3. Искусство
Театр. Становление украинского национального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура) несколько отставало от литературного развития. Так, театральное искусство в большей, чем литература, степени зависит от политического режима, финансовых возможностей, подготовленности аудитории. До 1861 г. продолжал существовать крепостной театр, и не только в усадьбах, но и в городах. В 1828 г. официально было запрещено покупать в театр крепостных, но и после этого крепостные актеры продолжали входить в состав некоторых театральных трупп. В 1789 г, театр был построен в Харькове, но в нем шли только русские пьесы.
Первыми украинскими постановками были «Наталка-Полтавка» в 1819 г. и позже «Москаль-чарівник» в Полтавском любительском театре. Они стали возможны благодаря счастливому стечению обстоятельств: поддержка генерал-губернатора Малороссии Н.Репнина, руководство труппой И.Котляревского, игра гениального актера М.Щепкина, тогда еще крепостного. Профессиональная же украинская труппа была создана только в начале 80-х годов. Организационными вопросами в ней занимался Михаил Старицкий, режиссурой - Марк Кропивницкий. Оба были и драматургами. Им удалось объединить талантливых актеров: братья Тобилевичи (псевдонимы: Ивана - Карпенко-Карый, Николая - Садовский, Панаса - Саксаганский), М.Заньковецкая, А.Затыркевич, др. Позже труппа несколько раз разделялась, но, что интересно, все четыре оформившихся коллектива продолжали ярко работать, имели большой успех в Украине, на юге России (все труппы были передвижными).
Большой знаток украинского языка, М.Старицкий писал комедии (не угасает популярность «За двома зайцями»), драмы («Не судилось», «Богдан Хмельницкий»). Они рисовали реалистические картины сельского, городского быта, передавали типичные национальные характеры. Но ни Старицкий, ни близкий ему Кропивницкий не выходили за рамки так называемой «этнографический драматургии». Создателем украинской социальной драмы стал И.Карпенко-Карый (Иван Тобилевич). В основе его пьес (драмы «Бурлака», «Безталанна», комедии «Сто тисяч», «Хазяїн») лежат глубокие психологические конфликты, острые социальные противоречия.
Музыка.Поэтическая и музыкальная одаренность украинского народа была основой высокого уровня развития музыкально-песенного творчества. В XIX в. продолжают бытовать земледельческие песни календарного цикла, а также колядки, веснянки, колыбельные, свадебные. Широкой популярностью пользовались песни-романсы «Їхав козак за Дунай», «Виоть впри», «Сонце низенько», а также созданные на стихи Шевченко «Думи мої, думи», «Заповіт». Из народной среды выдвигались талантливые певцы-кобзари (Андрей Шут, Остап Вересай).
Широкое распространение получило семейное музицирование, любительское молодежное развлекательное пение. Центрами развития музыкальной культуры были духовные учебные заведения, гимназии, частные пансионы, университеты, в которых изучалась нотная грамота и теория музыки. Многие получали профессиональную музыкальную подготовку в церковных хорах.
Музыка, пение прочно вошли в повседневную жизнь как городского, так и сельского населения. По жанрам песни были разнообразными: лирические, шуточные, романсы, исполнялись они соло, дуэтом, хором, под аккомпанемент бандуры, скрипки, гитары, фортепиано. Преимущественно это были авторские произведения, которые со временем распространялись и становились народными.
Концертную деятельность в городах Украины разворачивали самодеятельные коллективы. Традиционными среди интеллигенции крупных городов были литературно-музыкальные вечера. Устраивались благотворительные концерты, особенно во время проведения крупных контрактовых ярмарок. Однако часто такая деятельность наталкивалась на административные запреты. Например, в 1867 г. в Киеве был случай, когда власти разрешили концерт при условии, что тексты песен будут звучать на французском языке.
Высокого уровня достигло мастерство партесного (многоголосного) пения. В XIX в. хоровое пение постепенно выходит за рамки чисто культового. Общефилософское содержание канонических образов привлекало в храм немало светских слушателей. С большими концертными программами выступали хоры Киевской академии, Переяславской семинарии. Развитие своих национальных традиций тормозилось, так как предпочтение административно отдавалось иностранным авторам.
Наряду с народной и церковной традицией в XIX в. складывается светская профессиональная музыкальная культура. С.С.Гулак-Артемовский в начале 60-х годов создает первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем». Жемчужиной украинской вокальной классики стали «Вечорниці» П.И.Нищинского. Они рисуют широкую музыкальную картину народной жизни, знаменит мужской хор «Закувала та сива зозуля», тема которого - страдания казаков в турецкой неволе, их стремление к свободе. Мелодическим богатством, певучестью, драматической напряженностью привлекла слушателей опера Н.М.Аркаса «Катерина» по одноименной поэме Шевченко. Композиторы широко использовали богатые традиции украинских народных песен, обрабатывали их. П.П.Сокальскому принадлежит глубокий теоретический труд «Русская народная песня, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом...».
Целую эпоху в музыкальной жизни Украины составляет творчество Н.В.Лысенко - великого украинского композитора, блестящего пианиста-виртуоза, талантливого хорового дирижера, педагога, музыковеда и активного общественного деятеля демократического направления. Он является основоположником украинской классической музыки.
Изобразительное искусство. Если в литературе, театре уже сам язык определял их национальный облик, то в таких сферах, как изобразительное искусство, архитектура, выработка национальных форм была более проблематична. Так, в восточно-украинских землях можно говорить о русско-украинском единстве в изобразительном искусстве. Дело в том, что в течение почти всего XIX в. в Российской империи главным центром образования была Академия художеств в Петербурге. Наибольшие возможности для выставок, заказов тоже были в столице. Можно привести множество примеров переплетения творчества, судеб русских и украинских художников.
В.Тропинин оставался крепостным даже уже будучи известным художником, многие годы он жил и работал в Подольском имении своих господ. Именно здесь происходит становление мастера, он детально знакомится с иконописной традицией. Тропинин говорил, что Украина заменила ему Академию. Он пишет множество портретов («Девушка с Подолья», «Украинец», «Портрет подольского крестьянина»), демократизм и реализм которых были новаторскими. После освобождения Тропинин жил в Москве. Знаменит портрет А.С.Пушкина его работы. Оставшийся после Академии в Петербурге, И.Сошенко в своем творчестве не забывал Украину (например, «Продажа сена на Днепре», «Река Рось возле Белой Церкви»). Счастливую роль сыграло знакомство с ним в судьбе Т.Шевченко.
В целом в живописи начала XIX в. преобладающим художественным стилем был романтизм. Многих художников этого направления привлекала Украина - «новая Италия», как ее называли. Появились и художники, для которых поездки сюда не были просто данью моде. Украинской теме посвятил свое творчество В.Штернберг. Работал он и в портретном, и в бытовом, и в пейзажном жанрах. Его внимание привлекают и становятся сюжетами картин казалось бы прозаические сцены: переправа на пароме через Днепр, ярмарка, свадьба. Его картинам присуща описательность, что сближает их со стилистикой украинской литературы того времени. В.Штернберг дружил с Шевченко, ему принадлежит художественное оформление «Кобзаря». В Академии за семь картин, написанных на Киевщине и Полтавщине, он получил большую золотую медаль. В.Штернберг умер очень молодым во время поездки в Италию.
Внешние обстоятельства - ссылка, запрет рисовать - помешали раскрыться в полной мере живописному таланту Шевченко. Как считают специалисты, в романтических картинах «Селянська родина», «Циганка-ворожка», др. уже виден отход от чистого академизма. Особенно выделяется реализмом «Судня рада».
С Н.Гоголем, В.Штернбергом, Т.Шевченко близко общался великий художник-маринист И.Айвазовский, значительную часть жизни проведший в родной Феодосии (он и свою картинную галерею завещал городу). В его живописи звучала и украинская тема: «Камыши на Днепре близ местечка Алешки», уникальна для художника жанровая картина «Свадьба на Украине».
Новаторским для русского пейзажа стало творчество А.Куинджи, родившегося вблизи Мариуполя. Первая же выставленная им картина - «Ночь на Днепре» - вызвала в Петербурге сенсацию. Художник обладал тонким искусством передавать на полотне свет, воздух.
Главная тенденция изобразительного искусства второй половины XIX в. - движение к реализму - с наибольшей силой прозвучала в творчестве членов «Товарищества передвижных художественных выставок». Самый знаменитый живописный портрет Т.Шевченко написан основоположником передвижничества И.Крамским. Идея правдивого отражения жизни народа, критика несправедливости была созвучна украинскому искусству. Многие художники-передвижники были родом из Украины: Н.Ге, А.Литовченко, Н.Ярошенко. Николай Ге написал замечательный портрет своего друга - историка Н.Костомарова. Тематика произведений сближает с передвижниками художника К.Трутовского («Бандурист», «Украинская ярмарка», «Шевченко над Днепром»).
Родом из-под слободского Чугуева был великий русский художник-реалист И.Репин. Он часто приезжал на родину, не раз гостил в имении Качановка украинских меценатов Тарковских. В свое время здесь не раз бывал и Шевченко, в этой семье сохранилось множество рукописей поэта. В Качановке Репин создал первые этюды к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник воспользовался рядом советов украинского историка Д.Яворницкого, который передал ему некоторые вещи казацких времен, текст самого письма, позировал для фигуры писаря. Репин писал: «В истории народов и памятниках искусства ... меня привлекали всегда моменты проявления всеобщей жизни горожан, ассоциаций; более всего в республиканском строе, конечно,... И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа».
Выдающимся мастером бытового жанра был М.Пимоненко. Большинство его работ, написанных на темы крестьянской жизни, отличаются щедростью, эмоциональностью, высоким живописным мастерством: «Святочные гадания», «Свадьба в Киевской губернии», «Проводы рекрутов». Однако отношения Пимоненко с украинской национальной интеллигенцией складывались непросто. Ему ставили в вину отсутствие четкой национальной программы, иногда очень грубо критиковали мастера, основавшего в Киеве художественную школу.
Соединение искусства с осознанной национальной идеологией впервые происходит в творчестве С.Васильковского. Выпускник Петербургской Академии, он вернулся из длительной зарубежной поездки, обладая прекрасным профессиональным уровнем. Свое мастерство он полностью отдает Украине: пишет пейзажи Поднепровья, Подолья, Слобожанщины, архитектурные памятники, жанровые сценки, исторические полотна. Одновременно он изучает и собирает памятники старинного украинского искусства. В 1900 г. Васильковский совместно с художником-баталистом М.Самокишем создает альбом «Из украшської старовини», комментарии к акварелям Васильковского пишет историк Яворницкий. Признанием художественной, научной ценности альбома является его переиздание в наши дни. Свою историческую коллекцию и многие картины С.Васильковский оставил родному Харькову.
Архитектура. В архитектуре в XIX в. на смену пышности и раскованности украинского барокко пришел сдержанный, академический стиль классицизма. За строительством городов наблюдали специальные комиссии и комитеты. Гражданские сооружения строились с учетом их назначения - главной целью архитектора стало не создание внешней привлекательности, а внутренний комфорт (высокие потолки, вентиляция, освещение).
Переход от барокко к классицизму отразился и на планировании городов. Обязательно выделяется административный центр с площадью, на которой размещались помпезные здания правительственных учреждений, кварталы были прямоугольными, композиции ансамблей, отдельных архитектурных комплексов, дворцово-парковых ландшафтов носили открытый характер.
В это время активно застраиваются новые города на юге Украины и в Крыму - Мариуполь, Александровск, Екатеринослав, Николаев, Одесса. В Одессе по проекту петербургского архитектора Тома де Томона в 1809 г. было сооружено здание оперного театра. Одновременно происходила реконструкция старых городов Слобожанщины и Приднепровья. Архитектурный стиль Киева определялся известным архитектором А.Меленским. По его проекту сооружены памятник в Честь возвращения Киеву Магдебургского права, церковь на Аскольдовой могиле, ансамбль Контрактовой площади на Подоле, сооружения которого пострадали от пожара 1812 г. В 1837-1843 гг. по проекту В.Беретти построено здание Киевского университета. Упорядочиваются такие города, как Харьков, Полтава. Сооружение в Полтаве монумента в честь Полтавской победы (архитектор - Тома де Томон) и Успенского собора в Харькове (В.Васильев, закончил А.Тон) увековечили память о совместной борьбе русского и украинского народа против иностранных захватчиков.
Во второй половине XIX в. стилевое единство классицизма разрушается. Сложная эпоха утверждения капитализма отразилась и в архитектуре: появляются новые материалы, новые заказчики. Складывается направление, получившее название эклектика (смешение). В киевских фасадах того времени можно увидеть и готику, и Ренессанс, и романский стиль, много зданий в «кирпичном стиле» (главное украшение - неотштукатуренная кирпичная кладка). Поиск все большего разнообразия вызвал интерес к русско-византийским традициям. Они четко видны в облике крупнейшего в Киеве кафедрального Владимирского собора, строившегося больше 20 лет (1862-1886) по проектам И.Штрома, П.Спарро, А.Беретти. Участие в росписях собора В.Васнецова, М.Нестерова, М.Врубеля сделало собор выдающимся явлением в монументальном изобразительном искусстве.
Мастерство и талант украинского народа проявились в создании дворцово-парковых ансамблей. Их авторы как правило нам неизвестны. Народные мастера создавали выдающиеся произведения: дворец Разумовского в Батурине в живописной местности над Сеймом, дворец Галагана в Сокирницах на Черниговщине, к которому прилегает лесопарк площадью 600 десятин, парк «Александрия» на берегу Роси в Белой Церкви, знаменитая «Софиевка» в Умани, где руками крепостных, без использования какой-либо техники были насыпаны горы, выкопаны пруды. Первым проектом в собственно украинском стиле считают принятый в 1903 г. проект здания Полтавского земства архитектора В.Кричевского. Росписи этого здания выполнил художник Васильковский.
- Введение
- Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- Историческое развитие взглядов на культуру в науке. Культура в контексте мировой.
- 3. Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- 2. Историческое развитие взглядов на культуру в науке.
- 3. Украинская культура в контексте мировой.
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского народа.
- 3. Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 2. Значение принятия христианства для культурных процессов.
- 3. Расцвет культуры Киевской Руси в х-хi вв.
- 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.
- III. Украинская культура после татаро-монгольского нашествия (вторая половина XIII - хIвв.)
- 2. Наука и образование
- 3. Развитие книжного дела и литературы
- 4. Архитектура и изобразительное искусство
- IV. Развитие украинской культуры в условиях национально-освободительного движения (хvi-хviii вв.)
- 2. Книгопечатание и литература.
- 3. Образование.
- 4. Новые области науки.
- 5. Искусство.
- V. Традиционная культура украинского народа
- 1. Основные занятия и материальная культура.
- 2. Мировоззренческие представления.
- 3. Календарные праздники и обряды
- 4. Семейная обрядность.
- 2. Особенности литературного процесса.
- 3. Искусство
- 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.
- 2. Культура Украины в начале XX столетия.
- 3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг.
- 4. Развитие украинской культуры в 40-80-е гг.
- 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы.
- Список литературы
- Тема 5. Феномен української культури.
- 5.2. Географічні чинники як підстава формування української культури
- 5.3. Особливості українського менталітету
- 5.4. Основні етапи української культуроґенези
- 5.5. Тенденції розвитку сучасної української культури
- Список літератури
- Поняття "етнічна культура".
- Деякі проблеми та особливості етногенезу українсько го народу.
- 3. Культурно-історична своєрідність реґіонів України. 1. Поняття "етнічна культура".
- 2. Деякі проблеми та особливості етногенезу українського народу.
- 3. Культурнснсторична своєрідність регіонів україни.
- II. Культура київської русі
- 2. Матеріальна і духовна культура східних слов'ян.
- 3. Особливості прийняття християнства.
- 5. Освіта та наукові знання.
- 6. Мистецтво Київської русі.
- III. Українська культура після татаро-монгольської навали (друга половина хiiі - хVст.)
- 2. Наука й освіта.
- 3. Розвиток книжкової справи і літератури.
- 4. Архітектура й образотворче мистецтво.
- IV. Культура україни хvі-хvііі ст.
- 2. Особливості релігійної ситуації в україні.
- 3. Книгодрукування і література.
- 5. Нові галузі науки
- 6. Мистецтво
- V. Традиційна культура українського народу
- 2. Світоглядні уявлення
- 3. Календарні свята та обряди
- 4. Сімейна обрядовість
- VI. Українське культурне відродження XIX ст.
- 1. Історичні умови. Освіта і наука
- 2. Особливості літературного процесу.
- 3. Мистецтво.
- 4. Національні культурні організації і рухи в умовах реакційної урядової політики
- 2. Культура україни на початку XX сторіччя.
- 3. Основні тенденції культурного розвитку в 20-і
- 4. Трагедія українського культури у період сталінізму
- 5. Протиріччя культурного процесу 60-80-х рр.
- 6. Досягнення і проблеми культури незалежної україни.
- Словник Основні поняття
- Література
- Культура Киевской Руси