1. Зарождение государственности у восточных славян.
Достоверные сведения о славянах историческая наука имеет лишь с V - VI вв. н.э. Более ранняя же их история весьма туманна. Среди историков нет единства по вопросу о происхождении славянства. Одни считают, что они издревле населяли территории между Дунаем, Днепром и Вислой – «автохтонная» (аборигенная) теория. Другие полагают, что славянский этнос сложился из тесного взаимодействия многих различных этнических групп, населявших обширные пространства Европы. Третьи считают славян выходцами из азиатской части материка.
Каковы бы ни были истоки славянства, в V - VI вв. часть славян, составлявших древнейшее население Центральной и Восточной Европы, начинает продвигаться на территорию Восточно-Европейской равнины, населенную балтийскими и финно-угорскими племенами. В ходе переселения родоплеменное устройство славян распадается и заменяется территориально-этническими образованиями — союзами племен (поляне, словене, вятичи, дреговичи и др.), составившими самостоятельную ветвь славян — восточную. Жили восточные славяне соседскими, территориальными общинами (вервь, мир).
Сложная гидрография Восточной Европы обусловливала расселение племен, определяла важнейшие военные, торговые и коммуникативные пути, не давала в условиях лесостепной зоны (при отсутствии естественно-географических преград нападениям врагов) обособляться отдельными поселениями, что создавало объективную основу для этнического и политического единства. Это, а также особенности климата (холодное лето, суровая зима, затяжные весна и осень) в течение веков выработали своеобразную аритмию жизни и труда, специфические черты быта и психологии древних русичей и других местных народов.
Письменные источники фиксируют состояние восточнославянского общества на стадии «военной демократии», когда оно имело трехступенчатую структуру: племя — союз племен — суперсоюз племен.
Если первичные союзы объединяли родственные племена, то вторичные составляли уже суперсоюзы, т.е. объединяли несколько союзов племен. Вызванные к жизни внешней угрозой суперсоюзы были многоплеменными с противоречивыми и менявшимися интересами. Их формирование проходило в упорной межплеменной борьбе за господствующее положение в них. Князь доминирующего племени или союза племен становился главным властителем, а более слабые вожди и их соплеменники оказывались у него в подчинении. Часто такая борьба шла с переменным успехом, что делало суперсоюзы неустойчивыми образованиями. Тем не менее в VIII в. в Среднем Поднепровье поляне, сбросив хазарское иго, объединяют вокруг себя несколько племенных союзов (северяне, радимичи и, возможно, другие племена), создают один из центров древнерусской государственности. Это создало предпосылки для возникновения публичной власти и зарождения государственности.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.