logo
Истрия гос упр

4. Центральные органы власти и управления.

Усиление власти царя выразилось в создании в 1704 г. Кабинета Петра I — учреждения, имеющего характер личной канцелярии главы государства по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря и нескольких подьячих, именовавшихся канцеляристами, подканцеляристами и копиистами. Кабинет имел характер военно-походной канцелярии царя, куда поступали полковые табели и другие военные и финансовые документы. Чиновники Кабинета вели ежедневный «Юрнал», т.е. запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги.

Со временем роль Кабинета возросла. Через него Петр I вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами, а также переписку по горным и мануфактурным делам (о выдаче привилегий, о казенных заводах, штатах и т.д.). В Кабинет адресовались челобитные, жалобы и даже доносы от подданных. Кроме того, именно через Кабинет Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами. Прекратил существование этот орган в 1727 г., после смерти Петра.

В феврале 1711г. был учрежден Правительствующий Сенат. С этого времени Боярская Дума - последний гос. орган, ограничивающий власть монарха – была упразднена. Также была ликвидирована Консилия министров. Вместо них и был учрежден постоянно действующий высший правительственный коллегиальный орган — Сенат «для всегдашних наших в сих войнах отлучек», а потому слушаться Сенат предписывалось как его самого. Царь лично написал текст присяги для сенаторов. В ней, в частности, содержались слова: «Обещаюся... перед господом Богом, сотворившим всяческая, что мне честно и чисто, неленостно, но паче ревностно исполнить звание свое».

На первых порах Сенат состоял из лиц, назначаемых царем, затем стал собранием президентов коллегий, с 1722 г. состав его был смешанным, включал как президентов коллегий, так и специально назначенных членов — сенаторов, коллегиям чуждых. Этот орган госуправления ведал вопросами правосудия, расходами казны и налогами, торговлей, контролем за административными лицами всех уровней.

При Сенате имелись: разрядный стол (позднее его сменила герольдическая контора), который ведал учетом дворян, прохождением ими службы, назначением на государственные должности и расправная палата - для расследования служебных преступлений.

Сначала функции Сената были законосовещательными и исполнительными. Он должен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах («денег как можно больше сбирать, понеже деньги суть артерия войны») и расходах, о явке дворян на военную службу и т.п.

Организовывать и контролировать деятельность Сената было поручено генерал-прокурору, в обязанности которого входило: «сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял». Генерал-прокурор также созывал сенаторов, следил за исправностью посещения ими заседаний, сам присутствовал на них. Он со своим помощником – обер-прокурором осуществляли гласный надзор за деятельностью всех учреждений. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись коллегии и придворные суды. Все дела, поступавшие в Сенат, проходили через его руки.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПРИ ПЕТРЕ I

Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли «блюстители чиновничьей нравственности» — фискалы. В их обязанности входило тайно подслушивать, «проведывать» и доносить обо всех преступлениях, наносивших вред государству: нарушении законов, казнокрадстве, взяточничестве и т.д. За несправедливые доносы фискал не наказывался, а за правильные - получал вознаграждение равное половине судебного штрафа с уличенного им должностного лица. Руководили их деятельностью входящие в состав Сената генерал-фискал и обер-фискал. Им были подчинены фискалы при коллегиях, провинциальные фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах.

В отличие от Боярской думы Правительствующий сенат уже в первые годы своей деятельности стал бюрократическим учреждением со штатом назначаемых чиновников, делопроизводителей и подведомственными учреждениями.

Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма. Он сосредоточил за собой руководство центральными и местными органами госуправления, и его решения не подлежали обжалованию.

После смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала снижаться.

В 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный Тайный Совет с очень узким составом. Решающую роль в его деятельности играли Меньшиков и его ближайшие сторонники. Сенат и коллегии после смерти Петра фактически подчинялись Верховному Тайному Совету. В 1730 г. он был упразднен.

В 1731 г. учрежден Кабинет министров, который носил вначале совещательный характер, но по указу от 1735 г. ему были даны законодательные полномочия. Коллегии и местные органы госуправления осуществляли свои полномочия, предоставляя в кабинет министров рапорты и доклады. Он работал до 1741 г.

Деятельность Сената вновь активизировалась. Помимо Сената вопросы общегосударственного характера решались созданным в 1741 г. Кабинетом его Величества, во главе которого стоял секретарь императрицы Елизаветы Петровны.

При Петре III был учрежден Императорский Совет, который состоял из 8 чел.

Екатерина II в 1769 г. создала Совет при высочайшем дворе. Вначале он занимался военными вопросами, а затем и внутренней политикой страны. В него входили руководители центральных органов управления, и действовал он до 1801 г.

До создания коллегий центральными органами управления являлись приказы.

На протяжении XVI—XVII вв. существовало около 100 приказов. Однако нельзя считать, что все они действовали одновременно. Постоянно функционировали лишь 40-50, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Важнейшими приказами были три: Посольский, Разрядный и Поместный. Они являлись основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем 200 лет. В неопределенности числа приказов состояла суть самого приказного строя - текучего, изменявшегося, приспосабливавшегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные люди легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел.

Все приказы делятся натри большие группы: 1) Приказы общегосударственной компетенции, 2) Дворцовые, 3) Патриаршие. Первая группа приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению Российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные Приказы.

Централизация и систематизация приказного управления в XVII в. оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления. Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу. Например, Посольский приказ занимался не только внешней политикой, но и массой других дел; в нем вели учет живших в России иностранцев, ведали касимовскими татарами, выкупом пленных и т. д. С 60-х гг. XVII в. Посольский приказ заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод, приказных людей и т.д. Поместно-вотчинные дела судились в Поместном приказе, но они же входили в компетенцию некоторых других приказов: Разрядного, Сибирского, Казанского.

Полнота прав, присущая деятельности таких территориальных приказов, как Казанский, Астраханский, Сибирский, Смоленский, противоречила функционированию «отраслевых» приказов — Посольского, Разрядного, Поместного и иных. До конца существования приказной системы большая часть страны управлялась через территориальные (областные) приказы. Они обладали всей полнотой власти центральных учреждений, но только на определенной территории. Для того времени это было наиболее приемлемо для целостности государства и самодержавной власти.

В XVII в. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между учреждениями, которым приказные служащие традиционно следовали. Приказы не могли давать распоряжения тем государственным учреждениям, которые были подчинены другим приказам. Специфической чертой приказного строя являлось существование своеобразной системы объединения приказов, состоявшей из главного приказа и присудов (так, в подчинение Посольского приказа попали Малороссийский, Новгородский и др.). Присуды не имели собственных судей. Такой приказ, не меняя внутренней структуры, входил в подчинение другому приказу и имел общего с ним судью, который был судьей начальствующего приказа. Он наряду с делами своего приказа разбирал дела присуда. Последние легко превращались в столы главного приказа и могли «странствовать» из одного приказа в другой.

Ликвидация приказа как самостоятельной единицы еще не означала, что в будущем у него нет перспективы возродиться в виде самостоятельного учреждения — полноценного приказа. Такая неопределенность приказной структуры позволяла приказам сливаться и разъединяться.

Через приказы государство осуществляло не только дипломатические функции, отраслевое или территориальное управление, но и управление социальными группами, которые формировались и существовали в виде специфических общественно-служилых категорий — чинов. Т.о., приказы являлись и судебными, и административными органами. В судебной сфере процесс централизации также не был ни последовательным, ни прямолинейным. Например, Поместный приказ содержал два полка и вел самостоятельно суд и расправу.

Финансирование приказов отражало суть приказной системы: создаваемые приказы были поручением, и под него изыскивался источник финансирования, будь то специальный налог или извлеченная из кассы другого приказа сумма. Кроме того, к приказу была прикреплена определенная территория, с населения которой он взимал налоги. С годами складывались определенные связки приказов дохода и приказов расхода. Но основная масса денег распределялась бессистемно: если в одном приказе были деньги, они шли в тот, где их не хватало.

Петр I стремился приспособить приказную систему к нуждам государства (в основном военным). В 1689 г. был образован Преображенский приказ, первоначально ведавший делами Преображенского и Семеновского солдатских полков.

Во время подготовки ко второму Азовскому походу в 1696 г. создается Корабельный или Адмиралтейский приказ, занимавшийся строительством кораблей, их вооружением и снаряжением.

В 1700 г. был образован Провиантский приказ для централизованного снабжения войска продовольствием и обмундированием. В это же время Рейтарский и Иноземный приказы были объединены в один и получили название Приказа военных дел.

Отмечая серьезные недостатки приказной системы управления, надо сказать, что она все же выполнила свою роль по централизации Российского государства.

На материалах Посольского приказа - одного из важнейших в системе управления — можно восстановить иерархию служебных должностей на государственной службе в XVII в.:

1) Думные чины: бояре, окольничий, думные дворяне, думные дьяки.

2) Дворяне по московскому списку: переводчики 1-й статьи, переводчики 2-й статьи, толмачи (переводчики).

3) Дьяки.

4) Подьячие 1-й статьи: золотописцы 1-й статьи, подьячие 1-й, 3-й статей, неверстанные подьячие.

5) Служилые люди по отечеству: переводчики 1-й статьи, переводчики 2-й статьи, толмачи, станичные головы, станичники.

6) Служилые люди по прибору: переводчики 1-й статьи, переводчики 2-й статьи, золотописцы 2-й статьи, толмачи, станичники, приставы, сторожа.

Каждый, кто поступал на службу в Посольский приказ, независимо от социального положения, причислялся к служилому сословию. Таким образом, данная реконструкция является попыткой соотнести положение того или иного служащего как в Посольском приказе, так и в обще приказной иерархии.

Коренная перестройка приказной системы произошла в период с 1717 по 1720 гг., когда вместо приказов были созданы коллегии. За образец создания системы центрального управления была выбрана шведская система, считавшаяся тогда лучшей в Европе. Главной ее особенностью была коллегиальность. Предполагалось, что коллегиальное решение дел позволит соединить познания для поиска наилучших решений («что один не постигнет, постигнет другой»), а принятие решений ускорится, они будут авторитетнее и независимее. Была надежда и на то, что казнокрадство и взяточничество — пороки приказной системы - будут изжиты.

Всего было учреждено 12 коллегий:

Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.

Адмиралтейская коллегия ведала постройкой как военного, так и торгового флота, осуществляла управление военно-морскими силами государства, подготовкой офицеров, матросов, снабжением, финансирование и вооружением. Кроме того, коллегия ведала лесным хозяйством, т.к. флот в те времена строился из леса.

Коллегия иностранных дел осуществляла руководство вешними связями: приемом и отправлением посольств, дипломатическим делопроизводством и т.д.

Камер-коллегия являлась главным органом финансовых доходов государства. В ее ведении были соляные промыслы, монетное дело, государственные дороги снабжения хлебом во время неурожаев.

Штатс-контор-коллегия или штатс-контора ведала вопросами госрасходов на содержание армии, вопросами государственной казны, выдавала денежные суммы по указанию царя или Сената.

Ревизион-коллегия была наделена функциями финансового контроля - следила за расходованием денежных средств центральными и местными учреждениями путем сверки приходных и расходных книг.

Берг-коллегия управляла горнорудной и металлургической промышленностью.

Мануфактур-коллегия руководила строительством казенных мануфактур, следила за их работой.

Коммерц-коллегия осуществляла руководство внешней торговлей. В ее ведении был экспорт корабельного леса, мехов и др. товаров, вывоз которых составлял монополию государства.

Юстиц-коллегия ведала судом, назначением на судебные должности.

Делами духовенства занималась созданная в 1721 г. Духовная коллегия. Затем она была переименована в Святейший правительственный Синод.

Подчинялись они царю и Сенату. Функции и полномочия их были четко определены, унифицировано организационное устройство, делопроизводство. Основной формой деятельности коллегии было заседание ее общего присутствия, которое образовывали президент, вице-президент, 4-5 советников и 4 асессора (помощника). Для надзора за деятельностью президентов коллегий в них были назначены прокуроры, подчиненные генерал-прокурору Сената.

Во главе коллежской канцелярии стоял секретарь, в ведении которого находился ее штат: нотариус или протоколист, отвечавший за протоколы заседаний; регистратор, обязанностью которого было вести учет входящих и исходящих документов; актуариус - хранитель документов: переводчик и множество писцов и копиистов.

В коллегиях был установлен следующий порядок рассмотрения дел: вся корреспонденция в нераспечатанном виде через дежурного чиновника поступала в присутствие. Указы государя распечатывал лично председатель, прочие бумаги - старший член коллегии. После регистрации документа секретарь докладывал о его содержании присутствию, причем сначала рассматривались дела государственные, затем частные. Члены присутствия заявляли свои мнения по очереди, начиная с младших, не повторяясь («снизу, не впадая один другому в речь»). Дела решались «по множайшему числу голосов». Если количество поданных «за» и «против» голосов было равным, то перевес брала та сторона, на которой был председатель. Протокол и решение подписывались всеми присутствующими.

Преимущества коллегий по сравнению с приказами заключались в коллегиальном обсуждении и решении дел, единообразии организационного устройства, более четкой компетенции. Деятельность и делопроизводство коллегий были строго регламентированы законом.

К сожалению, не всем замыслам Петра I суждено было сбыться. На практике коллежская система оказалась не столь эффективной, как рассчитывал ее создатель. Это было связано с недостатками нормативных документов, лежавших в основе их деятельности, многие недостатки унаследовались из приказной системы. Кроме того, сам принцип коллегиальности работал далеко не всегда: реально решающее влияние на принятие решений оказывали президенты коллегий.

В 1720 г. был образован Главный магистрат. Состав его назначался царем из купечества, имел коллегиальное устройство и предназначался для руководства деятельностью городской торговли.

В результате проведения петровских реформ большое количество приказов было заменено несколькими коллегиями, что позволяло установить повсеместный контроль за их деятельностью. Деятельность коллегий простиралась на всю территорию России. Однако реформы не были до конца последовательными Петра I. Отраслевой принцип не был до конца выдержан. Так, Берг, Мануфактур и Коммерц коллегия подчас выполняла судебные и финансовые дела (занимались сбором таможенных пошлин, сбором налогов и т.д.).

Кроме этого, коллегии не охватывали всех сторон госуправления: почту, полицию, просвещение, медицину, не подчиняли себе дворцовые землеуправление. Помимо этого, параллельно с коллегиями действовали приказы. Дворцовыми землями и крестьянами управлял Приказ большого Дворца.В 70-80-е гг. XVIII в. большинство коллегий были упразднены. Сохранились лишь четыре коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская.

Однако в 1796 г. коллегии вновь были восстановлены, и подчинялись «директору над коллегией», имевшего право личного доклада царю.