logo
ИУК

4. Семейная обрядность.

Семейная обрядность состоит из свадебных, родильных и похорон­ных обрядов. В цикле семейных обрядов сплелись действия, символы, атрибуты, которые возникли в различные эпохи и должны были обес­печить счастье, богатство, благополучие семьи и защитить ее членов

от злых сил.

Родильные обряды. Рождение ребенка было принципиальным событием, т.к. являлось фактическим признанием семьи. Бездетная семья традиционно считалась неполноценной. Женщины старались скрывать беременность от злых глаз (например, старых дев), пытались по приметам определить пол ребенка. Особенно желательными были мальчики. Заранее решался вопрос о повивальной бабке, от которой во многом зависел успех родов. Обычно повитуху звали, когда роды уже начинались, и та приходила с хлебом, освященной водой и целебными травами - «зіллям». Она совершала в хате целый ряд магических действий, полезных для роженицы - настежь распахивала окна, открывала замки, развязывала все узлы. Все это проделывалось для облегчения родов. Опытная повитуха оказывала и практическую помощь. При необходимости она делала массаж, компрессы, растирания. Сам момент появления малыша на свет тоже сопровождался обрядами, т.к. именно теперь пытались определить его характер, будущий род занятий. Поэтому пуповину у мальчиков перерезали на топоре, у девочек - на веретене, или гребне для прядения. Известны случаи, когда пуповину перерезали на книге - хотели, чтобы ребенок был грамотным. Пуповину и послед обычно старательно закапывали в землю, но иногда кусочки высушенной пуповины или «рубашки», в которой родился ребенок, использовали как оберег или верное средство от бесплодия. Затем следовала первая купель, имевшая и гигиеническое, и магическое значение. В воду добавляли «свячене зілля»; мед, цветы или молоко для девочек, чтобы те были красивыми; корень девясила для мальчика - чтобы были сильными. Малыша обсушивали у топящейся печи, приобщая нового члена семьи к домашнему очагу. Сына заворачивали в сорочку отца, дочь - в материнскую одежду. Массу самых необычных предметов исполь­зовали в качестве оберегов, которые клали в люльку, помещали в свивальник - кусочек угля, несколько зерен, соль, подсоленый хлеб, ножницы и др.

Очень важным был момент имя наречения, так как хорошо выбран­ное имя обеспечивало малышу счастье и благополучие. Было принято давать имена по святцам (в пределах 8 дней до и 8 дней после рожде­ния). Известны случаи, когда незаконнорожденным детям давали неблагозвучные имена. Древние обряды выбора имени были пол­ностью заменены церковным крещением, в котором огромную роль играли крестные родители ребенка - кумовья. Их обычно выбирали среди близких родственников (кума обязательно должна была иметь детей). Именно они принимали малыша из рук священника, вносили его в дом и клали на вывернутую овчину - символ здоровья и благопо­лучия, затем обязательно одаривали новорожденного. Институт кумовства в Украине был очень распространен. Крестные родители почитались наравне с родными и обязаны были всячески заботиться о крестниках. Они играли почетную роль на свадьбах, участвовали в воспитании сирот, но главным считалось их духовное родство.

Вскоре после родов (на 3-7-9 день) устраивали «родины» - своеоб­разный очистительный ритуал, так как роженица считалась нечистой. В комнату, где проходили роды, три дня нельзя было заходить, до очищения женщина не могла доить коров, месить квашню, трогать иконы. В этом слышатся отголоски очень давних языческих верований. В этот же период молодая мати была особо уязвима для сглаза и порчи. Поэтому с помощью повивальной бабки она организовывала прием гостей. Основными обрядовыми элементами родин были ритуальное обмывание рук матери и повитухе, а также поедание специально изготовленной «бабиной каши» (из проса, гречки). Мать, ребенка и бабку пришедшие гости должны были одарить полотном и монетами. Отец принимал в этом обряде незначительное участие. Позднее происходили «одвідки» -приходившие в индивидуальном порядке соседи и родственники также приносили подарки.

Заканчивался родильно-крестинный обрядовый цикл празднова­нием первой годовщины рождения ребенка - «пострижичинами». В семейном кругу с участием соседа и кумовьев отец и повитуха стригли малыша. Вначале на голове выстригалась крестообразная фигура, затем стригли наголо. Мальчика при этом усаживали на топор, девочку - на веретено. Повитуху за это награждали, она также одаривала ребенка. Все присутствующие обязательно дарили что-либо малышу «на зубок». Остриженные волосы прятали или зарывали во избежание порчи. В дальнейшем в крестьянской среде не было принято отмечать дни рождения.

Свадебные обряды. Свадьба была одним из важнейших событий в жизни, а традиционный «весільний» ритуал -замечательным явлением народной культуры, включавшим в себя сложный комплекс разнообразных элементов. У украинцев существовала своеобразная система добрачных отношений, проявившаяся в форме знакомства, ухаживания, сватовства и пр. Обычно молодежь общалась в пределах своего села или улицы, но не исключался и выбор суженого за пределами места проживания. Традиционно местами встреч были праздники с танцами и играми, совместная работа («толоки»). Чаще всего молодежь собиралась на «вечорнищ», куда не допускались взрослые. Для проведения вечорииц обычно снимали хату (чаще всего у вдов, солдаток), приносили еду, устраивали танцы. В конечном итоге основной функцией таких посиделок был выбор суженого.

В более раннее время выбор нареченного всецело зависел от воли родителей, как, впрочем, и все вопросы, связанные с заключением брака.

Собственно свадебный ритуал состоял из целого цикла обрядов, необходимых для придания браку юридической силы. Церковное освящение брака входило в обиход постепенно, в течение всего XIX в., но везде сочеталось с традиционными обычаями и обрядами.

Начиналось все со сватанья, когда приглашенные женихом старосты (сваты) из близких родичей, взяв обрядовый хлеб, шли к родителям невесты для получения предварительного согласия на брак. Зачастую это происходило поздним вечером для сохранения тайны. Велся традиционный диалог (с упоминанием охотника и куницы, купца и товара, библейских персонажей). Если согласие было получено, невеста повязывала сватам рушники через плечо, а жениху подавала на блюде платок, нередко изготовленный ею, затем приглашала за стол. В случае отказа девушка возвращала старостам принесенный хлеб, а жениху могла подать тыкву («гарбуза»).

После успешного сватанья происходили «оглядини» - смотрины невесты, а также достатка дома и хозяйства жёних иногда, чтобы продемонстрировать богатство, родители жениха шли на хитрость -брали у соседей коня, мешки с зерном и пр.). Затем наступали «заручини» (аналог городской помолвки) - скрепление договора о браке, после которого отказ считался недопустимым и влек за собой, помимо общественного порицания, еще и ощутимый денежный штраф.

Затем начинался период подготовки к свадьбе, которую обычно играли осенью с Покрова (1 октября) до филипповского поста (14 но­ября) или зимой с Крещения (19 января) до Масленицы.

Предсвадебные действия начинались с отправления жениха и невесты на «запросини». Приглашали обычно всех родственников, соседей. Невеста с дружкой заходили в дом и, произнося традиционную фразу: «Просили мамо і тато на хліб-сіль, і я прошу на весілля», - клали на стол обрядовый хлебец- «шишку».

Обязательным обрядовым действием было прощание жениха и невесты со своей свободой, акт их отделения от несемейной группы молодежи. Особенной лиричностью отличался «девіч-вечір» накануне свадьбы, символизировавший переход девушки в новый статус. Подружки плели венки и делали «весільне гільце» - облепливали тес­том ветвь сосны, вишни, черешни, выпекали и украшали калиной, цветами, лентами. Уже в конце свадьбы молодая отламывала веточки от «гільця» и раздавала дружками. На вечере у жениха изготавливали другой атрибут - свадебную саблю, также ярко украшенную. На свадьбе эти предметы символически объединялись. Завершался вечер «посадом» отдельно в домах жениха и невесты, когда родители благословляли молодых.

Церковное венчание проводили иногда в один день со свадьбой, иногда заранее, но оно не было главным действием брака. Если свадьба почему-либо откладывалась, обычай не позволял венчанным жить вместе. На венчание молодые отправлялись порознь, получив родительское благословение. Интересно, что христианский обряд все равно приобретал в народе магический характер. Невеста могла класть за пазуху мак - от чесотки, а в карман - металлический предмет (ключ, ножницы, нож) от сглаза. В швы одежды с этой же целью втыкали иголки, булавки, в обувь могли положить ягоды рябины, а на шею повесить янтарь. После венчания молодых встречали у дома невесты. Они трижды кланялись ее родителям, а те подносили им хлеб-соль. В это же время обычно отвозили приданое в дом жениха (сундук, в котором девушка с детских лет собирала одежду, рушники, украшения, и куда никто не имел права заглядывать). Во всех свадебных передвижениях молодых сопровождал «весільний поїзд» - свита из бояр жениха и дружек у невесты. На пути жениха несколько раз организовывали «перейми», требуя выкуп за невесту. В самом свадебном действе большую роль играли крестные родители. На протяжении всей свадьбы совершался целый ряд обрядов, несущих идею плодородия и достатка: обсыпание молодых зерном и мелкими деньгами, переступание через кожух. Почетным гостем считался колдун, которого звали, чтобы оградить молодых от порчи. Он разбрасывал по хате кусочки подсоленного хлеба, плюнув три раза на восток, осматривал углы, насыпал в них рожь, траву и золу (против порчи и для здоровья молодых).

Обязательным было обильное застолье, в процессе которого происходил обряд дарения родственников молодых, дележ каравая и т.д. Самым драматичным моментом было расплетение косы и покрытие головы молодой очипком. Это символизировало переход девушки в замужнее состояние. Отныне она не имела права ходить с непокрытой головой, это воспринималось как большой грех. По старинным народным представлениям простоволосая замужняя женщина могла накликать болезни и неурожай.

Невесту увозили в дом жениха, где совершалось обрядовое соеди­нение - молодым перевязывали руки рушником или поясом. Существо­вало много символов соединения - два каравая, «весільне гільце» и сабля, две перевязанные ложки.

Свадьба заканчивалась обрядом брачной ночи, который включал переодевание молодой, выведение ее к гостям, демонстрацию девст­венности. Ритуальное присоединение невестки к родне мужа символи­зировали разжигание печи, приготовление обеда, угощение свекрови. Второй день свадьбы знаменовался также ряженьем - сложными драматическими действиями, в которых слились игровые развлека­тельные моменты и магические действия. Все переодевались, изобра­жая животных, цыган, нищих и т.д. С песнями и плясками отправля­лись к родителям молодой на блины. Существовал любопытный обычай изображать «фальшивую невесту». Гостей встречал дружок, одетый в лохмотья, с крапивным венком на голове, вымазанный сажей и доказывал матери невесты, что он и есть ее дочь, пока не появлялась настоящая молодая.

Свадьба завершалась породнением двух семей - «дякуванням». За­тем еще в течение месяца происходили разнообразные взаимные визиты, окончательно оформлявшие создание новой семьи.

Похоронные обряды. Обряды, связанные со смертью человека, включают похоронные и поминальные. Смерть человека воспринима­лась и как огромное горе и как необходимость. Неоднозначное отношение к смерти обусловило формирование сложной системы похоронных обрядов, главной стержнем которых был культ предков. Все действия, сопровождавшие погребение умершего, были направлены на обеспечение перехода души покойного на «тот свет» и охрану живых от вредного влияния духа умершего, ведь считалось, что дух при определенных условиях может вернуться. После похорон устраивали поминки.

О наступлении смерти стремились узнать заранее и, по возмож­ности, подготовиться к ней. Пожилые люди готовили смертную одеж­ду, материал для гроба, отдавали распоряжения относительно похорон, поминок и пр. Существовало множество примет, предвещавших человеку кончину. Скрипели стены и балки в доме, внезапно срывалась со стены икона, собака выла на дом, на крышу садился филин, ласточка или воробей влетели в хату, звезда упала с неба - все это были плохие предзнаменования. Верили в значение снов - к смерти снилось строительство нового дома, колокольный звон, выпавший зуб и т.д.

Возле умирающего родные старались находиться неотлучно, чтобы облегчить ему уход из жизни. Для этого открывали двери, окна, проделывали в стене дома отверстия. После наступления смерти занавешивали зеркала и выливали всю воду, имевшуюся в доме. Покойника обмывали, а предметы, использовавшиеся для этого, тщательно зарывали в землю - чтобы не повредили живым. Затем умерших обряжали, обычно в новую одежду, обувь надевали редко. При погребении неженатых девушек или юношей использовали некоторые элементы свадебной обрядности. Так, девушку одевали в свадебную одежду, на руку лепили перстень из воска, повязывали свадебный рушник, расплетали волосы. Юноше привязывали к поясу красный платок. Существовал обычай выбирать умершему пару из числа живых. Избранные «князь» или «княгиня» играли роль жениха или невесты, а затем - неутешных вдовцов.

Гроб обычно изготавливался безвозмездно соседями или родствен­никами. Характерное название «домовина» говорило о том, что это последнее жилище воспринималось отнюдь не по-христиански. Об этом же говорит и обычай класть в гроб сопутствующие предметы. Кроме хлеба и соли умершим беременным могли положить свиваль­ник, детям - игрушку, курящему - трубку. Иногда за пазуху клали три хлебца. Принято было также класть обрезанные еще при жизни покойного ногти и волосы.

Хоронили обычно через три дня после смерти, и в похоронах участ­вовало, как правило, все село. Здесь также соблюдался целый ряд ритуалов. Гроб выносили «ногами вперед», иногда специально трижды задевая о порог. Ворота могли повязать полотенцем или красным поясом, а в хлеве рассыпали овес, чтобы скотина не пошла за хозяином. После вынесения хату выметали, пол мыли или посыпали зерном. Открытый гроб обычно несли на руках или везли на телеге, затем, заколотив, опускали на рушниках в могилу. Каждый присутствующий должен был бросить горсть земли. В Украине было принято «печатать могилу» - сыпать первую землю на гроб крестообразно. Обязательной была поминальная трапеза с употреблением ритуальных блюд в частности, кутьи. За столом в Красном углу покойному оставляли место, кладя для него хлеб и ложку. Такие же поминки устраивались через день, девять и сорок дней, затем через год. С сороковым днем было связано традиционное представление об окончательном отлете души. В дальнейшем поминальные обряды сочетались с религиозными праздниками.

Существовали определенные правила для погребения умерших насильственной смертью, некрещенных детей, самоубийц, колдунов и ведьм. Их души считались наиболее опасными и вредоносными. Таких покойников хоронили за оградой кладбища, священники отказывались их отпевать. Эти могилы заваливали ветвями, камнями, мусором. Тех, кого считали колдунами, хоронили обычно лицом вниз, совершая над телом сложные манипуляции (вбивали в грудь осиновый кол, кололи тело шилом, засыпали глаза маком и т.д.). Таким образом старались максимально обезвредить злую душу.

Народная культура сыграла особую роль в украинской истории. Именно благодаря ей в условиях длительного отсутствия националь­ной государственности (особенно в XVIII в.) была сохранена преемственность украинской культурной традиции. Очень многое из упомянутых обычаев и обрядов украинцы сберегли до сегодняшних дней. Индустриальное общество, урбанизация нивелируют традиционные национальные и региональные особенности культуры. И в этих условиях особенно важно бережно сохранять, изучать и популяризировать накопленные многими поколениями знания, традиции. Ведь без прошлого нет будущего.

VI. УКРАИНСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ XIX в.

  1. Исторические условия. Образование и наука.

  2. Особенности литературного процесса.

  3. Искусство.

  4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.

1. Исторические условия. Образование и наука.

В конце XVIII в. территория Украины была разделена между Австрийской (вошло 20% площади) и Российской империями (80%). К этому времени завершилась ликвидация украинской государствен­ности. В обеих империях разветвленный бюрократический аппарат полностью контролировал все стороны жизни общества. В России в XIX в. особую роль начинает играть полиция, 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, жандарме­рия. Широкими правами наделяется цензура. Употребление украинс­кого языка сохраняется исключительно в народной среде. То есть на рубеже ХVШ-ХIХ вв. в развитии украинской культуры сложилась кризисная, критическая ситуация. По сути стоял вопрос о самом ее существовании. Здесь возможна историческая аналогия с положением украинской культуры в XVI веке, когда наиболее образованные высшие феодальные слои украинского общества отказались от национальной культуры, православия, ополячились. В тех условиях роль духовного лидера украинского общества взяло на себя казачество. Однако к концу XVIII в. казацкая старшина стала частью российского дворянства и утратила прежнюю роль. В XIX в. в Украине постепенно складывается новый социальный слой общества - национальная интеллигенция. Появление в ее лице культурной элиты и сохранение национальных культурных традиций в народной среде сделали реальным украинское культурное возрождение.

Образование. Решающей предпосылкой формирования украинской национальной разночинской интеллигенции явилось развитие образования. В XIX в. новые потребности управления и экономическо­го развития, особенно с появлением капиталистических отношений, заставили правительство специально заниматься вопросами образова­ния. Что касается Украины, то на ее территории собственная традиция широкого школьного просвещения была прервана. Если в начале XVIII в. практически каждое украинское село имело начальную школу, то к его концу, после закрепощения крестьян уцелели лишь единичные шко­лы, которые содержались на средства родителей. В XIX в. система образования начала развиваться в рамках общегосударственной рос­сийской политики.

При Александре I создается система образования, состоящая из 4 ступеней, преемственно связанных между собой. Самой массовой фор­мой были церковно-приходские школы, где обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Даже на эти школы приходился всего 1 учащийся из 200 жителей Украины. Второй ступенью были двухклас­сные, позже трехклассные уездные училища. Полновесное среднее образование давали гимназии, но они носили ярко выраженный со­словный характер. В них обучались почти исключительно дети дворян и чиновников.

В состоянии настоящего упадка пребывало образование в Западной Украине. Правительство Австро-Венгрии проводило колонизаторскую политику. В Закарпатье даже в начальных школах обучение велось на венгерском языке, в Галичине - на немецком и польском, на Буковине - немецком и румынском. Формально в 1869 г. здесь было введено обязательное обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет, однако подавля­ющая часть населения (от 55 до 75%) оставалась неграмотной.

Буржуазные реформы 60-х годов в России затронули и сферу образования, реформа здесь была проведена в 1864 г. В соответствии с ней все типы школ, которые существовали раньше, провозглашались общесословными и получали название начальных народных училищ. Тяжелое материальное положение не позволяло большинству детей крестьян и рабочих получать образование, поэтому в конце 90-х годов в различных губерниях удельный вес грамотных колебался от 15 до 28%, к тому же все обучение шло на русском языке. Все-таки количест­во школ в Украине возросло с 1300 в начале века до 1700 во второй его половине.

Очень медленно, но расширялся среди получавших образование круг людей, связанных с народной средой и украинской культурной традицией. Принципиальную роль в этом процессе сыграло открытие университетов. В 1805 г. в Харькове университет был открыт по ини­циативе местного культурного деятеля В.Каразина на собранные среди дворян и купцов средства. Обучение здесь шло на русском языке, однако университет стал превращаться в центр именно украинской культуры. Его ректором был П.Гулак-Артемовский - известный украинский поэт. Здесь издавались «Украинский вестник», «Украин­ский журнал». Отсюда вышло много выдающихся деятелей украинской культуры: Г.Квитка-Основьяненко - автор первых украинских пове­стей, Н.Костомаров - выдающийся историк, А.Павловский - автор первой украинской грамматики и многие другие.

В 1834 г. был открыт Киевский университет, первым ректором кото­рого стал известный ученый - М.Максимович. Он поощрял и лично принимал участие в собирании украинского фольклора, изучении памятников истории. В 1865 г. открылся университет в Одессе. В западноукраинских землях основными центрами науки являлись Львовский и Черновицкий университеты, занятия в которых велись на польском и немецком языках.

Естественные науки. Развитие университетского образования способствовало прогрессу естественных наук, которые развивались в тесной взаимосвязи с российской наукой. Крупные открытия в области математического анализа и математической физики были сделаны М.Остроградским. Основателем современной физической химии стал М.Бекетов, возглавлявший кафедру химии Харьковского университета. Основатель школы российских доменщиков М.Курако многие годы проработал на металлургических заводах юга империи. В 1886 г. в Одессе зоолог И.Мечников и микробиолог М.Гамалея основали пер­вую к России бактериологическую станцию. Д.Заболотный и В.Высокович внесли весомый вклад в изучение и лечение тяжелых инфекци­онных заболеваний. С Украиной связан значительный период жизни основоположника военно-полевой хирургии И.И.Пирогова. Здесь он пытался сделать более демократичной систему образования, став попечителем учебного округа в Одессе, потом в Киеве.

Гуманитарные науки. Во многих европейских странах в конце XVIII - начале XIX вв. начинает расти интерес к национальной исто­рии. Можно вспомнить огромную популярность романов Вальтера Скотта в Британии, многотомной «Истории Государства Российского» Н.Карамзина в России. Начинается собирание фольклорных материа­лов, первые публикации появляются в Англии, затем в Германии (на­пример, сказки братьев Гримм). Выходят и первые славянские сборни­ки. Известно, какой интерес вызвали у А.Пушкина «Песни западнях славян».

В Украине в уже сложившейся к этому времени среде разночинской интеллигенции эта тенденция нашла широкий отклик. Первый сборник украинских народных песен издал князь Н.Церетели в 1819 г. - «Опыт собирания старинных малороссийских песней». Три сборника подготовил и издал ректор Киевского университета М.Максимович. И.Срезневский был не только собирателем фольклора, но и начал активные публичные выступления с обоснованием самостоятельности, полноправности украинского языка. Он писал, что украинский язык не уступает чешскому своим богатством, польскому - живописностью, сербскому - милозвучием.

Следующим шагом стало появление собственно филологических исследований. В 1818 г. в Петербурге вышла первая грамматика укра­инского языка - «Грамматика малороссийского наречия» - А.Павлов­ского. Если иметь ввиду, что в Украине именно народ в условиях кризиса рубежа ХVШ-ХIХ вв. сберег и язык, и бытовые традиции, и историческую память, то станет ясно, почему этнографические, лингвистические исследования явились исходным пунктом украинского культурного возрождения.

В это же время начинают появляться и исторические работы. Пер­вые обобщающие труды по истории Украины были еще связаны с российской историографией. Так, Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский - автор «Истории Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства» - происходил из семьи, принад­лежавшей к высшим чиновничьим слоям империи. Его отец управлял Московским архивом Коллегии иностранных дел. Сам Дмитрий Нико­лаевич попал на службу в канцелярию малороссийского генерал-губернатора Н.Г.Репнина, известного своими либеральными взглядами и покровительством украинской культуре. Обстоятельства определили круг научных интересов Бантыш-Каменского. Он не только собирает материалы (после его смерти выйдут и станут хрестоматийными для специалистов «Источники малороссийской истории»), но и во многом проникается настроениями местной дворянской интеллигенции. «История Малой Руси» впервые увидела свет в 1822 г. и имела большой успех. Позже автор продолжил работу, расширил хронологические рамки, подготовил еще два издания. В то же время Бантыш-Каменский не оставлял службу, занимал высокие посты - Тобольского, Виленского генерал-губернаторов, др. Поэтому в «Истории Малой Руси» много противоречивого. С одной стороны, высоко оцениваются первые гетманы Запорожской Сечи, а с другой -само происхождение казачества связывается с выходцами с Северного Кавказа; с одной стороны - критикуется ликвидации строя гетманщины Екатериной II, а с другой - осуждается антимосковская политика казацкой старшины. Что безусловно, книги Д.Н.Бантыш-Каменского вызвали широкий общественный интерес к истории Украины.

Исследователем, соединившим высокий профессиональный уро­вень, прогрессивные политические взгляды, понимание украинских национальных интересов, активную гражданскую позицию, стал историк Николай Иванович Костомаров. Его мировоззрение складыва­лось во время учебы в Харьковском университете. В 1845 г. Костомаров становится профессором кафедры русской истории Киевского универ­ситета. Тогда же он участвовал в создании и деятельности нелегаль­ного Кирилло-Мефодиевского братства - первой украинской политической национальной организации. После разгрома общества был арестован, год просидел в Петропавловской крепости, 9 лет провел в ссылке в Саратове. Здесь написал одну из основных работ - «Богдан Хмельницкий и возвращение южной Руси России». Позже заведовал кафедрой истории Петербургского университета. Костомаров писал стихи, исторические драмы, повести на украинском, а научные произведения - на русском языке. Итогом его исследования стали 16 томов «Исторических монографий» и 6-томная «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Н.Костомаров защищал принцип объективности в исторической науке: «Истинная любовь историка к своему отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде».

Выход украинской исторической науки и всего украиноведения на качественно новый уровень связан с именем профессора Киевского университета В.Б.Антоновича. Во-первых, он развернул небывалую источниковедческую деятельность: проводились этнографические экспедиции, публиковались фольклорные сборники, организовывались археологические раскопки, собирались статистические данные. Цент­ром этой работы стало созданное в 1872 г. Юго-Западное отделение Русского географического общества. В 1874 г. в Киеве в большим успе­хом прошел Археологический съезд. Во-вторых, В.Антонович в собст­венных научных работах углубляет и усложняет проблематику иссле­дований. Роль народных масс в истории (одно из исследований посвя­щено гайдамакам), проблемы церкви, становление городов - спектр его интересов очень широк. И, в-третьих, Антонович воспитал плеяду украиноведов, создал целую научную школу. Так, учеником Антоно­вича был М.С.Грушевский.

Михаил Сергеевич Грушевский до сегодняшнего дня является круп­нейшей фигурой в украинской историографии. Он родился в городе Холм в Западной Украине, гимназию заканчивал в Тифлисе, учиться в университете приехал в Киев. В 1894 г. по рекомендации В.Антоно­вича Грушевский получил кафедру всемирной истории во Львовском университете. Здесь он активно участвует не только в педагогической, научной (в 1897 г. он возглавил научное общество им.Шевченко), но и в общественной жизни. Грушевский - один из организаторов Нацио­нально-демократической партии Таличины, позже - «Товариства украшських поступовцев». Главные события политической судьбы Грушевского развернутся в XX веке: арест и ссылка в России во время Первой мировой войны, избрание председателем Центральной Рады в 1917г., эмиграция, возвращение в СССР, работа в академических исследовательских институтах. Богатейшее научное наследие М.С.Грушевского, с конца 30-х годов подвергшееся гонениям и ставшее практически недоступным, вернулось к читателям уже в наши дни и с конца 80-х годов оказало большое влияние на современную украинскую историческую науку. Его многотомная «История Украины-Руси» -фундаментальный обобщающий систематический курс истории Украины, основанный на собственной периодизации и концепции.

На рубеже XIX-XX вв. в украинской историографии работают уже не одиночки, выдвигается целая плеяда талантливых ученых.

Непревзойденным исследователем истории запорожского казачест­ва является Дмитрий Иванович Яворницкий. Собиранием материалов о Войске Запорожском он занялся будучи студентом, а затем внештат­ным стипендиатом при кафедре российской истории Харьковского университета. За это его обвинили в сепаратизме и лишили государст­венной стипендии. Когда он попытался продолжить работу в Петер­бурге, то как политически неблагонадежный за «пристрастие к истории Малороссии» был выслан в Ташкент. Лишь спустя несколько лет смог защитить диссертацию, преподавал в Москве, а с 1902 г. стал заведо­вать краеведческим музеем в Екатеринославе (Днепропетровске). Он издал капитальную «Историю запорожских казаков», серию моногра­фий о казацких предводителях, популярные очерки, художественные альбомы, собрал богатейшую коллекцию памятников материальной культуры казацкой эпохи. Научную деятельность Яворницкий продол­жал и после революции. Он писал: «...казаки, которые боролись со множеством врагов, за православную веру, за украинскую народность, ... казаки, которые создали высокохудожественные думы,... выступали носителями высокой гражданственности и поражали современников своей проницательностью, достойны того, чтобы все их деяния были представлены в подробной, живой и художественной истории».

Первой женщиной-профессором истории не только в Украине, но и во всей Российской империи стала Александра Яковлевна Ефименко. Родилась она в Архангельской губернии. Здесь закончила гимназию, написала первые статьи. Она, выйдя замуж за политического ссыль­ного из Харькова П.С.Ефименко, вместе с ним переехала в Чернигов, затем в Полтаву, Харьков. Главной темой ее научного творчества становится история Украины. Очень много Ефименко сделала для общественного признания того факта, что история Украины является самостоятельной наукой. В первые годы XX в. приблизительно одновременно появляются «Очерк истории украинского народа» Грушевского и «История украинского народа» Ефименко - первые популярные учебники, излагавшие исторический путь украинского народа. Александра Яковлевна трагически погибла в 1918 г. во время бандитского налета на хутор под Харьковом, где она жила.

Совершенно особое место и в украинской истории и в украинской историографии принадлежит Михаилу Петровичу Драгоманову. Круп­ный политический деятель, просветитель, философ, Драгоманов как историк главное внимание уделял вопросам новейшей истории. Мно­гие годы он провел в политической эмиграции. С 1877 г. под его ру­ководством типография «Громада» в Женеве была единственным центром издания литературы на украинском языке. На основе истори­ческого анализа Драгоманов приходит к важнейшему выводу - нацио­нальные проблемы украинцы могут решить только вместе с социаль­ными . Драгоманов многое сделал для привлечения к истории Украины внимания западноевропейских ученых. Он был членом Парижского этнографического общества, почетным членом Британского научного и многих других обществ. Последние годы жизни трудился в Болгарии. Подводя итоги, можно сказать, что за столетие отечественная историческая наука прошла путь от единичных исследований в рамках истории России до самостоятельной полнокровной научной дисцип­лины. Осмысление прошлого - обязательное условие и составляющая становления национального самосознания.