Общественный и государственный строй Золотой Орды.
Золотая Орда представляла собой феодальное государство. Ее экономической основой являлись феодальные отношения, характерная черта которых состояла в феодальной собственности на землю, пастбища и скот. Это была т.н. сословная собственность, при которой рядовые кочевники давали своему господину определенную часть получаемого продукта. Более мелкие феодалы зависели от более крупных, что обусловливало характер устройства Золотой Орды на основе иерархии кочевого землевладения. Вся земля являлась собственностью золотоордынского хана, но каждый землевладелец в пределах пожалованных ему земель распоряжался кочевьями зависящих от него людей, распределял лучшие пастбища по своему усмотрению. Феодальные отношения сочетались с многочисленными пережитками родового строя.
Первая группа феодалов «белая кость» - верхушка золотоордынского общества – включала в себя кочевую аристократию. На вершине социальной лестницы находились хан и царевичи (дети, внуки, правнуки и т.д.) из дома Джучи – первого хана Золотой Орды. С течением времени род Джучи сильно разросся. С принятием ислама, допускавшего многоженство, число царевичей увеличилось и усилилась борьба за власть между ними.
Вторую группу составляли беки (тюркский титул) и найоны (монгольский титул), которые являлись наиболее крупными феодалами. Каждый крупный феодал получал от своих владений огромные доходы – 100-200 тыс. динаров в год.
Третья группа феодалов была представлена тарханами – людьми среднего достатка, занимавших невысокие должности в государственном аппарате.
Четвертую группу господствующего класса составляли нукеры. Они входили в ближайшее окружение господина и находились на его иждивении. Количество нукеров зависело от богатства и знатности их предводителя.
Важную роль в золотоордынском государстве играла церковь со сложной системой церковных учреждений. Государственной религией был ислом. В Золотой Орде допускалась веротерпимость, но с принятием ислама возросла роль мусульманского духовенства. Его представители занимали важные должности в государственном аппарате, а церковные организации располагали большими материальными ресурсами.
Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и состояло из кочевников-скотоводов, земледельцев, и жителей городов. Кочевники-скотоводы звались карачу, жили аилами, вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежавших землевладельцу, которому регулярно платили дань.
Также они были обязаны нести военную службу, содержать чиновников и воинские части, предоставлять им коней и кибитки для передвижения. При дележе военной добычи они получали небольшую ее часть.
Крестьянское население в оседлых земледельческих районах Средней Азии называлось собанчи и уртакчи. Собанчи – это крестьяне-общинники, зависимые от землевладельца. Они обрабатывали господскую землю своим инвентарем, несли повинности в виде работы на виноградниках, платили пошлины с арыков. Уртакчи – обедневшие члены крестьянкой общины, лишенные земли и инвентаря. Они работали на господской земле за долю продуктов.
В XIII - XIV вв. в Золотой Орде наблюдается оживление градостроительства. Золотоордынские города возникли как административно-политические поселения, обусловленные потребностями государства. Однако большинство их было разрушено в результате походов хана Тимура. После этого градостроительская культура Золотой Орды была полностью уничтожена и уже не возродилась.
Городские поселения Золотой Орды состояли в основном из ремесленников, мелких торговцев, купцов и были довольно многочисленными. Ряд ученых считает, что в городах существовали объединения ремесленников. Там же проживали чиновники. В самом низу социальной лестницы находились рабы. Число их было очень велико. Источником рабства служил плен. Процветала работорговля. Рабов, как правило, превращали в зависимых крестьян, пастухов и ремесленников. Так, сына раба чаще всего прикрепляли к земле в качестве собанчи или уртакчи.
Чингисхан разделил все государство Золотой Орды на четыре улуса или удела, каждый из которых возглавлял один из его сыновей. Во главе Золотой Орды стоял хан из рода Чингиса, обладавший сильной деспотичной властью. Военная структура, к которой было приспособлено административное деление страны, пронизывала ее сверху донизу и способствовала укреплению власти хана. Хан имел полную власть над всей Золотой Ордой. Ханов окружала верхушка кочевой аристократии, которая направляла и контролировала деятельность приближенных хана. Курултай – съезд монголо-татарской знати – созывался для решения наиболее важных вопросов (выбор хана, планирования походов, проведение охоты и т.д.). Созыв курултая приурочивался обычно к религиозным праздникам. Курултай являлся совещательным органом. Он принимал решения, угодные хану. Однако в большинстве случаев хан решал вопросы самостоятельно в узком кругу придворной знати. На курултае присутствовали и принимали активное участие в его работе женщины (хатуни) из правящей верхушки.
Центральный аппарат Золотой Орды состоял из главы государства (хана), придворной знати, управленческого аппарата, различных ведомств и судебного аппарата. Отраслевым управлением заведовали диваны (канцелярии). Важным должностным лицом являлся визир – второй после хана глава правительства.
В числе высших должностных лиц были также четыре улусных эмира (правителя). Старший из эмиров носил название беклярибек (главнокомандующий войсками).
В системе центрального управления большое значение имела должность бакоула, который ведал снабжением войска. Бакоулам подчинялись темники (командиры 10 тыс. отрядов), а им – сотники и десятники. Другими должностными лицами были таможенники, сокольничьи, станционные смотрители и пр.
Органы управления на местах находились в руках монголо-татарской феодальной знати. Местными управителями являлись даруги и баскаки, в распоряжении которых имелись свои канцелярии со штатом чиновников.
Золотая Орда управляла покоренными народами жестоко. Так, на территории Руси была создана баскакская военно-политическая организация, состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников. Баскаки следили за порядком в стране, проверяли уплату дани и выполнение других повинностей. Принудительно были сформированы особые военные отряды из местного населения. Командовали ими монголо-татары. Эти воинские контингенты поступали в распоряжение баскаков, живших в княжествах и осуществлявших над ними контроль. Баскаки подчинялись великому или главному баскаку, находившемуся во Владимире.
Военная организация Золотой Орды имела десятичный характер. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи, тьмы (10 тысяч). Характер занятий монголов (скотоводы-кочевники) определил и основной род их войск – многочисленную высокоподвижную конницу, которая делилась на легкую и тяжелую. В качестве осадной техники применялись тараны, подвижные осадные башни и т.д.
Железная дисциплина, хорошая организация и большая подвижность конницы, умело поставленная разведка и внезапность нападения, огромный боевой опыт и гибкая тактика давали конным татаро-монгольским войскам преимущество над малоподвижными ополчениями оседлых народов и позволяли одерживать победы.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.