Структура и типы цивилизаций, динамика их развития. Исторические циклы
Термин «цивилизация» был введен около 200 лет назад французскими философами в эпоху Просвещения. Историки определяли цивилизацию как стадию развития человечества, которая следовала после стадии дикости и варварства. На этой стадии общественный строй был уже упорядочен, возникли классы, государство, частная собственность. В настоящее время, при всем разнообразии взглядов на цивилизацию, они совпадают по следующему ряду черт:
существование государства;
возникновение письменности;
отделение ремесла от земледелия;
разграничение общества на классы;
появление городов.
Особую роль играют первые две черты, присутствие остальных нередко считается необязательным. Большое значение придается технологии, посредством которой общество устанавливает отношения с природой. Что касается культуры, то в ней первостепенную роль играют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость. Следует отметить, что культура сформировалась раньше цивилизации, ведь цивилизация возникла в итоге неолитической революции.
Классификация цивилизаций, другими словами, их типология зависит от основных принципов подхода исследователей. Это могут быть:
экономико-технологическое состояние развития общества;
границы рассмотрения цивилизаций;
антропологические носители цивилизации;
исторические этапы развития общества как человеческого существа, живого организма и т. д.
Например, в рамках первого типологического принципа могут выделяться:
аграрно-традиционные цивилизации (космогенные), индустриальные (техногенные) и постиндустриальные (антропогенные);
первобытная общественно-экономическая формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистически-комму-нистическая общественно-экономические формации;
хозяйственно-культурные типы присваивающего хозяйства, ручного земледелия и животноводства, пахотного земледелия и т. д.
В рамках второго типологического принципа могут выделяться следующие цивилизации: мировая, континентальные (например, европейская), национальные (французская, японская), региональные (североафриканская), или просто цивилизации Востока («психогенные», циклические) и цивилизации Запада («техногенные», прогрессивные), вместе с которыми существуют непрогрессивные человеческие сообщества (племена Сибири и Дальнего Востока, Северной Европы и Аляски, Южной Америки, Африки, Австралии и островов Тихого океана).
В рамках третьего типологического принципа выделяются следующие цивилизации: европеоидов – «белая», экваториальная (негро-австролоидная) – «черная», монголоидно-американоидная – «желтая». В них главном фактором развития считается биологический, природно-географический.
В рамках четвертого типа, когда рассматривают развитие общества по фазам жизни (возникновение, становление, зрелость (рост), надлом и гибель), возникает дискуссия между сторонниками планетарного, универсального, единственного развития цивилизаций и сторонниками существования большого количества отдельных, локальных цивилизаций, которые сложно отнести к единственной модели, а смысл их развития заключен в цикличной смене стадий.
Смена цивилизаций может рассматриваться как потеря, гибель старой и рождение новой цивилизации, которая не может ничего взять от предыдущей. Это возводит уникальность, индивидуальность и изолированность цивилизаций на такую высоту, что нельзя найти между ними никакой основы для взаимодействия, влияния, общности и единства.
Такие концепции цивилизационного развития не соответствуют культурно-исторической действительности. Вот почему в ХХ в. среди сторонников многолинейной эволюции стала популярной идея локально сосуществующих вместе цивилизаций, которые могут влиять одна на одну. Цикличность их развития заключена в приобретении человечеством какой-то совокупности достижений во всех сферах об-щества: от духовной, социально-политической, экономико-технологи-ческой до сферы существования самой человеческой личности, семьи (К. Ясперс, Ю. Яковец). Например, в настоящее время Ю. Яковцом выделяются такие типы цивилизаций, как мировые и локальные. Мировые развернуты, как правило, во времени, а локальные цивилизации – в определенной точке пространства.
Мировая цивилизация – это временной этап в истории человечества, сверхдлительный исторический цикл.
Структуру мировой цивилизации можно рассматривать как структуру исторического цикла, или как структуру общественно-историчес-кой системы. В первом случае она обычно такая: фаза зарождения новой общественно-исторической системы, фаза ее рождения, потом наступают фазы распространения, зрелости, вхождения в кризис, отмирания и фаза существования как реликта на периферии какой-то новой общественно-исторической системы. Во втором случае, ее можно изобразить как пирамиду из пяти уровней, где каждый уровень включает в себя ряд элементов. Сначала идет человек и семья, вторым идет технологический способ производства, третьим – экономический способ производства, потом социально-политический строй, а завершает эту пирамидальную структуру духовный мир человека.
Точкой отсчета развития человеческой цивилизации считается неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящему (животноводство, земледелие) и создание моногамной семьи. Эта революция дала название первой цивилизации – неолитической.
Смена мировых цивилизаций отображает постепенное движение исторического процесса и саморазвитие человечества. Выделено семь мировых цивилизаций: неолитическая, раннеклассовая эпохи бронзы, античная железного века, средневековая, прединдустриальная раннекапиталистическая цивилизация, индустриальная и постиндустриальная. По времени своего существования они объединены Ю. Яковцом в исторические суперциклы, каждый из которых состоит из трех цивилизаций. Первый суперцикл отображает период становления человеческого общества, второй суперцикл – период его зрелости, а третий суперцикл сейчас только начинается.
Хронологические рамки первого суперцикла следующие:
неолитическая цивилизация – до 5-го тысячелетия до н. э.;
раннеклассовая – до второй половины 2-го тысячелетия до н. э.;
античная – V в. до н. э. – V в. н. э.
Хронологические рамки второго суперцикла:
средневековая – середина IX – середина XIV в.;
прединдустриальная – середина XV – 1790 г.;
индустриальная – 1790–1972 гг.
Хронологические рамки третьего суперцикла:
постиндустриальная – 1972–2130 гг.;
информационно-техническая – 2131–2240 гг.;
3-я цивилизация еще не названа – 2241–2315 гг.
Динамика развития мировых цивилизаций показала, что эпицентрами исторического прогресса на первом суперцикле были Египет, Месопотамия, Греция, Рим, Индия, Китай. На втором суперцикле – Западная Европа, Северная Америка. На третьем суперцикле эпицентр переместился в Японию, США, Китай, Тайвань, Сингапур, Южную Корею. При этом каждый исторический суперцикл давал целый ряд достижений в развитии человеческого общества – от возникновения письменности и государств до ядерной технологии и систем компьютерных коммуникаций.
Локальные цивилизации отображают особенности страны или группы стран, культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности определенной территории, освоенной человеком в течение истории. По утверждению А. Тойнби, в настоящее время насчитывается пять живых цивилизаций:
христианско-католическая, западная;
православно-христианская, византийская;
индуистская;
исламская (Северная Африка, Близкий и Средний Восток);
дальневосточная (Юго-Восточная Азия).
Известный современный американский социолог С. Хантингтон также называет восемь живых цивилизаций:
западная;
славяно-православная;
индуистская;
исламская;
японская;
конфуцианская;
латиноамериканская;
африканская.
С его точки зрения, грядущее человечества зависит от отношений между этими цивилизациями, а не от взаимодействия отдельных стран, народов, отдельных социально-экономических систем.
Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии также четыре фазы:
возникновения и становления (генезиса);
роста и зрелости;
надлома и кризиса;
распада и гибели.
Механизм смены цивилизаций отображает причины перемен в общественно-исторической системе и помогает объяснить, почему один исторический цикл сменяется другим. Тут возникает вопрос, от чего же зависит динамика развития цивилизаций, другими словами, скорость движения их жизненного и исторического циклов, которые заканчиваются приходом новой цивилизации? Прежде всего, от развития потребностей и духовного мира человека, общественного сознания. Смена цивилизации начинается потому, что возрастает разрыв между человеческими потребностями, которые возросли в период технологического и экономического подъема, и все более ограниченными возможностями их удовлетворения в имеющемся обществе.
- Введение
- Наука история: предмет, задачи и место среди других общественных наук. Функции истории и типы исторических знаний
- Разнообразие исторического процесса, критерии его периодизации: археологический, марксистский, цивилизационный
- Структура и типы цивилизаций, динамика их развития. Исторические циклы
- Наука и религия о происхождении человека на земле: основные концепции
- Возникновение и развитие первобытного хозяйства на территории беларуси, его основные черты и особенности. Неолитические цивилизации древности
- Основные концепции происхождения белорусского этноса и названия «беларусь». Этнические черты белорусов
- Экономическое развитие белорусского региона на этапе разложения первобытного строя. Становление феодального способа производства в VII–VIII вв.
- Княжества на территории беларуси (полоцкое, туровское и другие) в эпоху раннего средневековья. Характер их взаимоотношений с европейской и восточной цивилизациями
- Принятие христианства на белорусских землях и его роль в общественно-политической и культурной жизни. Культура беларуси IX – первой половины XIII в.
- Образование великого княжества литовского, русского и жемойтского: социально-экономические и политические условия объединения, государственно-политический строй
- Борьба белорусского народа против крестоносцев. Великая война 1409–1411 гг. Борьба вкл с монголо-татарами и крымским ханством
- Пограничные войны с московским государством в XIV–XVI вв.
- Укрепление феодальных отношений в сельском хозяйстве на территории беларуси во второй половине XIII – первой половине XVII в. Закрепощение крестьянства
- Роль городов вкл в развитии ремесла и торговли. Товарно-денежные отношения. Магдебургское право и система городского самоуправления
- Культура белорусских земель второй половины XIII – первой половины XVI в.
- Люблинская уния 1569 г., ее истоки и сущность. Борьба за сохранение самостоятельности вкл в составе речи посполитой. Введение статута 1588 г.
- Реформационное движение в вкл. Церковно-религиозная уния 1596 г. Контрреформация XVII в. На белорусских землях вкл и ее особенности
- Разделы речи посполитой в 1772, 1793, 1795 гг. И присоединение территории беларуси к российской империи: причины, основные события, итоги
- Культура беларуси второй половины хvі – хvііі в.
- Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. В российской империи, механизм и особенности их проведения на территории беларуси. Восстание 1863 г. На беларуси и деятельность к. Калиновского
- Народное хозяйство беларуси в пореформенный период 60–90-х гг. Хіх в.
- Культура беларуси последней четверти хvііі – хіх в.
- Политические организации и партии на территории беларуси во второй половине хіх – начале хх в. Белорусская социалистическая громада
- События революции 1905–1907 гг. На беларуси. Столыпинские реформы
- Беларусь в годы первой мировой войны. Февральская революция 1917 г.
- Беларусь накануне и во время октябрьских событий 1917 г. Разграничение политических сил после октября 1917 г. I всебелорусский съезд
- Экономическое и общественно-политическое развитие бсср в условиях новой экономической политики. Политика хуторизации
- Политика белорусизации как попытка национально-культурного возрождения
- Индустриализация и коллективизация в бсср
- Западная беларусь в 20–30-е гг. Хх в. В составе польши
- Политические репрессии против белорусского народа в 20–50-х гг. XX в.
- Начало великой отечественной войны и оккупация беларуси. Планы фашистов «ост» и «барбаросса». Немецкий оккупационный режим, белорусский коллаборационизм
- Борьба белорусского народа против фашизма. Освобождение беларуси. Итоги второй мировой войны для белорусов
- Восстановление хозяйства бсср в первые послевоенные годы. Усиление идеологического давления и репрессивной политики сталинского режима
- Беларусь в годы хрущевской «оттепели» и социально-экономических реформ (1953–1964 гг.)
- Социально-экономическая и политическая жизнь в бсср в 1965–1985 гг.
- Политика перестройки, ее необходимость и сущность. Чернобыльская катастрофа – угроза генофонду белорусского народа
- Культура беларуси советского периода
- Распад ссср и образование снг. Провозглашение суверенной республики беларусь
- Политические и экономические преобразования в беларуси в 90-х гг. Хх – начале ххі в.
- Белорусское зарубежье: география и этапы эмиграции, сохранение национальных традиций, выдающиеся деятели
- Глоссарий
- Краткая хронология истории беларуси
- Содержание
- История беларуси Пособие для студентов экономических специальностей
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.