logo
ИУК

2. Мировоззренческие представления.

Духовная культура украинцев сложилась под влиянием прежде всего двух факторов: основных занятий населения (прежде всего, земледелия), и религиозных верований. Большинство украинцев было православными христианами. В Западной и Правобережной Украине часть населения принадлежала к греко-католической конфессии, которая возникла в результате Брестской церковной унии в 1596 г.

На бытовом уровне религия народных масс представляла собой соединение христианских идей с языческими верованиями и представ­лениями. В сознании украинского крестьянина вера в единого Бога уживалась с разнообразными поверьями о чертях, упырях, домовых, русалках и другой «нечистой силе», евангельские заповеди - с верова­ниями в магию, чародейство, ворожбу и т.д. Образы христианских богов (например, Илья Пророк отождествлялся с громовержцем Перуном, святые Георгий и Власий - с покровителем скота Белесом и т.д.). В народный быт вошли церковные молитвенные формулы, близ­кие к магическим заклинаниям, а в роли магических предметов исполь­зовались некоторые предметы церковного культа. Фольклор напол­нился именами Христа, Богородицы, святых.

Остановимся подробнее на народных представлениях о русалках и ведьмах - исключительно интересной теме в украинской демонологии. Не случайно именно эти образы вошли в художественную литературу (достаточно вспомнить хотя бы «Лicову пісню» Л.Украинки или «Майскую ночь» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя).

Русалками (или мавками) обычно становятся души утопленниц, самоубийц, детей, родившихся мертвыми или умерших до крещения. Существовало три основных разновидности русалок - полевые, песо-вые и водяные, отличавшиеся внешним видом и повадками.

Водяные русалки необычайно красивы, с длинными распущенными волосами. Они любят водить хороводы при луне. Лесные мавки предпочитают забавляться, качаясь на верхушках деревьев или устраивая шумные драки. Они очень похожи на людей, но у них отсутствует спина. Русалок считали нечистой силой, которую нужно было опасаться и задабривать, т.к. они могли наслать град, бурю, потоптать пшеницу и т.д. Тех, кто не в добрый час попадался им в руки, русалки могли утопить, защекотать до смерти, заставить выполнять свои прихоти. Наиболее активными русалки были в троицкую неделю, особенно в четверг. Чтобы предохранить себя от них, люди всю неделю не работали, употребляли разные обереги: носили с собой полынь, клали на окна крапиву, и т.д.

В отличие ох русалок, ведьмы - представительницы земного мира, вступившие в общение с потусторонними силами. В народе верили, что ведьмы по природе бывают двух видов. Родимые появлялись на свет по заклятью. Седьмая по счету дочь в семье также могла родиться ведьмой. Ученые же ведьмы постигали науку ведовства сознательно, с помощью колдовских обрядов и испытаний. Внешне такие женщины очень эффектны, зачастую вдовы (яркий пример - гоголевская Солоха). Считалось, что ведьмы не едят мяса, обожают вареники с творогом (поэтому могут красть начинку из чужих вареников). Традиционным местом сбора ведьм в Украине была Лысая гора под Киевом, куда ведьмы слетались верхом на помеле, кочерге или вальке для стирки. Согласно традиционным представлениям, ведьмы могли напустить болезнь, порчу на домашний скот и людей, но при этом способны были заговорить боль, отпоить травами. Перекувырнувшись через воткнутый в землю нож и произнеся нужные заклинания, ведьмы превращались в самые разные существа или предметы (клубок нитей, кусок полотна, бесхвостую сороку). В каждом селе, как правило, оказывались женщины, которых подозревали в связях с нечистой силой, поэтому существовал огромный арсенал средств для их выявления. Так, чтобы обнаружить ту, кто крадет молоко у коров, нужно было на Страстной неделе перед Пасхой изготовить специальную осиновую табуреточку и взять ее с собой в церковь. Если во время службы встать на нее и посмотреть вокруг, то у ведьмы над головой будет находиться по­дойник.