Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
23 октября 1917 г. НКВД учредил рабочую милицию. Она находилась в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов. Военные и гражданские власти обязаны были содействовать рабочей милиции в снабжении ее оружием и техникой.
Главное управление по делам милиции и его старый аппарат были ликвидированы, а его служащие уволены как в центре, так и на местах. Советы направляли в органы милиции комиссаров-комунистов, которые брали руководство в свои руки. Затем осуществлялась чистка аппарата милиции от буржуазных кадров. По существу милиция в результате глубокой чистки стало новым советским органом. Она осуществляла многогранную деятельность по охране общественного порядка, боролась с уголовной преступностью в стране, занималась защитой революции, пресечением деятельности против новой власти.
Во многих местах население, не дожидаясь директив сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти новые пролетарские суды нашли разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной совести.
24 ноября 1917 г. СНК был принят декрет «О суде», который упразднял всю прежнюю систему судопроизводства. Ликвидировались прежние суды, адвокатура, прокурорский надзор, институт судебных следователей. Новые суды действовали на следующих принципах: 1) выборность судов; 2) участие населения в деятельности суда в качестве заседателей. Для производства следствия создавались следственные комиссии.
С декабря 1917 г. до весны 1918 г. для защиты революции учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе трех судей без заседателей. Смертная казнь в качестве меры наказания в первое время отсутствовала. В мае 1918 г. при ВЦИК был создан Революционный трибунал для разбирательства дел, имевших общегосударственное значение.
Т.о., в стране были созданы и действовали две системы судов: система общих судов и система революционных трибуналов.
Сложность и острота классовой борьбы, массовый саботаж чиновников, деятельность иностранных разведок ставили вопрос о создании специального органа государственной безопасности. 21 ноября 1917 г. постановлением Петроградского ВРК создается комиссия по борьбе с контрреволюцией. 7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Учреждалась она при СНК. Основной задачей ВЧК была борьба с контрреволюцией. Первоначально на ВЧК смотрели как на временный орган.
Структура и состав ВЧК формировались постепенно. Председателем ВЧК был назначен Дзержинский. При нем состояла коллегия. Вначале в ВЧК было 4 отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем, отдел борьбы со спекуляцией. Затем образуется Президиум ВЧК в составе 5 человек.
В марте 1918 г. Президиум ВЧК принял решение о создании новых отделов: по борьбе с должностными преступлениями, тюремный, хозяйственный, затем еще добавился железнодорожный отдел.
Кроме того, существовало справочное бюро, дававшее справки об арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК, а также стол личного состава ВЧК, занимавшийся учетом работников ВЧК.
Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы.
С декабря 1917 г. стали создаваться местные ЧК по решению местных Советов. К лету 1918 г. было создано 40 губернских и 365 уездных ЧК. Теперь при каждом областном, губернском Совете, а также при крупных портах, железнодорожных станциях образовывались ЧК и назначались их комиссары.
С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста контрреволюционеров. 31 января 1918 г. вышло постановление СНК о том, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, передает материалы в следственную комиссию трибунала.
В связи с возобновлением наступления немецких войск 21 февраля 1918 г. в постановлении СНК «Социалистическое отчество в опасности» вводится высшая мера наказания - расстрел. Надо сказать, что введение расстрела даже в тех сложных условиях не было необходимостью, а привело к злоупотреблению «расстрельными» статьями. Исчезли такие стадии судебного разбирательства, как предварительное расследование и само судебное разбирательство. Органы ВЧК заменили следственные и судебные органы.
Обновилась и российская армия. В декрете СНК «О выборном начале и об организации власти в армии» от 16 декабря 1917 г. отмечалось, что армия подчиняется СНК. Вся полнота власти в пределах каждой воинской части или соединения принадлежала солдатским комитетам и Советам. Вводился принцип выборности командного состава. Командиры вплоть до полкового избирались общим голосованием своих отделений, взводов, дивизионов и т.д. Командиры выше полкового и до командующего избирались военными совещаниями или съездами.
Упразднялись все чины и звания царской армии, распускались офицерские организации.
Сложная внутренняя и внешняя обстановка заставили перейти к созданию постоянной, регулярной, новой армии. 15 января 1918 г. СНК принимает декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии». Красная Армия создавалась на следующих принципах: 1) из числа трудящихся классов; 2) на принципе добровольности. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы были рекомендации войсковых комитетов, а также советских, партийных и профсоюзных организаций. При вступлении требовалось круговая порука (поручительство) или поименное голосование.
Верховным руководящим органом рабочей Красной Армии являлся СНК, а непосредственное руководство и управление было отдано Комиссариату по военным делам и созданной при нем Всероссийской коллегии.
29 января 1918 г. СНК принял декрет о создании рабоче-крестьянского Красного Флота. В армии и во флоте вводились институты военных комиссаров.
Весной 1918 г. обстановка в стране обострилась, началась иностранная военная интервенция. В этих условиях декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г. в России вводилась всеобщая воинская повинность. Были взяты на учет граждане от 18 до 40 лет, проведшие курс обязательного военного обучения.
Был совершен переход от выборности командиров к их назначению. В Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г. в статье 19 закреплялась обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество, устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках Конституция предоставила только трудящимся, а лиц из числа офицеров бывшей армии Советская власть взята на учет и они обязаны были становиться на те посты, которые им укажет Советская власть.
В марте 1918 г. СНК узаконил привлечение военных специалистов в Красную Армию. В первые месяцы 1918 г. в Красную Армию вступило добровольно свыше 8 тыс. бывших офицеров и генералов.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.