5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
В отличие от рядовой партийной массы, которая по своему социальному статусу действительно мало чем отличалась от беспартийной, роль профессиональных управленцев в советском обществе была принципиально иной.
Советский служащий, включенный в номенклатуру, был обязан обладать рядом теоретических знаний и практических навыков. Он должен был строго следовать директивам вышестоящих органов. Ему следовало сохранять определенный уровень социальной стабильности во вверенном ему коллективе или отрасли управления. Он был объединен с себе подобными в достаточно однородную социальную среду, где пригодность каждого к данному слою определялась управленческим аппаратом на основе принципа индивидуального приема и индивидуальных результатов.
Сложным является вопрос о социальных границах правящего слоя, его высших, средних и низших этажей. К концу сталинского периода по основной номенклатуре ЦК КПСС числилось 13,3 тыс. человек. Это без учета номенклатурных работников центрального аппарата ЦК партии, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, представлявших высший эшелон советской бюрократии. Еще около 10,3 тыс. человек входило в так называемую учетно-контрольную номенклатуру ЦК. Итак, речь идет о 24 тыс. человек, составлявших средний эшелон правящего слоя. Калька номенклатурных должностей накладывалась на все стороны жизни огромного государства - политическую, экономическую, культурную, военную.
Эти должностные лица с помощью подчиненного им аппарата на основе директив из Центра осуществляли управление страной. Перечень номенклатурных должностей неоднократно пересматривался. Хотя назначение на должность по основной номенклатуре утверждалось ЦК КПСС, сама кандидатура являлась предметом торга, компромисса или «обмена» между различными ветвями власти и представителями различных господствовавших элит.
Правительство стремилось сократить численность административно-управленческого персонала. И до войны, и после нее Совнарком специальными постановлениями запретил производить какие-либо реорганизации управленческого аппарата, создавать новые организации и учреждения, изменять должностные наименования и должностные оклады без разрешения Государственной штатной комиссии (ГШК). Этот специально созданный орган при правительстве СССР проводил большую работу по пересмотру штатов учреждений, организаций и предприятий всех общесоюзных и республиканских министерств и ведомств, что позволило сократить численность управленческого и подсобного персонала в 1947 г. на 778 тыс. человек, в 1948 г. - на 441 тыс. человек. Одновременно пересматривались штаты упр.аппарата организаций республиканского и местного подчинения. В 1946 г. специальным постановлением Совмин СССР аннулировал вакантные должности управленческого персонала, в результате чего было закрыто 730 тыс. должностей.
Еще одним способом борьбы с ростом низового бюрократического аппарата было введение типовых штатов: если до войны действовало только три типовых штата, то в начале 1950 г. - 357. Штаты массовых организаций (больниц, роддомов, поликлиник, школ, библиотек, машинно-тракторных станции и пр.) были почти полностью типизированы.
Если нижние этажи упр.аппарата можно было сравнительно легко очищать от излишка бюрократической массы, то в центральном аппарате министерств и ведомств дело обстояло по-иному. 1) их руководящий состав сам входил в основную номенклатуру ЦК КПСС, т.е. по существу, они являлись проводниками политики партии. Следовательно, они были неуязвимы как основной с точки зрения управления социальный слой. Их перемещали (вплоть до физического устранения), но их же растили и берегли. 2) верхушка госаппарата имела собственную номенклатуру должностей, что давало им серьезные шансы в борьбе с очередным «крестовым походом» Центра против бюрократии. Иными словами, борьба с бюрократией проводилась руками самой же бюрократии и потому не могла иметь победного завершения. По статистике в феврале 1950 г. общая численность штатов центрального аппарата министерств и ведомств составляла 101,5 тыс. человек против 87 тыс. человек в довоенный период, т.е. увеличилась на 17% за десять лет.
Несмотря на рост образовательного уровня, страной по-прежнему управляли люди, не имевшие соответствующей профессиональной подготовки: по данным 31 министерства и ведомства СССР, из 18,4 тыс. экономистов и инженеров, работавших в центральном аппарате к январю 1950 г., половина не имела высшего образования.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.