1. Управленческая элита.
По-прежнему важнейшим инструментом управления оставался номенклатурный принцип назначения на должности. Высшие посты в органах власти и управления могли занимать только люди, утвержденные на должности решениями Секретариата или Политбюро ЦК и включенные в номенклатуру ЦК. Если кандидатура на должность не была согласована соответствующим ведомством — Советом Министров, министерством, КГБ (последнее было совершенно обязательно), то невозможно было и назначение в ЦК на любую действительно важную должность в гос. или партийном аппарате. Т.о., складывалась взаимозависимость представителей властной элиты. Там, где обрывались цепочки взаимных обязательств, заканчивалась карьера чиновника.
Властной элитой были представители высшего звена политического руководства — на местах и в центре — члены, кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС, ЦК Компартий союзных республик, министры, заместители министров и члены коллегии министерств и союзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, входившие в число членов и кандидатов в члены ЦК КПСС и Центральной ревизионной комиссии КПСС.
К этому необходимо добавить руководителей, которые обладали реальной властью на местах: секретари республиканских ЦК, крайкомов и обкомов КПСС, заведующие отделами обкомов, крайкомов, ЦК Компартий союзных и автономных республик, директора крупнейших промышленных предприятий, командующие местными военными округами и крупными воинскими частями, начальники управлений КГБ. Правящий слой в СССР насчитывал около 3,5 тыс. человек. Между этими двумя слоями власти - местной и центральной — существовали тесные связи. К просьбам и предложениям первого секретаря обкома партии в Москве во всех звеньях управления — от аппарата ЦК до Совета Министров и отдельных министерств — внимательно прислушивались.
Властная элита имела высокий уровень образования. Практически 100% секретарей обкомов, крайкомов и ЦК Компартий союзных республик имели высшее образование; среди секретарей райкомов и горкомов - 99,2%. Большая часть партийных руководителей имела техническое образование. Кроме этого, высший состав руководителей проходил подготовку и переподготовку в Академии общественных наук при ЦК КПСС, Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, Высшей партийной школе при ЦК КПСС, заочной высшей партийной школе, в республиканских и межобластных ВПШ.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.