5. Особенности советской системы управления.
Государственное управление в 30-х гг. продолжало тенденцию на сочетание функционального и отраслевого принципов руководства.
Функциональный принцип управления предполагал руководство органами или предприятиями по отдельным направлениям деятельности: планированию, финансированию, материально-техническому снабжению и т.д. К числу функциональных органов власти относились Госплан, Рабоче-крестьянская инспекция, Комиссия ГОЭЛРО, ВЧК и сменившее ее ГПУ, Наркомфин и ряд других. При отраслевом принципе управления определенной отраслью хозяйства руководство осуществлялось из одного органа по всем направлениям деятельности. В 30-е гг. наблюдалось постепенное усиление отраслевого принципа управления. Шло разукрупнение старых наркоматов и создание новых. Так Наркомат торговли был разделен на Наркомат внешней торговли СССР и союзно-республиканский Наркомат снабжения, а из Наркомата путей сообщения выделился Наркомат водного транспорта.
Расширение масштабов строительства, увеличение количества предприятий и их размеров потребовало реорганизации Высшего совета народного хозяйства. В январе 1932 г. ВСНХ был разделен на три самостоятельных общесоюзных наркомата: Наркомат тяжелой промышленности, Наркомат легкой промышленности и Наркомат лесной промышленности СССР. Наиболее крупным и важным из них был Наркомат тяжелой промышленности. В нем было сосредоточено руководство всей оборонной индустрией. Наркомом тяжелой промышленности был назначен Орджоникидзе, возглавлявший до этого ВСНХ. Наркомат подразделялся на 10 главков (к 1937 г. их стало 33). Главки непосредственно руководили заводами при двухступенчатой системе управления (главк — завод). В некоторых случаях применялась трехступенчатая система руководства: главк — трест — завод.
Претерпели изменения и другие наркоматы. Из Наркомата земледелия выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов СССР.
Тенденция к усилению отраслевого принципа управления преобладала и в последующие годы. Функциональная система с ее раздутым управленческим аппаратом, с ограниченной ответственностью, и бумажной волокитой часто не обеспечивала необходимую эффективность управленческого труда.
На XVII съезде ВКП(б) (1934 г.) она была подвергнута уничтожающей критике. Съезд решил отказаться от доминирования функционального принципа построения партийного и государственного аппарата и заменить его производственно-отраслевым. В марте 1934 г. было принято постановление ЦИК, которое предписывало перестроить органы гос.управления на основе производственно-отраслевого и территориального принципов.
Система управления, базировавшаяся на производственно-отраслевом и территориальном принципах, доминировала до конца 30-х гг. В то же время сохранялись и функциональные подразделения аппарата. Это сочетание характерно для всего периода развития советской системы гос.управления.
Таким образом, созданная большевиками система управления заменила разрушенную революциями 1917 г. государственную машину. Была создана принципиально новая модель государственного устройства и управления. Она носила классовый характер и потому не могла в тех условиях обеспечить единство общества..
Эта система управления имела определенные особенности: 1) Формально она развивалась на конституционной основе. Юридически властные полномочия находилась в руках Советов, которые создали единую вертикаль власти. Однако ее стержнем стала разветвленная система партийных комитетов. В решении любого вопроса приоритет оставался за партийными органами. Именно они на местах стали тем направляющим элементом, который подчинил самодеятельность органов советской власти единой воле и позволял создать необходимый государству централизованный бюрократический аппарат. Т.о., советская система государственного управления была в первую очередь партийной системой.
2) Новая власть соединила в себе законодательные и исполнительные функции. Это касалось и партии, и ВЦИК, и СНК. Акты, обязательные для исполнения, издавались и ЦК партии, и ВЦИК, и СНК, и даже отдельными наркоматами.
3) Беспредельное расширение полномочий центральных органов власти. Правительство, наркоматы, центральные ведомства и комиссии наделялись широкими правами и часто руководствовались не законами, которых было еще недостаточно, а «революционной целесообразностью».
4) Она основывалась на однопартийной системе. После эсеровского мятежа в июле 1918 г. в правительстве остались одни большевики. В Совнаркоме не было не только представителей других партий, но и беспартийных наркомов. Постепенно все политические партии, кроме большевистской, были вытеснены из системы управления как в центре, так и на местах, а затем и ликвидированы. Слабые попытки крестьянства сорганизоваться и создать свою политическую партию воспринимались как попытки создания оппозиционного режима – угроза власти.
5) Сильная централизация системы гос.управления. Она диктовалось как объективными, так и субъективными причинами. К объективным следует отнести: необходимость проведения единой хозяйственной политики, направленной на выравнивание уровней экономического и политического развития регионов; гигантские преобразования в промышленности, сельском хозяйстве, образовании и культуре, широкое национально-государственное строительство. Инициировались все эти реформы центральной властью. Успех мог быть обеспечен лишь при единстве действий, сосредоточении всех сил и ресурсов на важнейших участках строительства, при умелом согласовании усилий громоздкого механизма огромного государства.
В то же время проявились и субъективные факторы, приведшие к чрезмерной централизации управления: волюнтаристские методы руководства, недооценка национальных особенностей регионов, игнорирование мнения местных руководителей и т.д.
Тем не менее, созданная большевиками система гос.управления соответствовала условиям, менталитету и внутренней предрасположенности народа именно к такому типу построения государства, поэтому и продержалась так долго.
Лекция 18. Государственное управление в СССР в предвоенные годы (1936– 1941).
Конституция СССР 1936 г.
Конституция РСФСР 1937 г.
Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
Централизация правоохранительных органов.
Госуправление в области народного образования и культуры.
Укрепление обороноспособности страны.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.