4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
После провала ГКЧП и краха перестройки закончился период социалистического реформаторства в СССР. После распада старой государственности руководство России встало на путь радикальных реформ. Главным звеном явилась реформа ценообразования, разработанная Гайдаром. Правительство планировало с 1 января 1992 г. отпустить цены на большинство товаров и услуг, позволив им складываться в результате игры спроса и предложения.
Для проведения реформ была создана Государственная комиссия по экономической реформе во главе с Явлинским, одним из авторов программы перехода экономики СССР к рыночным отношениям - знаменитой «Программы 500 дней». Эта программа получила широкую поддержку общественности и правительства РСФСР, но вызвала резкое противодействие в Совете Министров СССР, т.к. предусматривала передачу широкого круга функций от центра республикам. Это делало лишними целые звенья союзного аппарата управления. Отказ от совместных действий союзного и российского правительств привел к нарастанию противостояния и соперничества между союзными и российскими органами управления.
В январе 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О собственности в РСФСР». Этим законом в РСФСР возрождалась частная собственность. Сфера ее действия не ограничивалась ни размерами, ни отраслями. Признавались права частной собственности на землю, капитал и средства производства, разрешалось создавать частные предприятия любых размеров и с широким диапазоном деятельности. Предприниматель получил право привлекать наемных работников. Это был полный разрыв с советской экономикой.
После распада СССР приватизация и разгосударствление собственности стали массовым явлением. Российская Федерация признала себя правопреемницей СССР и установила контроль над всей союзной собственностью на совей территории. Были упразднены централизованная система распределения ресурсов, Госплан и Госснаб.
По рекомендации Международного валютного Фонда главным методом экономической политики России в начале 90-х годов был избран монетаризм – жесткая кредитно-финансовая политика, ограничение дефицита бюджета, прекращение финансирования убыточных предприятий.
В результате проведения реформ цены на потребительские товары выросли в 100-150 раз, в то время как заработная плата только в 10-15 раз. Начался стремительный отток кадров из бюджетных отраслей. Особенно повлиял на это президентский указ о свободе торговли. В условиях паралича платежей ужасающие размеры приобрел спад производства – только за 1992 г. составил 35 %. Резко возросла инфляция – до 2600 % за 1992 г. Не удалось справиться и с дефицитом бюджета. Не оправдались расчеты правительства на финансовую поддержку Запада. В декабре 1992 г. Верховный Совет РФ признал работу правительства неудовлетворительной. Оно было отправлено в отставку.
Новым главой правительства стал Черномырдин, но его реформы также нельзя считать удавшимися. Неудачно прошла чековая приватизация. В результате нее собственность из рук государства перешла в руки мощных финансово-промышленных групп. Монополизм приобрел характер олигархии. Значительная часть капиталов стала вращаться исключительно в спекулятивном обороте, не инвестируясь в производство и другие отрасли материальной сферы. Появилось значительное количество фирм-пирамид (типа "МММ"), аккумулирующих средства населения и использующих их в спекулятивных операциях.
Произошли изменения и в политической системе Российской Федерации. После запрещения КПСС в РФ начался процесс формирования различных партий. Самой крупной из них стала реформированная партия российских коммунистов во главе с Зюгановым. В это же время оформляется ЛДПР во главе с Жириновским, а также либеральные и центристские партии.
Серьезной проблемой для российского руководства стали межнациональные отношения. 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный Договор, определяющий отношения между субъектами РФ. Особо оговаривались отношения с Татарстаном и Чечней, тогдашний лидер которой Дудаев взял курс на полную независимость Чечни от России.
Процесс разработки новой конституции РФ также принял болезненный характер. Президентский и парламентский проекты Конституции серьезно расходились друг с другом по целому ряду вопросов, главным из которых были полномочия исполнительной власти.
В мае 1993 г. Президент издал Указ о созыве Конституционного совещания для выработки окончательного варианта Конституции. В июле 1993 г. работа Конституционного совещания была завершена, но споры продолжались. Президентский вариант Конституции мог быть принят только вопреки Верховному Совету и Съезду. Парламентский вариант Конституции мог быть принят только вопреки Президенту. Конституционный кризис приобрел все признаки борьбы за власть, борьбы на взаимное уничтожение. Осенью это противостояние законодательной и исполнительной властей достигло апогея.
21 сентября 1993 г. президент РФ Ельцин подписал указ о поэтапной конституционной реформе, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, а также о проведении в декабре 1993 г. референдума по проекту Конституции и выборов в новые законодательные органы. Против этого выступил Верховный Совет РФ во главе с его председателем Хазбулатовым и вице-президентом Руцким. Противостояние приняло ожесточенный характер.
3—4 октября в Москве начались массовые беспорядки. Сторонники Съезда захватили здание московской Мэрии, пытались взять штурмом телецентр в Останкино. В результате беспорядков были многочисленные жертвы. Для подавления мятежа в Москву были стянуты войска. Здание Верховного Совета было подвергнуто обстрелу из танковых орудий. В Москве было введено военное положение. Гражданская война, начинавшаяся вокруг Белого дома, была пресечена и не расползлась по стране. Руководители сопротивления арестованы. Повсеместно были запрещены Советы народных депутатов.
12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание, и по итогам референдума была принята новая Конституция Российской Федерации.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.