logo
ИУК

5. Искусство.

По своей сложности с развитием науки сопоставимо становление профессиональной художественной культуры. Если в Западной Европе искусство XVI в. - это искусство позднего Возрождения, то в украинской культуре некоторые ренессансные тенденции переплетались со средневековыми.

Новизна заключалась уже в том, что в XVI-XVП вв. в Украине складывается несколько школ церковной монументальной живописи и иконописи. Ведущая школа художников сформировалась в XVII в. в киевских монастырях. Художники работали преимущественно в жанрах монументальной живописи, иконописи, гравюры и графики. В работах таких иконописцев, как Федор Сенькович, Николай Петрахнович, Иван Руткович заметен отказ от средневековых

эстетических канонов, утверждение реалистичности и жизнерадостности. Эти же тенденции присутствуют в росписях Успенского собора и Троицкой церкви Киево-Печерской Лавры, в церквях Полтавы, Переяслава и др. Характерно, что московское духовенство не одобряло такого творческого подхода украинских художников, когда святые изображались «лицом и очами светлы и телом дебелы». Частью храмовой живописи стал портрет. В росписях храмов изображали исторических лиц. Например, в алтарной части Успенского собора помещены 85 портретных изображений - от князя Владимира до Петра 1.

Переходную роль между иконописью и светской портретной живо­писью сыграли парсуны - портреты, выполненные приемами ико­нописной техники. Семьи казацкой старшины, привилегированное положение которых все более упрочивалось, во множестве заказывали свои портреты. Модным стало иметь собственную картинную галерею. Художникам иногда даже заказывали картины, изображающие крестьян. Ко второй половине XVIII в. складывается традиция уже в полном смысле слова портретной живописи. Но в это же время проявляется тенденция отъезда из Украины талантливой молодежи в Петербург, в Академию художеств. Так, самые крупные художники России того времени: Д.Левицкий - родом из Киева, В.Боровиковский - из Миргорода. Украинцем был создатель исторического жанра в российском академическом искусстве А.Лосенко.

Совершенно особым жанром стала «народная- картина». Это - в первую очередь - серия казацких образов: «Казак с бандурою». «Казак Мамай». Как элемент народного быта такие картины сохранялись до начала XX в.

В архитектуре влияние Западной Европы было связано с архитек­турным стилем барокко. Он предполагает обилие украшений снаружи и внутри здания, сложность архитектурной конструкции, полет фантазии архитектора. Наибольший удельный вес в городском строительстве имели светские здания - дворцы вельмож, магистраты, школы, рынки. Популярны были фонтаны и парки, которые разбивались в соответствии с традициями французского, или регулярного, парка. Симметричное расположение насаждений, придание геометрически правильных форм кустам и деревьям, экзотические цветы - такие требования соответствовали вкусам знати в тот период. Чем меньше парк или сад был похож на лесные заросли, тем больше он нравился. И только со второй половины XVIII в. эта традиция изменилась: в моду входят английские парки (ландшафтная планировка), а барокко все чаще соседствует с иными стилями.

Облик украинских городов изменялся и в связи с тем, что наряду с деревянными постройками создается все больше каменных зданий. Однако характерно, что при застройке городов не руководствовались единым архитектурным планом, как это было принято в эпоху Возрождения. Кварталы и улицы размещались довольно хаотически. Только в конце XVIII в. новые города юга Украины - Одесса, Николаев, Мариуполь - имеют прямоугольные и квадратные кварталы, четко выделенный центр.

Кроме светских сооружений в ХVI-ХVШ вв. строились, безусловно, и храмы, которые становились настоящим украшением города. Именно в храмовой архитектуре наиболее наглядно и полно проявлялись черты барокко, который часто переплетался с элементами классицизма и рококо. Гордостью Львова стали, например, храмы и храмовые соору­жения, построенные по проектам представителя швейцарской архи­тектурной школы Петра Красовского - Корняктовская башня и Трехсвятителъская часовня (XVI в.); Паоло Доминичи Романуса (Павла Римлянина) - Успенская церковь (ХУЬХУП вв.); Бернарда Меретини -Собор Святого Юра (XVIII в.). Шедевры архитектурного искусства бы­ли созданы в Киеве: Андреевская церковь Бартоломео Растрелли, колокольня К1 .ево-Печерской Лавры Иоганна Шеделя, Покровская цер­ковь Ивана Григоровича-Барского (все в XVIII в.). В творчестве киев­ских архитекторов заметен синтез европейского барокко и украинских архитектурных мотивов - орнамент, символика, выбор цвета и др. Данное явление получило название украинского, или казацкого, барокко.

Значительное развитие получило музыкальное искусство. Уже в XVI в. в Украине широко использовались ноты. Популярны были сборники праздничных песен - ирмологионы, которые печатались в типографи­ях. Нотную грамоту изучали студенты коллегиумов, а в XVIII в. музы­кальной столицей Левобережья стал Глухов. Здесь была открыта музы­кальная школа, где изучали вокал, тру на скрипке, флейте, гуслях, арфе. Большинство выпускников попадало по традиции в Москву и Петер­бург. К примеру, половину хористов царской капеллы составили выходцы их Украины. И хотя в XVIII в. местная знать также стремилась создавать в своих имениях вокальные и инструментальные капеллы, лучшие, наиболее талантливые музыканты все же становились «пере­летными птицами». Типичной является, например, судьба композитора Дмитрия Бортнянского, который попадает в Москву еще в детстве. Тем не менее в его творчестве неоднократно присутствовали украинские мотивы. Два других талантливых композитора XVIII в. - Максим Березовский и Артемий Ведель - были более тесно связаны с Украиной.

Воспитанники Киево-Могилянской академии, они учились и у итальян­ских мастеров. Композиторы работали в разных жанрах, в частности оперном, но преобладала все же церковная музыка. Шедеврами для своего времени считаются вокальные концерты, рассчитанные на по­лифонию (многоголосье).

*

XVI - первая половина XVIII вв. явились важным этапом развитая украинской культуры. Выделившись из массива древнерусской культу­ры в предыдущие столетия, молодая культура оказалась в условиях, которые, казалось бы, должны были привести ее к исчезновению, ассими­ляции другими культурами. Но в народе нашлись силы, обеспечившие не только выживание, но и дальнейшее развитие украинской культуры как самобытной, со свойственными только ей чертами. Развитие украинской культуры происходило в тесной связи с подъемом национально-освободительного движения против Речи Посполитой, пи­ком которой стала война 1648-1657 гг. Однако раздел украинских земель между двумя империями, свертывание автономии Украины российским царизмом, ликвидация гетманщины, запрет публикаций на украинском языке, русификация верхушки украинского общества к концу XVIII в, вновь создали тяжелую для украинской культуры ситуацию.