2. Наука и образование
В распространении образования, как и в развитии многих областей культуры, огромную роль играли церкви и монастыри. Накануне монголо-татарского нашествия распространение грамотности среди населения было достаточно широким. Встречаются граффити - надписи на камне, стенах, дереве. Это свидетельства о принадлежности предмета человеку, мастеру, просьбы к Богу, церковные тезисы, полемика между духовными и светскими лицами (граффити Софийского собора), загадки, пожелания князей своему пароду и т.д. В Звенигороде Галицком и в Берестье найдены берестяные грамоты, в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Львове - бронзовые стилусы (писала) для письма на восковых табличках. Про существование школ на Волыни можно сделать вывод из жития иконописца Петра, позднее митрополита. Его, когда он достиг семи лет, «отдали родители книгам учиться». Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер, применялся принцип слогового обучения чтению и письму.
К сожалению, сведений об образовании в период нашествия очень мало. В основном они относятся к Галицко-Волынскому княжеству, которое в силу своей отдаленности менее пострадало.
Присоединение украинских земель к Великому княжеству Литовскому ознаменовало новый период в развитии украинской культуры, в частности образования и науки. В общекультурном отношении Литва значительно уступала Украине - ее язык стал языком делопроизводства, дипломатии, частной переписки на территории Великого княжества Литовского. Негосударственное положение украинского населения несколько позднее негативно скажется на развитии культуры.
В этот период начальные школы существовали в городах, при больших церквях и монастырях и в имениях некоторых магнатов. Обучали дьяки-«уставники», которым платили зерном и другими продуктами. Учились или в доме дьяка, или в помещении при церкви. Изучали чтение, письмо и церковное пение. Учебниками служили «Часослов» и «Псалтырь».
Кроме людей, получивших начальное образование, были и более образованные, которые знали иностранные языки, работали в княжеских и епископских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели счета, дипломатическую переписку.
В конце XV в. в Польше и Литве начинается культурный подъем. Тут распространяются идеи гуманизма, учение Яна Гуса и других деятелей Реформации. Через Польшу прогрессивные идеи проникали в Украину и одновременно польская культура обогащалась в ходе контактов с украинской. Выходцы из Украины обучались также в университетах Европы. В документах парижской Сорбонны имена студентов-украинцев, а также бакалавров, лиценциатов и магистров' встречаются уже со второй половины XIV в. В середине XV в. в Сорбонне было уже несколько докторов украинцев (Юрий Дрогобыч, Павел Русин). Юноши из Украины -дети шляхтичей, мещан - обучались и в Болонском, Краковском, Пражском университетах.
Что касается науки, то в украинских землях получили большее развитие философские и политические взгляды. Математические знания в XIII - XV вв. не получили особого распространения. Цифровая система того времени была крайне неудобной: для каждого разряда чисел (единиц, десятков, сотен) существовали особые буквенные обозначения с титлом (надстрочный знак над буквой, обозначающий цифру); отсутствовало понятие нуля; простые дроби обозначались словесно (одна шестая - «полтрети», 1/12 - «полполтрети») и т.п. Десятичные дроби не применялись. Все это затрудняло математические действия.
Космологические представления черпались из христианской и другой богословской литературы, трактовавшей вопросы мироздания весьма противоречиво. Среди сочинений такого рода в XIII - ХIVвв. наиболее популярным были компилятивное дохристианское произведение «Книга Еноха» (П-I вв. до н. э.) и «Христианская топография» Космы Индикоплова (ок. 549 г.). В первой мир представлялся как земля и семь небес над ней, в каждом из которых живут духи, ангелы и различные светила. Во второй Земля описывается в виде стола или прямоугольной доски и т.п. Большим шагом вперед явилось возрождение в начале XV в. античных представлений о мироздании. В сборнике «Странник со иными вещьми» (1412 г.) содержится прямое заявление о шарообразности Земли. Рациональное осмысление природы мироздания было существенно затруднено влиянием религиозно-мистического мировоззрения.
С постепенным развитием в XIV - XV вв, торговли, восстановлением дипломатических связей, возрождением паломничества происходило расширение географического кругозора людей. К этому времени относится составление множества рукописных сборников, содержавших подлинные и подробные описания Константинополя, Палестины, Западной Европы и других земель. Самым выдающимся памятником такого рода, получившим популярность, является «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, совершившего в 1466-1472 гг. путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.
Общественные идеи, связанные с осмыслением места человека в мире и обществе, а также политические теории со времени утверждения христианства на Руси в основном укладывались в рамки религиозного мировоззрения. В XIV - начале XV вв. Киевская Русь, восприняв в основном философско-богословские течения Византии, отставала от нее по уровню философского мышления, которое в рассматриваемый период и в самой Византии переживало кризис. В украинских землях взаимодействовали и противодействовали православие в традиционном понимании, слабые ростки рационализма (в виде ересей) и исихазм (этико-аскетическое учение, включавшее систему психофизического контроля), тогда как в Византии господствовали победивший исихазм и побежденный рационализм. Идеологи исихазма развили взгляды раннехристианских учителей церкви, открывая перед верующими возможность богопознания, духовного и дaжe телесного единения с Богом через восприятие божественной энергии.
На Руси XIV - XV вв. было сильно учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человечеством. Из-за социальных потрясений эти идеи принимали форму реального ожидания «второго пришествия» Христа..
Умонастроение эпохи, конечно не исчерпывалось этими идейными течениями, но в них сфокусировались важнейшие жизненные представления человека XIV - XV вв., и именно они предопределяли характер тех сдвигов, которые произошли в историко-культурном процессе того времени.
- Введение
- Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- Историческое развитие взглядов на культуру в науке. Культура в контексте мировой.
- 3. Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- 2. Историческое развитие взглядов на культуру в науке.
- 3. Украинская культура в контексте мировой.
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского народа.
- 3. Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 2. Значение принятия христианства для культурных процессов.
- 3. Расцвет культуры Киевской Руси в х-хi вв.
- 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.
- III. Украинская культура после татаро-монгольского нашествия (вторая половина XIII - хIвв.)
- 2. Наука и образование
- 3. Развитие книжного дела и литературы
- 4. Архитектура и изобразительное искусство
- IV. Развитие украинской культуры в условиях национально-освободительного движения (хvi-хviii вв.)
- 2. Книгопечатание и литература.
- 3. Образование.
- 4. Новые области науки.
- 5. Искусство.
- V. Традиционная культура украинского народа
- 1. Основные занятия и материальная культура.
- 2. Мировоззренческие представления.
- 3. Календарные праздники и обряды
- 4. Семейная обрядность.
- 2. Особенности литературного процесса.
- 3. Искусство
- 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.
- 2. Культура Украины в начале XX столетия.
- 3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг.
- 4. Развитие украинской культуры в 40-80-е гг.
- 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы.
- Список литературы
- Тема 5. Феномен української культури.
- 5.2. Географічні чинники як підстава формування української культури
- 5.3. Особливості українського менталітету
- 5.4. Основні етапи української культуроґенези
- 5.5. Тенденції розвитку сучасної української культури
- Список літератури
- Поняття "етнічна культура".
- Деякі проблеми та особливості етногенезу українсько го народу.
- 3. Культурно-історична своєрідність реґіонів України. 1. Поняття "етнічна культура".
- 2. Деякі проблеми та особливості етногенезу українського народу.
- 3. Культурнснсторична своєрідність регіонів україни.
- II. Культура київської русі
- 2. Матеріальна і духовна культура східних слов'ян.
- 3. Особливості прийняття християнства.
- 5. Освіта та наукові знання.
- 6. Мистецтво Київської русі.
- III. Українська культура після татаро-монгольської навали (друга половина хiiі - хVст.)
- 2. Наука й освіта.
- 3. Розвиток книжкової справи і літератури.
- 4. Архітектура й образотворче мистецтво.
- IV. Культура україни хvі-хvііі ст.
- 2. Особливості релігійної ситуації в україні.
- 3. Книгодрукування і література.
- 5. Нові галузі науки
- 6. Мистецтво
- V. Традиційна культура українського народу
- 2. Світоглядні уявлення
- 3. Календарні свята та обряди
- 4. Сімейна обрядовість
- VI. Українське культурне відродження XIX ст.
- 1. Історичні умови. Освіта і наука
- 2. Особливості літературного процесу.
- 3. Мистецтво.
- 4. Національні культурні організації і рухи в умовах реакційної урядової політики
- 2. Культура україни на початку XX сторіччя.
- 3. Основні тенденції культурного розвитку в 20-і
- 4. Трагедія українського культури у період сталінізму
- 5. Протиріччя культурного процесу 60-80-х рр.
- 6. Досягнення і проблеми культури незалежної україни.
- Словник Основні поняття
- Література
- Культура Киевской Руси