logo search
Axenov_Istoria_Belarusi-1

Принятие христианства на белорусских землях и его роль в общественно-политической и культурной жизни. Культура беларуси IX – первой половины XIII в.

В Беларусь христианство начало проникать и распространяться в IX в. Оно было принято и стало господствующим к моменту образования Полоцкой Епархии в 992 г., определившей православное направление духовной жизни белорусов, среди которых однако сохранилось язычество. Большая часть священников первоначально были греками или болгарами. С принятием христианства в городах и селах Беларуси было построено множество церквей (в византийском стиле). С XIII до середины XVI в. было построено 40 монастырей. Православная церковь имела свой суд, который строго следил за нарушением церковных канонов и семейными отношениями.

Первоначально народная культура белорусов была связана с языческой верой и ее богами: Даждьбогом, Стрибогом, Перуном, Ярилой и др. Существовала богатая мифология, было распространено устное народное творчество: легенды, мифы, предания, песни, пословицы, поговорки, заговоры. Праздновались такие языческие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Радуница, Дяды, Семуха.

С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов обогатилась. В XII в. в Беларуси существовало 2 школы зодчества: Городенская и Полоцкая.

Наиболее значительными архитектурными памятниками того времени стали: Софийский собор в Полоцке (середина XI в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке (XII в.), Борисоглебская (Коложская) церковь в Городне (XII в.). Кроме того, были заложены замки – Полоцкие нижний и верхний, Городенский, Туровский, Новогородский и др. Церкви и замки украшались фресками, иконами, мозаикой, глазурованной плиткой.

При монастырях и церквях существовали скриптории, библиотеки, школы. Есть сведение о летописании в Полоцке, Турове и Новогородке. Образцом стародавней книги на Беларуси являются Туровское евангелие (XI в.), Оршанское евангелие (XIII в.). Были на нашей земле и такие просветители, как Климент Смолятич (первая половина XII в.), который занимал должность митрополита Киевского и известен своим посланием смоленскому священнику Фоме, а также разъяснением Библии. Кирилл Туровский (XII в.), епископ, приобщенный к лику святых и прославивший землю белорусскую как ученый языковед, оратор и религиозный деятель. Выступления, слова, молитвы и поучения сделали его «Златоустом паче всех просиявших на Руси». Широкую известность получила внучка Всеслава Чародея Евфросиния Полоцкая (XII в.), игуменья Полоцкого монастыря, канонизированная православной церковью и причисленная к лику святых. До сих пор она является заступницей всех белорусов перед Богом. Евфросиния Полоцкая была просвещенной женщиной, которая посвятила себя Богу, на ее средства в Полоцке были открыты 2 монастыря (мужской и женский). Она была переводчиком церковных книг и переписывала их, основала первые скриптории и школы на Беларуси. Существует также мнение, что белорусская святая являлась автором Полоцкой летописи, которая была утрачена. Напрестольный крест Евфросинии Полоцкой, сделанный Лазарем Богшей, является чудом декоративно-прикладного искусства и ценнейшим памятником древней письменности. Он стал святыней белорусского народа, но был утрачен в годы Великой Отечественной войны. Аналог этого креста в наше время был воспроизведен белорусским художником А. Кузьмичем.