logo
ИУК

2. Особенности литературного процесса.

В уже характеризовавшейся ситуации рубежа ХVШ-ХIХ вв., когда украинский язык сохранялся только в устной речи, и позже - в условиях правительственных запретов и преследований - процесс становления украинского литературного языка приобрел особую важность и особую сложность. М.Грушевский писал: «Язык решил судьбу украинского возрождения, восстановив разорванную связь между интеллигенцией и народом...» Отсюда - и особенности украинской литературы XIX в. - народные темы творчества, реализм и демократизм.

Первым произведением на народном языке, начавшим процесс его оформления в современный литературный язык, стала «Энеіда» И.Котляревского. Пародия на поэму Вергилия, где троянский герой Эней предстал казацким ватажком, была опубликована в Петербурге в 1798 г. без ведома автора. Уже после ее успеха, Котляревский допол­нил, расширил свою поэму, написал музыкальные комедии «Наталка-полтавка», Москаль-чарівник».

Юмористический и сатирический тон произведений Котляревского был подхвачен другими писателями, прежде всего кружка, центром которого был Харьковский университет. Его ректор П.Гулак-Артемовский писал стихи на украинском языке. Получили известность басни Е.Гребинки. Он брал классические сюжеты и придавал им выразитель­ный украинский колорит. Позже Е.Гребинка переехал в Петербург, писал повести на русском языке, был в числе друзей молодого Т.Шев­ченко.

К харьковскому кружку принадлежал и И.Квитка-Основьяненко -основоположник украинской художественной прозы. Его повести разнообразны: одни - написаны с юмором, другие - сентиментальны, третьи - дают реалистические картины (лучшая - «Сердешна Оксана»), иные проникнуты народными верованиями и преданиями («Конотопська Відьма»), Квитка-Основьяненко прервал традицию использования украинского языка только в комических жанрах.

Безусловно, перелом­ным в становлении укра­инского литературного языка и общественном признании украинской литературы стало твор­чество Тараса Григорье­вича Шевченко. «Его творчество, - писал М.Гру­шевский, - это творчество народа, достигающего сразу, без посредствующих степеней, высокого интеллектуального развития и индивидуального сознания и соединяющего в своих созданиях непосредственность народной поэзии с сознательностью литературного творчества». Широко известны основные вехи жизненного пути Шевченко: рождение в семье крепостных пана Энгельгарда, ранняя смерть родителей, работа «в наймах» и у пана казачком, переезд в Петербург, знакомство с земляком - художником И.Сошенко, выкуп из неволи на деньги, вырученные от продажи портрета В.Жуковского работы К.Брюллова, учеба в Академии художеств, участие в Кирилло-Мефодиевском обществе, арест и 10-летняя рекрутчина с запретом писать и рисовать, смерть вскоре после возвращения из ссылки. Первый «Кобзарь» выходит в 1840 г. в Петербурге, через год - «Гайдамаки». Гениальный поэт, Шевченко внес в украинскую литературу новое содержание: яростный протест против крепостного права, защита свободы и достоинства личности, восхищение народными движениями, призыв к общественной справедливости. Личность и творчество Шевченко - символ всей украинской культуры.

Противоречивость духовной жизни Украины того времени отразилась в творчестве писателя, лингвиста, историка, публициста П.Кулиша. Это имя, почти на полвека незаслуженно забытое, сейчас привлекает пристальный интерес. Сторонник культурно-национального возрожде­ния, Кулиш мучительно метался в поисках его путей: от нелегального Кирилло-Мефодиевского общества - к литературной деятельности в Петербургской «Основе», от союза с галицкой общественностью - к на­деждам на польскую помощь. Бесспорно значение его этнографического сборника «Записки о Южной Руси», исторического романа «Чорна рада».

Демократическое направление в украинской прозе развивала Марко Вовчок (М.Виленская). Ее сборник «Народні оповідання», повести «Інститутка», «Кармелюк» потрясают трагической правдивостью картин крепостнического гнета, трогают образами простых людей. На русский язык рассказы перевел И.Тургенев. Т.Шевченко в стихотворении «Марку Вовчку» обращается к ней как к продолжательнице дела своей жизни.

Произведения знаменитого украинского баснописца Л.И.Глебова в русле демократических настроений того времени в аллегорической форме изображали бесправие простых людей, своеволие помещиков, лицемерие, ханжество.

С.Руданский закончил медицинский факулътет Петербургского уни­верситета и работал врачом в Ялте в Крыму. Популярность ему прине­сли «співомовки» - сатирические небольшие стихи, диалоги. Только после его преждевременной смерти Елена Пчелка и другие писатели собрали и опубликовали его замечательные, в стиле народных песен, лирические стихи.

И.Нечуй-Левицкий создал в отечественной литературе жанр соци­ально-бытовой повести. Писатель, многие годы работавший учителем в школах и гимназиях практически по всей Украине, прекрасно знал все слои украинского общества: жизнь крестьян после ликвидации крепостного права, быт рабочих, проблемы взаимоотношений интел­лигенции и народа («Кайдашева сім'я», «Микола Джеря»).

На революционно-демократических принципах базировалось твор­чество Панаса Мирного (А.Я.Рудченко). Автор новаторских социаль­но-психологических романов и повестей о народной жизни, он поднял украинскую прозу до высокого уровня художественного совершенства. Романы «Хіба ревуть воли, як ясла повні?»(совместно с И.Билыком), повести «Лихі люди», «Лихо давне і сьогочасне», «Голодна воля», пьеса «Лимерівна» и другие его произведения - это огромная художественная эпопея, которая отражает жизнь украинского народа на протяжении почти всего XIX в., особенно в пореформенное время. Новым для украинской литературы в творчестве П.Мирного было то, что главное внимание уделялось внутреннему миру героев, их переживаниям, моти­вам поступков, эволюции взглядов.

Служению идеалам трудового народа посвятил творчество револю­ционер-демократ П.А.Грабовский, умерший в ссылке в Тобольске. Рассматривая литературу как «живую творческую силу общественного движения», он создал прекрасные революционные стихи (сборники «Пролісок», «3 піночі», «Кобза»).

В 70-е годы приходит в литературу И.Франко. Человек разносторон­не одаренный, он проявил себя в поэзии и прозе, драматургии и публицистике, новеллистике и литературной критике, истории и этнографии, философии и политике. Сын крестьянина-кузнеца из-под Дрогобыча, с трудом получивший возможность закончить школу и гимназию, И.Франко так формулировал свое кредо: «Как сын крестья­нина, вскормленный твердым мужицким хлебом, я чувствовал себя обязанным отдать свой труд этому простому народу». Своему принципу Франко следовал и в литературно-издательской деятель­ности (альманах «Друг» во Львове), и в политической борьбе (несколь­ко раз арестовывался за социалистические взгляды, участвовал в основании Украинской радикальной партии), но наиболее впечатля­юще и последовательно - в литературном творчестве: лирические сборники «3 вершин і низин», «Пів'яле листя», историческая повесть «Захар Беркут», остросоциальный «Борислав сміється», поэма «Моісей», психологическая драма «Украдене щастя». И.Франко многое сде­лал для сближения литературного процесса в Западной и Восточной Украине, расширения контактов с европейскими литературами (был избран членом многих научных обществ, переводил Байрона, Гейне, Гёте).

Ярчайшим явлением украинской литературы явилось творчество Леси Украинки (Л.Квитка-Косач). Она разорвала круг традиционной самобытной тематики, обогатила украинскую поэзию, драматургию образами мировой истории, глубокими художественными обобщения­ми, картинами столкновения философских, этических идей. В ее воспитании, образовании уже проявились сложившиеся к 70-м годам национальные традиции. Отец - участник движения «Громад», друг М.Драгоманова, мать - писательница Елена Пчелка. И.Франко писал, что после шевченковского «Поховайте та вставайте» Украина не слышалатакого сильного, горячего поэтического слова. С поразительным мужеством Л .Украинка противостояла личной трагедии - уже в детстве ее постигла тяжелая, неизлечимая тогда болезнь. Вынужденная подолгу жить на Кавказе, в Египте, Италии, она никогда не замыкалась на лечении, изучала историю, культуру, традиции стран, куда привела ее судьба. От лирики писательница идет к поэмам («Давня казка», «Самсон», «Роберт Брюс») и венчают ее творчество драматические поэмы («У катакомбах», «Касандра») и поэтические драмы («Лісова теня»).

В 90-х годах начинается творчество М.М.Коцюбинского. В этот период он постепенно освобождался от культурнических иллюзий и утверждался на революционно-демократических позициях. Он развил жанр психологической новеллы и продолжил традицию социальной повести. Уже в ранних своих произведениях показывает благородство простых тружеников, пробуждение в них чувства собственного достоинства, их стремление к свободе.

Таким образом можно выделить следующие этапы развития украинской литературы в XIX в.: