2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
Впрочем, распад не был абсолютен. Наряду с центробежными тенденциями сохранялись и центростремительные. Они выражались, в частности, в сохранении престижности титула великого киевского князя (хотя реальной объединяющей роли он уже не играет). К тому же, князьям время от времени оказывалось необходимо собраться на свои междукняжеские съезды для обсуждения возникающих общих проблем. К исходу ХII века стало очевидно падение Киева из-за межкняжеских усобиц и половецких набегов. Население уходило из Киева по двум направлениям: на запад, в сторону Карпатских гор или на север, в верховье Волги. Тогда это были окраины Руси, в которых, на смену старому Киеву, возникают 3 центра государственной жизни
1.Галицко-Волынская земля;
2.Владимиро-Суздальская земля;
3.Новгородская и Псковская феодальные республики.
Оценивая феодальную раздробленность Руси XII-XV вв., следует подчеркнуть, что, будучи порождением прогрессивного характера, она была сложным и противоречивым явлением. Высшая власть в каждом княжестве приблизилась к объекту управления, что, казалось бы, должно было способствовать экономическому расцвету отдельных регионов. В то же время внутренняя жизнь Руси того времени во многом определялась княжескими усобицами, в ходе которых гибли тысячи людей и уничтожались те самые производительные силы, развитие которых и привело к состоянию раздробленности. Кроме того, ослабление центральной власти и усобицы князей подрывали обороноспособность страны и делали Русь легкой добычей для чужеземных завоевателей.
В период феодальной раздробленности политическое устройство отдельных земель и княжеств сохраняло традиционные черты: в большинстве княжеств — в форме феодальной монархии, в Галицко-Волынской земле – олигархическая форма правления, а в Новгородской и Псковской землях — в форме феодальной республики.
а) Владимиро-Суздальская земля.
В княжествах монархического типа князья придерживались традиционной формы правления, хотя каждой из русских земель были присущи свои характерные особенности. Примером тому может служить Владимиро-Суздальское княжество.
В XI в. Суздаль или Залесская Русь располагалась между Окой, с одной стороны и Волгой, с другой. До конца XI в. Эта восточная окраина Киевской Руси представляла собой глухой и слабо населенный край. В конце XI в. Суздальская земля выделилась в особое княжество. По соглашению князей она была отдана Владимиру Мономаху, который начал устраивать ее для младшего сына Юрия Долгорукого. С этого времени начинается строительство таких городов, как Тверь, Кострома, Балахна, Нижний Новгород и другие. Сюда усилился приток русских поселенцев.
Природа Владимиро-Суздальской земли отличалась как от Киевской, так и от Новгородской. Здесь не было тучных черноземных земель, но не было и каменистой почвы. Природа позволяла заниматься земледелием и лесными промыслами. Суздальские князья становятся самыми могущественными во всей Русской земле.
Сильным влиянием здесь обладал Юрий Долгорукий. Велика его роль в строительстве городов. Его сын Андрей Боголюбский развивает г. Владимир, возводит в нем Успенский собор. Он же стремился к единовластию не только в Суздальском княжестве, но и по всей русской земле.
При другом сыне Юрия Долгорукого Всеволоде (Большое Гнездо) Владимирское княжество разрослось и стало одним из крупных феодальных государств Европы, широко известных за пределами Руси.
Развитие феодальных отношений во Владимиро-Суздальском княжестве было подчинено закономерностям феодального развития: значительному росту крупного землевладения и борьбе феодалов за землю крестьян; появлению новых групп феодально-зависимых людей; усиление связи между владением землей и политической властью. При этом здесь позднее, чем в других областях Руси стали развиваться феодальные отношения, княжеская власть сложилась позднее, но была сильна, имела огромные земельные владения.
Другим важным фактором усиления княжеской власти является рост новых городов к XII в., таких, как Москва, Ярославль, Звенигород, Дмитров и т.д. Опираясь на дружину, двор и растущие города, князья подавляли оппозицию старого ростово-суздальского боярства и укрепляли свою власть. Однако после смерти Всеволода начался распад княжества, в состоянии которого его застали татаро-монголы. Одно из первых было покорено в процессе татаро-монгольского нашествия. Но именно здесь раньше и быстрее других стали созревать предпосылки для объединения Руси.
Для Владимиро-Суздальских князей было характерно: 1. Владение княжескими вотчинами – доменами (наследственными земельными); 2. Верховная власть князя над крупными земельными вотчинами, селами и городами; 3. Создание дворцовых земель путем слияния вотчин князя с гос-ми землями.
Во 2-й пол. XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве возникает новый класс феодалов – дворяне. Поначалу это была низшая социальная группа феодального класса, для которой были характерны следующие черты: несение военной службы у князя, за которую они награждались землями и правом эксплуатации крестьян. Однако эта собственность на землю носила условный характер и терялась в случае прекращения службы. Дворяне не имели права свободного перехода от князя к князю.
Крестьяне несли повинности в виде натурального оброка, отработочной ренты (барщины), государственных повинностей. Зависимые крестьяне имели право перехода от одного феодала к другому. При уходе они обязаны были выплатить задолженность.
Городское население Владимиро-Суздальской земли состояло из ремесленников, купцов, духовенства и бояр.
В XIII в. в связи с ростом самостоятельности удельные князья превращаются в независимых от великого князя глав феодальных владений. Эти князья присваивают себе титул великих князей, а у них появляются свои великие князья.
Великий князь Владимиро-Суздальского княжества был носителем верховной власти. Ему принадлежали законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и церковная власти.
Органами управления Владимиро-Суздальского княжества был совет при князе, вече и феодальные съезды. В княжеский совет входили наиболее могущественные представители служилого боярства, преданное князю. Вече созывалось для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики, а Феодальные съезды созывались в чрезвычайных ситуациях по инициативе великого князя.
Местное управление находилось в руках наместников волостелей, являвшихся представителями великого князя на местах.
Основное значение Владимиро-Суздальского княжества для истории России состоит в том, что на его территории возникла Москва, ставшая в последствии столицей Российского государства. Первое упоминание о Москве в русских летописях датируется 4 апреля 1147г.
б) Галицко-Волынская земля.
Одновременно с развитием Владимиро-Суздальского княжества на юго-западе Руси стали развиваться и богатеть Волынская и Галицкая земли. В конце XII в. внук Владимира Мономаха Роман Мстиславович захватил соседнее с Волынью Галицкое княжество, расположенное на восточных склонах Карпат и положил начало созданию единого сильного Галицко-Волынского княжества (с 1200 г.). Вскоре его центром стал город Галич, отличавшийся плодородием и богатством земель.
Положение Галицко-Волынской земли было опасней положения Суздальской земли, т.к. они находились не в центре, а на границах русской земли и имели своими соседями поляков, литовцев, угров, а также сильных врагов России половцев.
Кроме того, особенность общественной жизни Волыни и Галича состояла в том, что там противоборствовали бояре с князьями, а также княжеской дружиной.
Действенность вече в этом княжестве занимало ничтожно малое место и князьям приходилось считаться с боярами. Боярство здесь приобрело разрушительную силу, и их распри существенно ослабляли государство.
Городское население Галицко-Волынской земли не было многочисленным.
Основная масса сельского населения зависела от боярства. Эксплуатация крестьян здесь была намного сильнее, чем в других землях.
Особенностью государственного устройства Галицко-Волынской земли было то, что она долгое время не делилась на уделы.
Высшими органами власти были князь, совет бояр и вече. Ведущую роль в политической жизни играли бояре. Важнейшим органом бояр был Боярский совет (Дума). Вече играло формальную роль.
Здесь была создана система дворцового управления и раньше, чем в других землях появились влиятельные должностные лица - дворецкий, конюший, печатник.
Вся Галицко-Волынская земля делилась на воеводства, во главе которых стояли воеводы, назначаемые из бояр. Управляющими в сельских местностях и в волостях назначались «меньшие бояре». Князя на власть призывала Боярская дума.
Из Галицко-Волынского княжества не вышло единого сильного государства, основной причиной этого было пограничное положение княжества: с одной стороны - влияние Польши и Литвы. К ХIIIв. поляки заняли Галицию, с другой стороны литовцы захватили Волынь. Так, к ХIIIв. это княжество перестало существовать.
в) Новгородская и Псковская республики.
Типичным примером феодально-республиканской системы правления был Новгород, который в XII в. стал боярской республикой с самобытным вечевым устройством.
В период с 1136 по 1478 гг. на северо-западе Руси существовала Новгородская феодальная республика, а с 1348 по 1510 гг. республиканская форма управления существовала и в Пскове.
«Господин Великий Новгород» состоял из пяти районов, которые носили название 5 «концов». Соответственно этому вся новгородская земля разделялась на 5 провинций. Эти 5 провинций составляли огромную территорию от Онежского озера до Волги. Также к новгородским землям относились земли по рекам Северная Двина, Печора, Вятка.
Хозяином всех этих владений был Великий Новгород – как его называли, «старший город» со всем его свободным населением. Новгородцы называли свои земли «землею Святой Софии» по названию главного новгородского храма.
Подчиненные Новгороду города были крепостями, которые должны были защищать город в случае нападения врагов – немцев, шведов, датчан. Такими городами-крепостями являлись Псков (впоследствии отделившийся от Новгорода), Изборск, Старая Русса, Ладога.
Вся новгородская земля была неплодородна, камениста, покрыта болотами. Поэтому новгородцы ввозили большинство товаров от восточных и западных соседей.
Характерно, что из Поволжья в Новгород везли хлеб, а в обмен сбывали те товары, которые приобретали у западных соседей – пушнину, мед, лен. Это посредничество позволило сосредоточить капитал в руках местного дворянства.
Государственное устройство и управление Новгорода складывалось под воздействием народного вече. Вече избирало князя, а впоследствии и владыку, т.е. архиепископа.
Вече решало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики: объявляло войну и заключало мир, утверждало договоры и законодательные акты.
Князь приглашался в Новгород по договору на должность военачальника и третейского судьи в важнейших судебных разбирательствах. Ему запрещалось приобретать владения в Новгородской земле для себя и своей дружины, пользоваться доходами сверх строго установленных размеров и распоряжаться городской казной. Князь не правил городом, а служил ему. Строптивым князьям новгородцы «указывали путь чист», т.е. попросту выгоняли из города.
Все рычаги и нити правления в Новгороде находились в руках нескольких сот бояр. Этот «совет господ» контролировал представительную и исполнительную власть Новгорода. Высшей светской властью в городе был посадник из бояр. Он созывал вече, открывал его заседания, исполнял его решения. Он же руководил внешними сношениями, контролировал действия князя, осуществлял судебные функции. Его ближайшим помощником был тысяцкий — предводитель городского ополчения, в мирное время осуществлявший полицейский надзор за порядком в городе. Епископ, помимо духовной власти, обладал и светской властью. Он ведал городской казной, внешними сношениями и имел право суда. Должностные лица низшего звена избирались из местных жителей и подчинялись посаднику.
Князь был лишен права приобретать земельные владения в Новгороде. Новгородцы выделяли ему землю, как правило, на Волге. За свою службу князь получал "дары" или "дань" в точно определенном размере.
Князь в Новгороде был высшей правительственной властью. Он предводительствовал новгородской ратью, был верховным судьей и правителем. Однако, как постороннее Новгороду лицо князь жил не в самом городе, а в 3-х верстах от него, возле озера Ильмень. Править Новгородом князь обязывался, не изменяя законов и обычаев причем с постоянным участием посадника, избранного вечем.
Посадник сопровождал князя на войну, присутствовал при княжеском суде, вместе к князем назначал должностных лиц. Посадник в Новгороде ведал гражданскими делами, а тысяцкий был предводителем ополчения. Тысяцкому подчинялись сотские-начальники 10 сотен, составлявших тысячу. У каждого из пяти городских концов были кончанские старосты, которые выставляли по 200 ополченцев.
Новгородский владыка-архиепископ не только ведал церковными делами, но и играл большую роль в политической жизни Новгорода. Он возглавлял правительственный совет, состоявший из бояр, следил за деятельностью вече. Всякое решение вече требовало благословения владыки. Своей печатью владыка скреплял договорные грамоты с иноземцами. Владыка был хранителем государственной казны, и государственного архива. У него был свой штат чиновников и даже свой полк, отдельный от новгородского ополчения. Владыка был крупным землевладельцем.
Вече в Новгороде являлось органом высшей государственной власти, выносило решения, наделяло должностных лиц полномочиями, выступало в договорах с иностранцами от имени феодальной республики.
Население Новгорода и его земель делилось на две группы - "людей лучших" и "людей молодших". Первая группа - бояре, житьи люди и купцы. Бояре - чиновники и знать. Менее чиновные, но богатые люди звались житьими.
Все бедное население называлось "меньшими". В черте города это были мелкие торговцы, ремесленники, рабочие. В провинции меньшими людьми назывались смерды (крестьяне) и половники (батраки, работавшие на хозяев из половины урожая). Смерды жили на погостах, а половники, которых в Новгородской земле было много, приближались по своему положению к холопам.
История Новгорода – это постоянные междоусобицы и смута. Политическую власть в своих руках держал боярский совет, который, нажимая на бедноту, проводил через вече необходимые решения. Вече ополчалось против бояр, и тогда бедняки начинали бить и грабить "лучших людей". Внутренние противоречия привели к падению феодальной республики.
Новгородцы стали искать союзников, чтобы сохранить свою независимость. Это погубило Новгород, поскольку знать желала союза с Литвой против Москвы, а бедняки хотели союза с Москвой против Литвы. Междоусобицы закончились тем, что Московское княжество в 1478 г. завоевало Новгород и присоединило все его земли.
Псков был крупнейшим пригородом Новгорода. Первоначально он состоял из небольшой крепости - "детинца", а затем превратился в мощное укрепление, имеющее 12 крепостей. Главный собор Пскова назывался Собор Святой Троицы имел для Пскова такое же значение, как собор Святой Софии для Новгорода. Псков делился на шесть концов, которые, как и в Новгороде, имели свое особое управление.
Система укреплений была необходима на западной границы Руси, поскольку Псков стоял на рубеже России рядом с Литвой и немцами. Разбогатев на торговле, Псков вышел из повиновения Новгорода и в 1348 г. получил независимость.
В Пскове были те же политические органы, что и в Новгороде. Основным органом власти был "совет господ". Так же, как и в Новгороде, князья были формально ограничены в своей власти, хотя фактически вечем руководили бояре.
Вече в Пскове было настроено более мирно, нежели в Новгороде. Здесь не было резкого имущественного неравенства жителей и поэтому не было острых противоречий.
Примером политического государственного устройства Пскова является "Псковская судебная грамота". В этом документе можно найти много статей, которые регулировали отношения между землевладельцами и феодально зависимым населением - изорниками - пахарями, огородниками и кочетниками (рыболовами). Изорники работали "исполу", т.е. половину урожая отдавали землевладельцу. Они имели право уходить от хозяина только 26 ноября, вернув взятую подмогу или покругу (кредит) серебром или товаром.
Памятником законодательства является "Псковская судная грамота". Развитие феодальных отношений, рост классовых противоречий, усиление охраны собственности феодалов и купцов обусловили усиление уголовных репрессий за конокрадство, кражу церковного имущества, которая каралась смертной казнью.
Среди тяжелых преступлений Псковская судная грамота отмечает и такие, как перевет (измена), взятка судье (тайный посул), вторжение в здание суда и т.д.Памятником законодательства является "Псковская судная грамота". Развитие феодальных отношений, рост классовых противоречий, усиление охраны собственности феодалов и купцов обусловили усиление уголовных репрессий за конокрадство, кражу церковного имущества, которая каралась смертной казнью.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.