Формирование государственности у монголо-татар.
В конце ХII - начале ХIII вв. в Центрально Азии происходят события, оказавшие огромное влияние на историю Восточной Европы, в том числе и на Россию. Эти события связаны с нашествием монголо-татар на Русь.
Существует псевдонаучная евразийская теория, согласно которой монголо-татарское нашествие было благом для русских. Она была особенно популярной во время холодной войны с США. По этой теории Россия после завоевания превратилась в азиатскую страну. Якобы, переняв агрессивную, захватническую программу Чингисхана, она стала врагом Запада. Отсюда берет начало тезис об извечной агрессивности русских, о том, что наша страна является источником международной напряженности, «империей зла», «родиной терроризма» и т.д.
Однако большинство современных исследователей опровергают эту теорию.
Для начала рассмотрим вопросы развития татаро-монгольских племен того времени. Монгольские племена до конца XII в. жили на территории современной Монголии. Они не составляли единой народности, не имели своей государственности и говорили на разных наречиях монгольского языка. Среди них в это время особенно выделялось большое племя татар, обитавших в восточной части Монголии.
Монголо-татарские племена вели кочевой образ жизни. Наиболее многочисленными были степные монголы, занимавшиеся скотоводством и охотой. Лесные монголы занимались преимущественно охотой и рыбной ловлей. Кочевали монголы большими куренями, причем каждый курень обладал значительной политической самостоятельностью: вел войны, заключал союзы и т.д.
Монголы вели натуральное хозяйство и производили чрезвычайно мало продуктов. Денежное обращение отсутствовало, а торговля происходила в форме обмена. Развитие классовых отношений, обнищание рядовых кочевников и накопление богатств в руках отдельных семей приводили к распаду общин - куреней на более мелкие хозяйственные объединения - аилы - кочевые стоянки.
К началу XIII в. монголо-татарские племена перешли к раннефеодальному строю, хотя сохранили еще остатки родоплеменных отношений. В процессе взаимных столкновений между родами складывались союзы племен. Во главе племен становились особые предводители или вожди - из числа наиболее сильных, ловких, богатых, которых называли найоны или богатуры. Они имели свои отряды воинов - нукеров, которые участвовали в набегах, охотах, пирах, помогали советом в решениях.
Ожесточенная борьба между племенами завершилась к началу XIII в. образованием монгольского государства, обладавшего сильной военной организацией. После длительных, кровавых войн вождь одного из монгольских племен Темучин покорил остальные племена. В 1206 г. на курултае – собрании монгольской кочевой аристократии Темучин был избран ханом всех монголов под именем Чингизхан.
Образование Монгольского государства способствовало развитию производительных сил и сыграло важную роль в объединении всех монгольских племен. Появилась возможность экономических и политических контактов с соседними народами. Однако этот путь не устраивал кочевую аристократию, для которой война ради грабежа стала главным источником обогащения. С помощью военно-феодальной верхушки монгольское государство было превращено в военный лагерь. Важная причина завоевательной политики монголов – с помощью военного грабежа чужих народов приглушить внутренние противоречия монгольского общества.
Став во главе огромной армии, Чингизхан повел захватническую политику, полностью отвечающую интересам и стремлениям кочевой аристократии. Чингизхан и его преемники покорили Китай, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу и Русь.
Героическая борьба русского и других народов России ослабили наступление монголо-татарских захватчиков и спасла от разгрома европейскую цивилизацию. Упорное сопротивление Руси сохранила ей собственную государственность, культуру, веру. На территории русских княжеств фактически не было ордынской администрации, что явилось гарантом самостоятельного государственного управления для Руси.
Непрочность империи Чингисхана обнаружилась довольно рано. Еще при своей жизни Чингисхан разделил власть между четырьмя сыновьями. В частности старшему сыну Джучи достались земли Руси.
Внук Чингисхана Бату продолжал агрессивные войны. В результате его завоеваний на огромной территории от Иртыша до Крыма, Кавказа, части Средней Азии в 30-40-х гг. ХIIIв. образовалось большое государство. В русских летописях оно получило название Золотая Орда. Своего могущества она достигла при ханах Узбеке и Джанибеке.
Складывается ее государственный аппарат, как военный, так и административно-судебный. Однако внутренние и внешние достижения Золотой Орды оказались непрочными. В 60-х годах ХIVв. она вступила в полосу длительных усобиц, поставивших под угрозу ее государственно-политическое существование. В результате феодальных усобиц за 20 лет с 1360 до 1380 гг. сменилось 20 ханов. В 1380 г. произошла Куликовская битва. Войскам Золотой Орды было нанесено поражение, от которого она уже не смогла оправиться.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.