8. Конституция рсфср 1918 г.
Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка и законности в стране, а также реализации на законных основаниях в жизнь социалистических идей необходимо было создание основного закона – Конституции. Потребность в Конституции остро ощущалась как в центральной власти, так и на местах.
Впервые практически шаги по созданию первой Конституции были осуществлены III Всероссийским съездом Советов, поручившим 15 января 1918 г. ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить следующему съезду Советов. Это решение было принято по инициативе левых эсеров. Однако ВЦИК не смог выполнить поручение III Всероссийского съезда Советов в связи с резким обострением международной обстановки. В то время в результате наступления немцев на фронте все внимание ВЦИК было направлено на решение проблемы установления мира с Германией.
И только после заключения Брестского мира в марте 1918 г. появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции. ЦК РКП(б) принял решение о создании комиссии для разработки Конституции, и проведение этого решения поручил Свердлову. С 1 апреля 1918 г. стала создаваться конституционная комиссия, куда от большевиков вошли Свердлов, Сталин и др. Большинство членов комиссии являлось большевиками.
В комиссии ВЦИК шли споры по различным проблемам проекта Конституции.
Большие дебаты шли в комиссии о судьбе СНК, о ликвидации дублирования между наркоматами и отделами ВЦИК. В итоге ВЦИК и СНК сохранились. На страницах большевистской печати велось обсуждение проектов разделов Конституции.
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР, а 19 июля 1918 г. она вступила в законную силу.
Конституция РСФСР 1918 г. состояла из 6 разделов:
1. Декларация прав трудящихся;
2. Общие положения Конституции РСФСР;
3. Конструкция Советской власти;
4. Избирательное право;
5. Бюджетное право;
6. О гербе и флаге РСФСР.
Конституция закрепила политическую основу – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, диктатуру пролетариата в форме Республики Советов. В ней нашли отражение важнейшие мероприятия Советского государства в области экономики: национализация земли, банков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции.
Конституция отразила Федеративный принцип государственного устройства.
Раздел 3 «Конструкция Советской власти» был посвящен организации и деятельности центральных и местных органов власти и управления. Конституция закрепила систему и взаимоотношения органов власти и управления.
В основу построения и деятельности Советского государственного аппарата был положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами – ВЦИК. ВЦИК образовывал Совет народных комиссаров для общего управления страной. По Конституции эти органы наделялись законодательными полномочиями, что диктовалось, с одной стороны, сложной исторической обстановкой, с другой – стремлением создать такой работающий государственный аппарат, который соединял бы законодательные и исполнительные функции и избегал бы отрицательных явлений, свойственных буржуазному парламентаризму.
На местах по конституции власть принадлежала областным, губернским, уездным, волостным съездам Советов. Местные Советы обладали всей полнотой власти в решении своих местных вопросов, вместе с тем они обязаны были проводить в жизнь все постановления соответствующих высших органов Советской власти.
Конституция провозгласила новую, классовую пролетарскую демократию только для трудящихся. В результате гражданских прав были лишены 5 млн. человек. Трудящимся предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранными в органы Советской власти; свобода слова, собраний, митингов, шествий, свобода союзов. Ставилась задача полного всестороннего и бесплатного образования.
Признавались равные права всех трудящихся независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявлялись недопустимыми какие-либо расовые привилегии или угнетения. Конституция предоставляла право политического убежища всем иностранцам, подвергавшимся преследованиям за политические и религиозные убеждения.
Церковь по конституции отделялась от государства, и школа от церкви, но свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды по Конституции признавалась за всеми гражданами, хотя это положение Конституции в отношении верующих неоднократно нарушалось. Конституция гарантировала право на труд, на отдых, образование.
Следует еще раз подчеркнуть, что политические права предоставлялись лишь трудящимся. Бывшие эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, накалом классовой борьбы в стране.
Лишение эксплуататорских элементов политических прав было своеобразной формой осуществления функции подавления эксплуататорских классов. Борясь против Советской власти, буржуазия исключала себя из политической жизни Советского государства – так считали большевики.
Конституция закрепила не только права, но и обязанности трудящихся, провозгласив: «Не трудящийся да не ест». Обязанностью всех граждан являлась защита социалистического Отечества. Причем защищать революцию могли только трудящиеся.
Особенностью избирательного права Конституции являлся тот факт, что рабочие имели преимущество на выборах перед крестьянами. Это закрепляло руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.
Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенными, непрямыми. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся с 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отзывать избранного депутата
Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи на переходный период от капитализма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы. Конституция РСФСР 1918 г. послужила базой для создания последующих законодательств.
Лекция 16. Государственное управление России в период НЭПа.
Территориальное управление.
Перестройка государственного аппарата.
Образование СССР.
Конституция СССР 1924 г.
Конституция РСФСР 1925 г.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.