку со стороны маршала Г.К. Жукова, вскоре под надуманным предлогом снял его с поста министра обороны СССР, опасаясь, по-видимому, усиления его политической роли. Тем самым разгром группы Маленкова - Молотова и отстранение Жукова лишили Хрущева всякой реальной оппозиции, которая корректировала бы его политику и предупреждала от ошибок.
Результатом либерализации в сфере государственного строительства стал рост социальной активности: начался процесс возникновения различных общественных организаций, многообразных форм общественного контроля (деятельность которых, однако, находилась под государственным партийным контролем).
Время "оттепели" характеризовалось подъемом науки и культуры. Из года в год в стране увеличивалось количество научных сотрудников и число научных учреждений (в 1954 г. было создано Сибирское отделение Академии наук в Новосибирске, в 1956 г. - объединенный институт ядерных исследований в Дубне и пр.)
Сложными были отношения Хрущева с интеллигенцией. Понимая ее огромную роль в обществе, он, тем не менее, не смог полностью преодолеть традиции сталинизма, которому было присуще недоверчивое, утилитарно-прагматическое отношение к интеллигенции. По-прежнему осуществлялся партийный контроль над искусством, культурой, наукой. Свобода творчества распространялась главным образом на форму, но сохранялись все ограничения, вытекавшие из принципа "партийности". На встречах с интеллигенцией и в печати со стороны партийных руководителей нередко звучали резкие оценки и необоснованная критика писателей, художников, поэтов, скульпторов и т.д. Особенно тяжелое впечатление на мировое сообщество произвела травля лауреата Нобелевской премии Б. Пастернака (1958 г.)
- Лекция №1 Введение
- Лекция 2. Праславяне. Древнерусское общество и государство в IX - XV вв.
- Античное наследие в эпоху Великого переселения народов
- Восточные славяне в догосударственный период
- Основные этапы становления государственности
- Норманнская проблема
- Особенности социального строя Древней Руси
- Государственность Древней Руси
- Крещение Руси
- Период Киевской митрополии.
- Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.
- Русь и Орда: политика взаимовлияния
- Лекция 3.
- Основные этапы объединения
- Период автокефалии (1448 - 1589 гг.)
- Исторические корни и особенности российского самодержавия
- Царская власть и сословно-представительные учреждения в XVI - XVII вв.
- Синодальный период (1721 -1917 гг.)
- Россия в контексте европейской внешней политики
- Экономическое и политическое развитие России
- Характер территориального расширения Российского государства
- Формирование территории Российской империи
- Национальная политика в России
- Лекция 4. Российская империя в XIX в.
- Российская империя: выбор пути
- Правление Александра I: борьба либеральной и консервативной тенденций
- Правление Николая I : политика консерватизма
- Правление Александра II: время преобразований
- Правление Александра III: время контрреформ
- Консервативно-монархическое движение
- Декабристы
- Либерализм в России
- Революционные течения
- Распространение марксизма в России
- Лекция 5.
- XX век в мировой истории
- Промышленность
- Сельское хозяйство
- Лекция 6. Россия в начале XX века
- Особенности социально-политического строя России
- Формирование политических партий. Революция 1905 - 1907 гг.
- Политическая система”
- Лекция 7. «русская смута» 1917 - 1920 гг. Образование ссср.
- Причины
- I Мировой войны
- Россия в I мировой войне
- Периодизация войны
- Возникновение
- Экономического и
- Общественно-политического
- Кризиса в стране
- Февральская революция и свержение самодержавия
- Общественно-политическая обстановка в стране после Февральской революции
- Политические партии и политическая борьба в феврале - октябре 1917 г.
- Победа Октябрьской революции.
- Партия большевиков у власти:
- Первые социалистические
- Преобразования
- Гражданская война
- Новая экономическая политика
- Лекция 8. Установление тоталитарного режима в ссср
- Сталинский вариант модернизации страны. Курс на построение социализма
- Послевоенное развитие ссср
- Лекция 9. Ссср во второй мировой войне
- Причины и характер Второй мировой войны
- Начало войны в Европе.
- Великая Отечественная война
- Антигитлеровская коалиция
- Лекция 10. Ссср в годы послевоенного развития
- Реформирование экономики
- Преобразования в социальной сфере
- Процесс десталинизации
- Внешняя политика
- Кризис хрущевских реформ
- Лекция 11. Ссср в период «развитиго социализма»:
- Политический курс л.И. Брежнева
- Экономические проблемы
- Социальные проблемы
- Политическая система
- 60 - 80-Х годов
- Внешняя политика
- Лекция 12. «перестройка» в ссср
- В ссср (1985 - 1991 гг.)
- Внутренняя политика России: трудности и противоречия
- Внешняя политика
- Лекция 13. Российская федерация
- Социально - политическое развитие страны
- Внешняя политика в 1991 - 2000 гг.
- Россия в конце XX начале XXI века
- Хронологическая таблица
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Учебно-методические разработки