logo search
ИУК

2. Наука и образование

В распространении образования, как и в развитии многих областей культуры, огромную роль играли церкви и монастыри. Накануне монголо-татарского нашествия распространение грамотности среди населения было достаточно широким. Встречаются граффити - надписи на камне, стенах, дереве. Это свидетельства о принадлежности предмета человеку, мастеру, просьбы к Богу, церковные тезисы, полемика между духовными и светскими лицами (граффити Софийского собора), загадки, пожелания князей своему пароду и т.д. В Звенигороде Галицком и в Берестье найдены берестяные грамоты, в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Львове - бронзовые стилусы (писала) для письма на восковых табличках. Про существование школ на Волыни можно сделать вывод из жития иконописца Петра, позднее митрополита. Его, когда он достиг семи лет, «отдали родители книгам учиться». Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер, применялся принцип слогового обучения чтению и письму.

К сожалению, сведений об образовании в период нашествия очень мало. В основном они относятся к Галицко-Волынскому княжеству, которое в силу своей отдаленности менее пострадало.

Присоединение украинских земель к Великому княжеству Литовскому ознаменовало новый период в развитии украинской культуры, в частности образования и науки. В общекультурном отношении Литва значительно уступала Украине - ее язык стал языком делопроизводства, дипломатии, частной переписки на территории Великого княжества Литовского. Негосударственное положение украинского населения несколько позднее негативно скажется на развитии культуры.

В этот период начальные школы существовали в городах, при больших церквях и монастырях и в имениях некоторых магнатов. Обучали дьяки-«уставники», которым платили зерном и другими продуктами. Учились или в доме дьяка, или в помещении при церкви. Изучали чтение, письмо и церковное пение. Учебниками служили «Часослов» и «Псалтырь».

Кроме людей, получивших начальное образование, были и более образованные, которые знали иностранные языки, работали в княжеских и епископских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели счета, дипломатическую переписку.

В конце XV в. в Польше и Литве начинается культурный подъем. Тут распространяются идеи гуманизма, учение Яна Гуса и других деятелей Реформации. Через Польшу прогрессивные идеи проникали в Украину и одновременно польская культура обогащалась в ходе контактов с украинской. Выходцы из Украины обучались также в университетах Европы. В документах парижской Сорбонны имена студентов-украинцев, а также бакалавров, лиценциатов и магистров' встречаются уже со второй половины XIV в. В середине XV в. в Сорбонне было уже несколько докторов украинцев (Юрий Дрогобыч, Павел Русин). Юноши из Украины -дети шляхтичей, мещан - обучались и в Болонском, Краковском, Пражском университетах.

Что касается науки, то в украинских землях получили большее развитие философские и политические взгляды. Математические знания в XIII - XV вв. не получили особого распространения. Цифровая система того времени была крайне неудобной: для каждого разряда чисел (единиц, десятков, сотен) существовали особые буквенные обозначения с титлом (надстрочный знак над буквой, обозначающий цифру); отсутствовало понятие нуля; простые дроби обозначались словесно (одна шестая - «полтрети», 1/12 - «полполтрети») и т.п. Десятичные дроби не применялись. Все это затрудняло математические действия.

Космологические представления черпались из христианской и другой богословской литературы, трактовавшей вопросы мироздания весьма противоречиво. Среди сочинений такого рода в XIII - ХIVвв. наиболее популярным были компилятивное дохристианское произведение «Книга Еноха» (П-I вв. до н. э.) и «Христианская топография» Космы Индикоплова (ок. 549 г.). В первой мир представлялся как земля и семь небес над ней, в каждом из которых живут духи, ангелы и различные светила. Во второй Земля описывается в виде стола или прямоугольной доски и т.п. Большим шагом вперед явилось возрождение в начале XV в. античных представлений о мироздании. В сборнике «Странник со иными вещьми» (1412 г.) содержится прямое заявление о шарообразности Земли. Рациональное осмысление природы мироздания было существенно затруднено влиянием религиозно-мистического мировоззрения.

С постепенным развитием в XIV - XV вв, торговли, восстано­влением дипломатических связей, возрождением паломничества происходило расширение географического кругозора людей. К этому времени относится составление множества рукописных сборников, содержавших подлинные и подробные описания Константинополя, Палестины, Западной Европы и других земель. Самым выдающимся памятником такого рода, получившим популярность, является «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, совершившего в 1466-1472 гг. путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.

Общественные идеи, связанные с осмыслением места человека в мире и обществе, а также политические теории со времени утверж­дения христианства на Руси в основном укладывались в рамки религиозного мировоззрения. В XIV - начале XV вв. Киевская Русь, восприняв в основном философско-богословские течения Византии, отставала от нее по уровню философского мышления, которое в рас­сматриваемый период и в самой Византии переживало кризис. В украинских землях взаимодействовали и противодействовали православие в традиционном понимании, слабые ростки рационализма (в виде ересей) и исихазм (этико-аскетическое учение, включавшее систему психофизического контроля), тогда как в Византии господствовали победивший исихазм и побежденный рационализм. Идеологи исихазма развили взгляды раннехристианских учителей церкви, открывая перед верующими возможность богопознания, духовного и дaжe телесного единения с Богом через восприятие божественной энергии.

На Руси XIV - XV вв. было сильно учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человечеством. Из-за социальных потрясений эти идеи принимали форму реального ожидания «второго пришествия» Христа..

Умонастроение эпохи, конечно не исчерпывалось этими идейными течениями, но в них сфокусировались важнейшие жизненные представления человека XIV - XV вв., и именно они предопределяли характер тех сдвигов, которые произошли в историко-культурном процессе того времени.