2. Историческое развитие взглядов на культуру в науке.
В настоящее время ученые принципиально сходятся во мнении, что культура при всей сложности и противоречивости доступна изучению и осмыслению, что она вполне познаваема. Развитие культуры имеет свои закономерности, которые подчинены более общим законам. Такой взгляд на культуру, однако, сложился не сразу. На протяжении веков ученые по-разному трактовали суть этого явления.
Начало изучения культуры относится к глубокой древности. Для раннеклассовых обществ (Древний Восток, античная Греция) было характерно не аналитическое отношение к культуре, а ее обожествление. Например, древнегреческие философы Платон, Протагор, Полибий и китайский философ Сыма Цянь считали культуру частью божественной природы и ее проявлением. Подобно любому живому существу, культура рождается, живет и умирает, а этапы ее развития напоминают смену времен года. Подобное понимание культуры сохранилось у отдельных ученых и в средние века. Так, арабский историк и философ Ибн - Халдун утверждал, что полный цикл развития культуры происходит в течение 120 лет, после чего старая культура бывает «добита» иной, более сильной культурой (чаще всего - культурой кочевников). Данное направление в науке приобрело название «культурного натурализма». Для него характерны: перенесение черт природы на культуру, обожествление культуры во всех ее проявлениях, в том числе в форме государственной власти, фаталистический взгляд на развитие культуры. Современные ученые отрицают цикличность развития культуры. Оно скорее напоминает спираль, а не круг (цикл). Культура и «смертна», и «бессмертна» одновременно.
В средневековой Европе проблемы культуры освещались в трудах философов - богословов. Они, по сути, отождествляли духовную культуру и религию, а материальную культуру считали полезной, если она служит делу укрепления религии. Искусство, как правило, оценивалось негативно, так как считалось наиболее неустойчивым по отношению к соблазнам, мирской суете, искушениям и другим слабостям человеческой натуры. Образование в идеале должно было быть религиозным,
служить укреплению веры в людях. Религиозный деятель и философ Августин Блаженный в своей «Исповеди» сравнивал обучение светским наукам с опьянением, к которому побуждают молодежь учителя, уже познавшие его.
В эпоху Возрождения и затем за ним Просвещения многих ученых занимали проблемы нравственного содержания культуры, ее целей и направления развития. Например, магистерская диссертация Ж.-Ж. Руссо была посвящена выяснению того, что же несет культура обществу - прогресс или регресс? Великий немецкий философ И. Кант связывал культуру с человеческой душой, в которой содержится нравственный закон, данный от Бога. Но поскольку пути Господни неисповедимы, то культуру, как и душу человека, можно исследовать, но постичь до конца невозможно. Разум ученого бессилен перед мистикой культуры. Другие ученые верили в "познаваемость культуры, критически оценивали ее возможности, исследовали различные ее формы. Ф. Вольтер, Д. Дидро, Т. Гоббс, Д, Локк вообще преклонялись перед человеческим разумом, считали, что знания и просвещение дают возможность правильно оценивать прошлое и настоящее, прогнозировать будущее. «Знание-сила», - утверждал Ф. Бэкон.
Ко второй половине XVIII в. относится деятельность немецкого философа и историка И. Гердера, который одним из первых заинтересовался изучением национальных культур как формы существования мировой. Он выделил этапы, через которые проходит национальное возрождение: I - изучение истории, этнографии, II - складывание национального литературного языка, III - возникновение национальных организаций.
В первой половине XIX в. в науке о культуре событием стали работы русского ученого Н. Я. Данилевского. В книге «Россия и Европа» он выдвинул концепцию «замкнутого (локального) развития культур». Каждый народ, по Данилевскому, создает специфическую систему ценностей, особый менталитет. Выработанная им культура с трудом контактирует с другими культурами, сопротивляясь проникновению в ее «тело» инородных элементов. Данилевский создал «систему типов» человечества. Он писал, что есть народы, приверженные идее государственности, а есть такие, которым она„ по сути, чужда. Есть люди, исповедующие идеалы рыцарства, чести, а есть их антиподы - хитрые обманщики, беспринципные торгаши. Есть народы - «бичи божьи» - гунны, монголо-татары, турки, которые «добивают» старые цивилизации. Данилевский писал, что народы Востока создали изысканную, но малоподвижную, созерцательную культуру, которая из поколения в поколение воспроизводит саму себя. На Западе была создана динамичная, утилитарно-практическая, направленная на преобразование природы и общества культура. Позднее эти идеи получили развитие в трудах украинских философов XX в. М. Хвылевого, Д. Донцова. Концепция «локального развития культур» уязвима в том, что без достаточной аргументации преувеличивает некоторые черты культуры (самобытность, устойчивость) и недооценивает другие (способность к контактам, заимствованию, динамизм).
Значительный вклад в развитие научного взгляда на культуру внесли писатели, общественные деятели Украины -Т.Шевченко, Леся Украинка, И.Франко. Так, М.Драгоманова как ученого характеризуют применение сравнительно-исторического метода, научная толерантность, широта взгляда на проблемы культуры, обращение к общечеловеческим ценностям. Проблемы культуры занимают важное место в трудах крупного историка М. Грушевского. Одним из первых он подверг сомнению и критике теорию единой монолитной культуры Киевской Руси, доказывал существование различных этноплемен еще в эпоху трипольской культуры. Не противопоставляя русскую и украинскую культуры, он все же считал последнюю более близкой европейской культуре.
Если на протяжении XIX в. изучение культуры осуществлялось преимущественно в рамках истории, философии, этнографии, археологии, то на рубеже XIX - XX вв. сформировалась культурология как наука, целью которой стало специальное исследование философской сути, теории культуры.
Самыми известными исследователями культуры в XX в. считаются немецкий ученый Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби. В книге Шаенглера «Закат Европы» (1917 г.) на новую ступень подняты идеи культурного натурализма. Автор выдвинул и разработал идею культурно-исторического круговорота: каждый культурный организм, родившись, проходит естественный круг, достигает расцвета и, истощившись, приходит к своему естественному концу. Культура Европы, по Шпенглеру, к 2000 г. достигнет заключительной стадии и прекратит свое существование, оставив после себя лишь форму - цивилизацию, которая отбросит идеалы демократии и превратится в жесткий монархизм.
А. Тойнби в своем 12-томном труде «Исследование истории» собрал и систематизировал огромный фактический материал по истории культуры народов мира. На основе его анализа Тойнби отказался от идеи универсального для всех народов пути исторического развития, сделал вывод о многообразии форм организации человечества (цивилизационных типов). Он выступает и последователем, и критиком Шпенглера. Разделяя точку зрения о «закате» западного мира, Тойнби в то же время не считает гибель европейской культуры неизбежной. Если контролировать природопользование, установить справедливые отношения между богатыми и бедными странами и внутри самих западных стран, то культуру можно спасти. Тойнби верил в синтез культур, отвергал фатализм в развитии культур, по-новому ставил вопрос о роли личности и прогрессивных социальных структур в выживании культуры.
В целом в XX в. часто стали высказываться скептические взгляды по вопросу о возможностях культуры совершенствовать духовную и моральную сферу жизни общества. Наряду с прежней уверенностью в облагораживающем воздействии культуры, имеет место и разочарование. Философ и психолог Э. Фромм писал, что человеческий мозг живет в XX в., а сердце большинства людей - все еще в каменном. Существует и мнение, что современная культура отрицает себя, превращаясь в антикультуру. Речь идет об использовании достижений культуры вразрез с принципами гуманизма: оружие массового уничтожения, бесконтрольное и стихийное развитие индустрии, враждебные природе технологии и т.д. Однако антикультура в различных ее проявлениях вызывается не чрезмерным уровнем развития культуры, а кризисными явлениями и процессами в общественной жизни. В свою очередь, устранить эти негативные процессы способна только прогрессивно развивающаяся материальная и духовная культура.
- Введение
- Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- Историческое развитие взглядов на культуру в науке. Культура в контексте мировой.
- 3. Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- 2. Историческое развитие взглядов на культуру в науке.
- 3. Украинская культура в контексте мировой.
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского народа.
- 3. Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 2. Значение принятия христианства для культурных процессов.
- 3. Расцвет культуры Киевской Руси в х-хi вв.
- 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.
- III. Украинская культура после татаро-монгольского нашествия (вторая половина XIII - хIвв.)
- 2. Наука и образование
- 3. Развитие книжного дела и литературы
- 4. Архитектура и изобразительное искусство
- IV. Развитие украинской культуры в условиях национально-освободительного движения (хvi-хviii вв.)
- 2. Книгопечатание и литература.
- 3. Образование.
- 4. Новые области науки.
- 5. Искусство.
- V. Традиционная культура украинского народа
- 1. Основные занятия и материальная культура.
- 2. Мировоззренческие представления.
- 3. Календарные праздники и обряды
- 4. Семейная обрядность.
- 2. Особенности литературного процесса.
- 3. Искусство
- 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.
- 2. Культура Украины в начале XX столетия.
- 3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг.
- 4. Развитие украинской культуры в 40-80-е гг.
- 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы.
- Список литературы
- Тема 5. Феномен української культури.
- 5.2. Географічні чинники як підстава формування української культури
- 5.3. Особливості українського менталітету
- 5.4. Основні етапи української культуроґенези
- 5.5. Тенденції розвитку сучасної української культури
- Список літератури
- Поняття "етнічна культура".
- Деякі проблеми та особливості етногенезу українсько го народу.
- 3. Культурно-історична своєрідність реґіонів України. 1. Поняття "етнічна культура".
- 2. Деякі проблеми та особливості етногенезу українського народу.
- 3. Культурнснсторична своєрідність регіонів україни.
- II. Культура київської русі
- 2. Матеріальна і духовна культура східних слов'ян.
- 3. Особливості прийняття християнства.
- 5. Освіта та наукові знання.
- 6. Мистецтво Київської русі.
- III. Українська культура після татаро-монгольської навали (друга половина хiiі - хVст.)
- 2. Наука й освіта.
- 3. Розвиток книжкової справи і літератури.
- 4. Архітектура й образотворче мистецтво.
- IV. Культура україни хvі-хvііі ст.
- 2. Особливості релігійної ситуації в україні.
- 3. Книгодрукування і література.
- 5. Нові галузі науки
- 6. Мистецтво
- V. Традиційна культура українського народу
- 2. Світоглядні уявлення
- 3. Календарні свята та обряди
- 4. Сімейна обрядовість
- VI. Українське культурне відродження XIX ст.
- 1. Історичні умови. Освіта і наука
- 2. Особливості літературного процесу.
- 3. Мистецтво.
- 4. Національні культурні організації і рухи в умовах реакційної урядової політики
- 2. Культура україни на початку XX сторіччя.
- 3. Основні тенденції культурного розвитку в 20-і
- 4. Трагедія українського культури у період сталінізму
- 5. Протиріччя культурного процесу 60-80-х рр.
- 6. Досягнення і проблеми культури незалежної україни.
- Словник Основні поняття
- Література
- Культура Киевской Руси