logo search
Истрия гос упр

6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.

Выборы в новый парламент (1993г.) дали неожиданный результат. Считавшаяся проправительственной, пропрезидентской партия «Выбор России», которую возглавлял Егор Гайдар, получила 15,5% голосов избирателей, Компартия России — 12,4%. Неожиданным фаворитом выборов стала ЛДПР, получившая около 23% голосов. В итогах выборов проявилась нараставшая усталость общества от тягот экономических реформ, которые ассоциировались с Правительством Гайдара.

Следующие выборы имели сходные результаты. Расстановка политических сил опять складывалась не в пользу Президента и Правительства. Дума оказалась еще более «левой», чем ее предшественница. Правительственная партия «Наш дом - Россия» потерпела еще более сокрушительное поражение, чем пропрезидентский блок «Выбор России» Е.Гайдара.

В стране развернулась подготовка к выборам Президента РФ, которые происходили в два этапа 16 июня и 3 июля 1996г. Эти выборы стали серьезным испытанием для политической конструкции государства, определенной Конституцией 1993 г. Сильно сдавший, постаревший, утративший значительную часть общественной поддержки Ельцин оставался символом необратимости реформ, прошедших в стране в 90-е гг. На выборах 1996г. на политическую сцену едва ли не впервые вышел крупный российский бизнес. Победу все-таки одержал Б.Н. Ельцин.

Период 1996–1999 гг. ознаменовался неоднократной сменой членов правительственного кабинета, крупнейшим в стране экономическим кризисом августа 1998 г., который привел к отставке правительственного кабинета Кириенко, крахом многих коммерческих банков, растущим внутренним и внешним долгом государства. Главой правительства становится Примаков, который находился на этой должности с августа 1998 по май 1999 гг. Правительство Примакова было первым после 1993 г., пользовавшимся поддержкой большинства Федерального Собрания и отчасти отражало расстановку политических сил в Государственной Думе.

Т.о., в 90-е гг. произошли важные изменения в составе властной элиты. Прежний номенклатурный принцип, 70 лет связывавший людей во власти, был разрушен. На смену ему пришли совершенно иные принципы комплектования. Расширились границы слоя гос.чиновников. В нем можно выделить несколько уровней. Первый уровень — федеральное чиновничество (примерно на 70% представлено выходцами из советско-партийной номенклатуры). Однако оно отличается от старой горбачевской элиты. Новая элита моложе и более образована. Новым явлением власти стало несравненно более важное значение региональных элит. Прежняя номенклатурная ответственность перед «вышестоящими» и «демократический централизм» остались в прошлом. Резко сузился состав представительных органов на региональном уровне. Но выросла зависимость местных элит от местных промышленников, финансовых центров, активизировались лоббистские устремления части депутатского корпуса.

Все более важную роль во власти играет бизнес. Влияние его на власть носит многосторонний характер: непосредственное участие в политической борьбе, в ходе президентских выборов; рекрутирование представителей бизнес-элиты во власть; создание лоббистов в депутатском корпусе, финансирование избирательных кампаний и СМИ, и формирование необходимых политических установок в общественном сознании; переход представителей органов исполнительной власти в частный крупный бизнес и т.д.

Лекция 25. Современная система государственного управления в России

  1. Укрепление системы государственного управления.

  2. Состояние российской государственности в начале XXI века.

  3. Ситуация двоевластия в России.

  4. Управление субъектами Федерации.