logo
ИУК

4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.

В XII в. в истории Киевской Руси начинается период феодальной раздробленности. Киев теряет свое значение политического центра, но в культурной жизни по-прежнему занимает ведущую позицию. Материальная и духовная культура отражает особенности социально-политического и экономического развития страны. Архитектура приобретает черты крепостных сооружений - тяжелых, мощных, с окнами-амбразурами, с характерной для романского стиля аркатурой. В росписях церквей характерными становятся изображения святых-воинов в виде феодалов - небесных покровителей феодалов земных. В затемненных нартексах (передняя часть храмов, где часто хоронили феодалов и церковных деятелей) появляются композиции на тему «страшного суда» и адских мук, которые ожидают непокорных воле властей и церкви. Древнерусское искусство этого периода имеет ряд общих черт с романским, что отражает феодальную идеологию. Важной чертой искусства этих времен было приближение его к народным источникам, в связи с чем меняется цветовая гамма, снова становятся популярными фольклорные мотивы.

Новый архитектурный стиль складывается на Руси в 30-х годах XII в. Для его сооружений было характерно упрощение плановых и композиционных решений, а также переход мастеров на местные строительные материалы. В Поднепровье и на Волыни развивалось кирпичное строительство, на Владимиро-Суздальской земле и в Галиче - белокаменное, в Новгороде и Пскове широко использовался местный плитняк и т.д. К сооружениям нового стилистического направления относятся киевские церковь Богородицы Пирогощи на Подоле, Кирилловская церковь, черниговский Успенский собор Елецкого монастыря, Дмитриевский собор во Владимире на Клязьме и др. Самым известным профессиональным архитектором считался Петр Милоног, строивший здания по заказу киевских князей. В Галицкой земле известными были имена скульптора Авдия и архитектора Алексы.

Особенно активно развивается замковая архитектура. Это и стратегические замки, которые строятся князьями для обороны вотчин, и укрепленные феодальные усадьбы, и, наконец, монастыри, где также можно было отсидеться во время нападения врагов или, что бывало тоже весьма часто, восстаний угнетенного населения. Облик многих городов в период феодальной раздробленности меняется: благодаря активному строительству церковных и светских сооружений они приобретают вид больших культурных центров, становятся своего рода столицами земель. В них кипит торговля, складываются ремесленные объединения, торговые корпорации, все большую роль в политической жизни играют местные аристократы - бояре и богатые купцы, которые постепенно забирают власть в свои руки. В Новгороде и Пскове это привело к установлению боярско-купеческих республик, в Смоленске и Киеве - к определенному ограничению власти князя, а в Галиче и Владимире-Волынском - к всевластию бояр. Иногда городская аристократия вытесняет княжеские дворы на окраину городов. А сельская жизнь, тесно связанная с земледелием, опиралась на «законы отцов», древние обычаи и обряды, тяготела к консервативному устою.

В духовной культуре XII и особенно XIII вв. появляются черты, близкие к европейскому Предвозрождению. В. литературе впервые проходят светские лирические темы, в частности, становится популяр­ной «Песнь песней». Возникает интерес к античности: переводятся произведения древнегреческих и древнеримских авторов. Особую роль играют патриотические темы объединения русских земель перед угрозой внешней опасности, осуждаются феодальная раздробленность и междоусобицы. Характерным становится «звонение в прадедную славу», т.е. обращение к примерам из героического прошлого Киевской Руси. Прежде всего это относится, как уже говорилось,к «Слову о полку Игореве», Активно развивалось ремесленное производство. Ремесленных специальностей становилось все больше, в крупных городах их насчитывалось более ста. Ювелирные изделия ХI-ХШ вв. поражают высокой эстетикой и техникой исполнения. Перегородчатые эмали, чернение серебра, литье из драгоценных металлов, техника скани (узоры из тонких металлических ниток) и др. технологии делали ювелирные украшения Киевской Руси предметом гордости их обладателей. Многие из них попали в музеи различных стран.

Культура Киевской Руси IX-XIII вв. достигла высокого уровня. Ее основой стада самобытная культура восточнославянских племен. Осо­бенно после принятия христианства постепенно проявляются обще­европейские тенденции и в идейном содержании и в формах разви­тия. Значительное влияние на культуру Киевской Руси оказала сохранившая античные традиции Византия. Новые веяния в культуре, большее региональное своеобразие появились в связи с начавшейся феодальной раздробленностью. Культурное наследие IХ-ХШ вв. стало основой для складывания культуры Украины, России и Белоруссии в период позднего средневековья.