logo
Истрия гос упр

4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.

После провала ГКЧП и краха перестройки закончился период социалистического реформаторства в СССР. После распада старой государственности руководство России встало на путь радикальных реформ. Главным звеном явилась реформа ценообразования, разработанная Гайдаром. Правительство планировало с 1 января 1992 г. отпустить цены на большинство товаров и услуг, позволив им складываться в результате игры спроса и предложения.

Для проведения реформ была создана Государственная комиссия по экономической реформе во главе с Явлинским, одним из авторов программы перехода экономики СССР к рыночным отношениям - знаменитой «Программы 500 дней». Эта программа получила широкую поддержку общественности и правительства РСФСР, но вызвала резкое противодействие в Совете Министров СССР, т.к. предусматривала передачу широкого круга функций от центра республикам. Это делало лишними целые звенья союзного аппарата управления. Отказ от совместных действий союзного и российского правительств привел к нарастанию противостояния и соперничества между союзными и российскими органами управления.

В январе 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О собственности в РСФСР». Этим законом в РСФСР возрождалась частная собственность. Сфера ее действия не ограничивалась ни размерами, ни отраслями. Признавались права частной собственности на землю, капитал и средства производства, разрешалось создавать частные предприятия любых размеров и с широким диапазоном деятельности. Предприниматель получил право привлекать наемных работников. Это был полный разрыв с советской экономикой.

После распада СССР приватизация и разгосударствление собственности стали массовым явлением. Российская Федерация признала себя правопреемницей СССР и установила контроль над всей союзной собственностью на совей территории. Были упразднены централизованная система распределения ресурсов, Госплан и Госснаб.

По рекомендации Международного валютного Фонда главным методом экономической политики России в начале 90-х годов был избран монетаризм – жесткая кредитно-финансовая политика, ограничение дефицита бюджета, прекращение финансирования убыточных предприятий.

В результате проведения реформ цены на потребительские товары выросли в 100-150 раз, в то время как заработная плата только в 10-15 раз. Начался стремительный отток кадров из бюджетных отраслей. Особенно повлиял на это президентский указ о свободе торговли. В условиях паралича платежей ужасающие размеры приобрел спад производства – только за 1992 г. составил 35 %. Резко возросла инфляция – до 2600 % за 1992 г. Не удалось справиться и с дефицитом бюджета. Не оправдались расчеты правительства на финансовую поддержку Запада. В декабре 1992 г. Верховный Совет РФ признал работу правительства неудовлетворительной. Оно было отправлено в отставку.

Новым главой правительства стал Черномырдин, но его реформы также нельзя считать удавшимися. Неудачно прошла чековая приватизация. В результате нее собственность из рук государства перешла в руки мощных финансово-промышленных групп. Монополизм приобрел характер олигархии. Значительная часть капиталов стала вращаться исключительно в спекулятивном обороте, не инвестируясь в производство и другие отрасли материальной сферы. Появилось значительное количество фирм-пирамид (типа "МММ"), аккумулирующих средства населения и использующих их в спекулятивных операциях.

Произошли изменения и в политической системе Российской Федерации. После запрещения КПСС в РФ начался процесс формирования различных партий. Самой крупной из них стала реформированная партия российских коммунистов во главе с Зюгановым. В это же время оформляется ЛДПР во главе с Жириновским, а также либеральные и центристские партии.

Серьезной проблемой для российского руководства стали межнациональные отношения. 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный Договор, определяющий отношения между субъектами РФ. Особо оговаривались отношения с Татарстаном и Чечней, тогдашний лидер которой Дудаев взял курс на полную независимость Чечни от России.

Процесс разработки новой конституции РФ также принял болезненный характер. Президентский и парламентский проекты Конституции серьезно расходились друг с другом по целому ряду вопросов, главным из которых были полномочия исполнительной власти.

В мае 1993 г. Президент издал Указ о созыве Конституционного совещания для выработки окончательного варианта Конституции. В июле 1993 г. работа Конституционного совещания была завершена, но споры продолжались. Президентский вариант Конституции мог быть принят только вопреки Верховному Совету и Съезду. Парламентский вариант Конституции мог быть принят только вопреки Президенту. Конституционный кризис приобрел все признаки борьбы за власть, борьбы на взаимное уничтожение. Осенью это противостояние законодательной и исполнительной властей достигло апогея.

21 сентября 1993 г. президент РФ Ельцин подписал указ о поэтапной конституционной реформе, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, а также о проведении в декабре 1993 г. референдума по проекту Конституции и выборов в новые законодательные органы. Против этого выступил Верховный Совет РФ во главе с его председателем Хазбулатовым и вице-президентом Руцким. Противостояние приняло ожесточенный характер.

3—4 октября в Москве начались массовые беспорядки. Сторонники Съезда захватили здание московской Мэрии, пытались взять штурмом телецентр в Останкино. В результате беспорядков были многочисленные жертвы. Для подавления мятежа в Москву были стянуты войска. Здание Верховного Совета было подвергнуто обстрелу из танковых орудий. В Москве было введено военное положение. Гражданская война, начинавшаяся вокруг Белого дома, была пресечена и не расползлась по стране. Руководители сопротивления арестованы. Повсеместно были запрещены Советы народных депутатов.

12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание, и по итогам референдума была принята новая Конституция Российской Федерации.