logo
Истрия гос упр

8. Церковь.

Абсолютизм требовал использования церкви в интересах государства. По Уложению 1649 г. был создан Светский Монастырский приказ, которому подчинялись все духовные лиц и зависимое от них население. Однако Патриарх Никон потребовал от власти уступок, и в 1677 г. он был упразднен. После смерти патриарха в 1701 г. Монастырский приказ был воссоздан, а его права значительно расширены.

Приказ должен был стать высшим административным и судебным органом по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству. Однако позже был разработан иной план реорганизации церковного аппарата на основе принципа коллегиальности с участием представителей государственного контроля.

Планировалось создать Духовную коллегию. Однако церковная знать потребовала уравнения высшего церковного органа в статусе с Сенатом. Так, Духовная коллегия была переименована в Святейший правительственный Синод, но расширения ее прав не произошло. Синод так и остался государственной коллегией. Члены Синода были недовольны этим и оказывали постоянное сопротивление светской власти.

Т.о, в течение всего XVIII в. светская власть стремилась привести церковный аппарат в подчинение светскому, но преобразовать органы церковного управления на коллегиальных началах удалось лишь к концу XIX в.

Лекция 10. Структура и механизм государственного управления во 2-й пол. XVIII – 1-й пол. XIX вв.)

  1. Общественный строй.

  2. Государственное устройство.

  3. Армия.

  4. Судебные органы.

  5. Управление зависимыми народами.

  6. Церковь.