4. Реформы Хрущева.
В конце 1953 г. обострилась борьба за власть между Хрущевым и Маленковым, за которой скрывалось противостояние гос. и партийной частей аппарата управления.
В начале 1954 г. Первый секретарь ЦК Хрущев предложил свой вариант решения продовольственной проблемы. Если меры Маленкова по снижению налоговов стимулировали развитие частных подсобных хозяйств, то Хрущев предложил программу создания «агрогородов», работники которых должны были работать на государственных предприятиях — в совхозах. Другой его инициативой стало «освоение целинных и залежных земель» в Казахстане, Западной Сибири, в Оренбургской, Курганской, Омской областях. Были вспаханы и засеяны 60 млн. га земли, прежде использовавшиеся по преимуществу в качестве пастбищ. Многие тысячи людей переехали «на целину». Строились поселки, дороги, зернохранилища. После первых успешных лет земледельцы столкнулись с быстрым истощением почвы, с пыльными бурями. Потребовались специальные с/х технологии для ведения зернового хозяйства в таких условиях. Впервые в жизни России сельское хозяйство, которое всегда было источником инвестиций, начало превращаться в дотационное.
На январском Пленуме (1955) Хрущев дискредитировал Маленкова, обвинив его в организации «ленинградского дела». Благодаря этому Хрущеву удалось снять Маленкова с должности Председателя Совмина и расчистить себе путь к власти. Т.о., позиции партаппарата в системе управления страной укрепились.
Борьба за власть толкнула Хрущева к его знаменитому выступлению на XX съезде. Заметим, что Хрущев выступал со своим «секретным докладом» перед делегатами съезда уже после официального окончания съезда. Люди, писавшие Хрущеву проект его доклада сделали все, чтобы свалить всю вину за репрессии на Сталина и наркомы внутренних дел Ежова и Берию. Тщательно обходился вопрос об участии в репрессиях самого Хрущева. Он настоял на том, чтобы текст доклада прочитали во всех партийных организациях и во всех крупных предприятиях. Повсеместно стихийно начиналось обсуждение доклада. Люди пытались понять, почему стали возможны массовые репрессии, кто, кроме Сталина, ответствен за эти преступления и кто из тогдашних политиков должен отвечать за это. По всей стране прокатились митинги студентов — от Иркутска до Ленинграда. Начались беспорядки в Грузии, где доклад был воспринят как нападки на великого грузина Сталина, в Абхазии, Тбилиси, Польше и Венгрии.
Власть заметалась. От планов углубить критику «периода культа личности» и провести летом специальный Пленум, руководство перешло к плану В «О преодолении культа личности и его последствий», построенному по принципу: «с одной стороны» — великий революционер, «с другой стороны» — некоторые ошибки.
В этих условиях пошатнулись позиции и самого Хрущева. Он становился все более опасным для старых членов Президиума, которых он стремился выдавить из власти. Более молодых членов Президиума тревожила склонность Хрущева к авантюрам в управлении государством.
Противники Хрущева в Президиуме ЦК подготовили попытку его смещения с поста Первого секретаря. Однако Хрущеву удалось заручиться поддержкой армии и местного партаппарата. Он вместе с маршалом Жуковым смог убедить членов ЦК, что возвращение к власти Маленкова, Кагановича или Ворошилова — главных исполнителей репрессий — приведет к возобновлению террора и его жертвами могут стать военная элита и секретари обкомов.
Итогами неудавшегося заговора стало:
— повышение роли партийного аппарата, который на несколько десятилетий вперед подчинил себе государственный аппарат. Первый секретарь ЦК Хрущев стал в феврале 1958 г. Председателем Совмина СССР;
— отставка в октябре 1957 г. Жукова, обвиненного на Пленуме ЦК КПСС в «бонапартизме», игнорировании партийных органов. Отставка Жукова означала устранение армии из политической жизни страны и установление всевластия партийного аппарата;
— ослабление влияния таких ведомств, как Министерство внутренних дел, Министерство обороны, КГБ СССР; повысило роль отделов аппарата ЦК КПСС;
— установление в политической практике определенных гарантий для представителей высшего слоя партийно-государственной номенклатуры; отказ от применения в широких масштабах террора как способа управления.
Попытка сократить число министерств, предпринятая весной 1953 г., оказалась неудачной. Их количество продолжало увеличиваться. На всех уровнях власти обсуждалась проблема, как укрепить централизованное планирование промышленности и централизованный контроль над ней. В 1957 г. Хрущев внес предложения (высшей степени радикальные), которые меняли весь прежний порядок управления промышленностью. Он предлагал «перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам». Для этого следует перейти управления через отраслевые министерства и ведомства к управлению по территориальному принципу. Он же предложил и форму такого управления - советы народного хозяйства (совнархозы). Его предложения были утверждены в форме Закона «О дальнейшем совершенствовании организации промышленности и строительства», узаконившего переход от вертикального управления — через министерства — к территориальному, через специально созданные совнархозы. При этом значительное число союзных ведомств упразднялось.
Совнархоз – это: 1) территория, объединенная единством управления экономикой. Границы этой территории в Российской Федерации совпадали с автономными республиками, краями и областями. В РСФСР было создано 70 совнархозов, на Украине - 11, в Казахстане - 9, Узбекистане — 4 и по одному во всех других. 2) коллегиальный орган управления, руководивший комплексным развитием промышленности, которому подчинялись промышленные и строительные предприятия, хозяйственные учреждения, расположенные на этой территории. В структуре данного учреждения, кроме руководящего органа были производственно-отраслевые управления по отдельным отраслям промышленности, и функциональные отделы — транспорта, финансовый и пр. Централизованное управление сохранялось только для наиболее наукоемких и важных отраслей ВПК. При этом по-прежнему осуществлялось централизованное планирование. Госплан СССР был не только сохранен, но и расширен.
Экономические последствия создания совнархозов уже в первые годы были положительными. Уменьшились затраты на транспортировку сырья и продукции, усилились кооперационные связи предприятий, расположенных на одной территории. Сложнее и противоречивее оказались социальные последствия. Конечно, реформы вызвали негодование столичной бюрократии. Рушились сложившаяся управленческая вертикаль наркоматов-министерств, а вместе с ней и рабочие места министерской номенклатуры. Перспектива покинуть Москву, чтобы работать в совнархозах, была и нежелательной, и не реальной — там были свои кандидаты на руководящие посты. В то же время местные элиты видели в ликвидации министерств расширение своих собственных возможностей. Непосредственно в руководство совнархозов входили председатель, его заместители и начальники управлений и отделов совнархоза, а также директора крупнейших предприятий и строек. Возникала ситуация, когда хозяйственники оказывались относительно самостоятельными по отношению к партийным органам.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.