5. Искусство.
По своей сложности с развитием науки сопоставимо становление профессиональной художественной культуры. Если в Западной Европе искусство XVI в. - это искусство позднего Возрождения, то в украинской культуре некоторые ренессансные тенденции переплетались со средневековыми.
Новизна заключалась уже в том, что в XVI-XVП вв. в Украине складывается несколько школ церковной монументальной живописи и иконописи. Ведущая школа художников сформировалась в XVII в. в киевских монастырях. Художники работали преимущественно в жанрах монументальной живописи, иконописи, гравюры и графики. В работах таких иконописцев, как Федор Сенькович, Николай Петрахнович, Иван Руткович заметен отказ от средневековых
эстетических канонов, утверждение реалистичности и жизнерадостности. Эти же тенденции присутствуют в росписях Успенского собора и Троицкой церкви Киево-Печерской Лавры, в церквях Полтавы, Переяслава и др. Характерно, что московское духовенство не одобряло такого творческого подхода украинских художников, когда святые изображались «лицом и очами светлы и телом дебелы». Частью храмовой живописи стал портрет. В росписях храмов изображали исторических лиц. Например, в алтарной части Успенского собора помещены 85 портретных изображений - от князя Владимира до Петра 1.
Переходную роль между иконописью и светской портретной живописью сыграли парсуны - портреты, выполненные приемами иконописной техники. Семьи казацкой старшины, привилегированное положение которых все более упрочивалось, во множестве заказывали свои портреты. Модным стало иметь собственную картинную галерею. Художникам иногда даже заказывали картины, изображающие крестьян. Ко второй половине XVIII в. складывается традиция уже в полном смысле слова портретной живописи. Но в это же время проявляется тенденция отъезда из Украины талантливой молодежи в Петербург, в Академию художеств. Так, самые крупные художники России того времени: Д.Левицкий - родом из Киева, В.Боровиковский - из Миргорода. Украинцем был создатель исторического жанра в российском академическом искусстве А.Лосенко.
Совершенно особым жанром стала «народная- картина». Это - в первую очередь - серия казацких образов: «Казак с бандурою». «Казак Мамай». Как элемент народного быта такие картины сохранялись до начала XX в.
В архитектуре влияние Западной Европы было связано с архитектурным стилем барокко. Он предполагает обилие украшений снаружи и внутри здания, сложность архитектурной конструкции, полет фантазии архитектора. Наибольший удельный вес в городском строительстве имели светские здания - дворцы вельмож, магистраты, школы, рынки. Популярны были фонтаны и парки, которые разбивались в соответствии с традициями французского, или регулярного, парка. Симметричное расположение насаждений, придание геометрически правильных форм кустам и деревьям, экзотические цветы - такие требования соответствовали вкусам знати в тот период. Чем меньше парк или сад был похож на лесные заросли, тем больше он нравился. И только со второй половины XVIII в. эта традиция изменилась: в моду входят английские парки (ландшафтная планировка), а барокко все чаще соседствует с иными стилями.
Облик украинских городов изменялся и в связи с тем, что наряду с деревянными постройками создается все больше каменных зданий. Однако характерно, что при застройке городов не руководствовались единым архитектурным планом, как это было принято в эпоху Возрождения. Кварталы и улицы размещались довольно хаотически. Только в конце XVIII в. новые города юга Украины - Одесса, Николаев, Мариуполь - имеют прямоугольные и квадратные кварталы, четко выделенный центр.
Кроме светских сооружений в ХVI-ХVШ вв. строились, безусловно, и храмы, которые становились настоящим украшением города. Именно в храмовой архитектуре наиболее наглядно и полно проявлялись черты барокко, который часто переплетался с элементами классицизма и рококо. Гордостью Львова стали, например, храмы и храмовые сооружения, построенные по проектам представителя швейцарской архитектурной школы Петра Красовского - Корняктовская башня и Трехсвятителъская часовня (XVI в.); Паоло Доминичи Романуса (Павла Римлянина) - Успенская церковь (ХУЬХУП вв.); Бернарда Меретини -Собор Святого Юра (XVIII в.). Шедевры архитектурного искусства были созданы в Киеве: Андреевская церковь Бартоломео Растрелли, колокольня К1 .ево-Печерской Лавры Иоганна Шеделя, Покровская церковь Ивана Григоровича-Барского (все в XVIII в.). В творчестве киевских архитекторов заметен синтез европейского барокко и украинских архитектурных мотивов - орнамент, символика, выбор цвета и др. Данное явление получило название украинского, или казацкого, барокко.
Значительное развитие получило музыкальное искусство. Уже в XVI в. в Украине широко использовались ноты. Популярны были сборники праздничных песен - ирмологионы, которые печатались в типографиях. Нотную грамоту изучали студенты коллегиумов, а в XVIII в. музыкальной столицей Левобережья стал Глухов. Здесь была открыта музыкальная школа, где изучали вокал, тру на скрипке, флейте, гуслях, арфе. Большинство выпускников попадало по традиции в Москву и Петербург. К примеру, половину хористов царской капеллы составили выходцы их Украины. И хотя в XVIII в. местная знать также стремилась создавать в своих имениях вокальные и инструментальные капеллы, лучшие, наиболее талантливые музыканты все же становились «перелетными птицами». Типичной является, например, судьба композитора Дмитрия Бортнянского, который попадает в Москву еще в детстве. Тем не менее в его творчестве неоднократно присутствовали украинские мотивы. Два других талантливых композитора XVIII в. - Максим Березовский и Артемий Ведель - были более тесно связаны с Украиной.
Воспитанники Киево-Могилянской академии, они учились и у итальянских мастеров. Композиторы работали в разных жанрах, в частности оперном, но преобладала все же церковная музыка. Шедеврами для своего времени считаются вокальные концерты, рассчитанные на полифонию (многоголосье).
*
XVI - первая половина XVIII вв. явились важным этапом развитая украинской культуры. Выделившись из массива древнерусской культуры в предыдущие столетия, молодая культура оказалась в условиях, которые, казалось бы, должны были привести ее к исчезновению, ассимиляции другими культурами. Но в народе нашлись силы, обеспечившие не только выживание, но и дальнейшее развитие украинской культуры как самобытной, со свойственными только ей чертами. Развитие украинской культуры происходило в тесной связи с подъемом национально-освободительного движения против Речи Посполитой, пиком которой стала война 1648-1657 гг. Однако раздел украинских земель между двумя империями, свертывание автономии Украины российским царизмом, ликвидация гетманщины, запрет публикаций на украинском языке, русификация верхушки украинского общества к концу XVIII в, вновь создали тяжелую для украинской культуры ситуацию.
- Введение
- Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- Историческое развитие взглядов на культуру в науке. Культура в контексте мировой.
- 3. Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- 2. Историческое развитие взглядов на культуру в науке.
- 3. Украинская культура в контексте мировой.
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского народа.
- 3. Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 2. Значение принятия христианства для культурных процессов.
- 3. Расцвет культуры Киевской Руси в х-хi вв.
- 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.
- III. Украинская культура после татаро-монгольского нашествия (вторая половина XIII - хIвв.)
- 2. Наука и образование
- 3. Развитие книжного дела и литературы
- 4. Архитектура и изобразительное искусство
- IV. Развитие украинской культуры в условиях национально-освободительного движения (хvi-хviii вв.)
- 2. Книгопечатание и литература.
- 3. Образование.
- 4. Новые области науки.
- 5. Искусство.
- V. Традиционная культура украинского народа
- 1. Основные занятия и материальная культура.
- 2. Мировоззренческие представления.
- 3. Календарные праздники и обряды
- 4. Семейная обрядность.
- 2. Особенности литературного процесса.
- 3. Искусство
- 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.
- 2. Культура Украины в начале XX столетия.
- 3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг.
- 4. Развитие украинской культуры в 40-80-е гг.
- 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы.
- Список литературы
- Тема 5. Феномен української культури.
- 5.2. Географічні чинники як підстава формування української культури
- 5.3. Особливості українського менталітету
- 5.4. Основні етапи української культуроґенези
- 5.5. Тенденції розвитку сучасної української культури
- Список літератури
- Поняття "етнічна культура".
- Деякі проблеми та особливості етногенезу українсько го народу.
- 3. Культурно-історична своєрідність реґіонів України. 1. Поняття "етнічна культура".
- 2. Деякі проблеми та особливості етногенезу українського народу.
- 3. Культурнснсторична своєрідність регіонів україни.
- II. Культура київської русі
- 2. Матеріальна і духовна культура східних слов'ян.
- 3. Особливості прийняття християнства.
- 5. Освіта та наукові знання.
- 6. Мистецтво Київської русі.
- III. Українська культура після татаро-монгольської навали (друга половина хiiі - хVст.)
- 2. Наука й освіта.
- 3. Розвиток книжкової справи і літератури.
- 4. Архітектура й образотворче мистецтво.
- IV. Культура україни хvі-хvііі ст.
- 2. Особливості релігійної ситуації в україні.
- 3. Книгодрукування і література.
- 5. Нові галузі науки
- 6. Мистецтво
- V. Традиційна культура українського народу
- 2. Світоглядні уявлення
- 3. Календарні свята та обряди
- 4. Сімейна обрядовість
- VI. Українське культурне відродження XIX ст.
- 1. Історичні умови. Освіта і наука
- 2. Особливості літературного процесу.
- 3. Мистецтво.
- 4. Національні культурні організації і рухи в умовах реакційної урядової політики
- 2. Культура україни на початку XX сторіччя.
- 3. Основні тенденції культурного розвитку в 20-і
- 4. Трагедія українського культури у період сталінізму
- 5. Протиріччя культурного процесу 60-80-х рр.
- 6. Досягнення і проблеми культури незалежної україни.
- Словник Основні поняття
- Література
- Культура Киевской Руси