logo
Axenov_Istoria_Belarusi-1

Структура и типы цивилизаций, динамика их развития. Исторические циклы

Термин «цивилизация» был введен около 200 лет назад французскими философами в эпоху Просвещения. Историки определяли цивилизацию как стадию развития человечества, которая следовала после стадии дикости и варварства. На этой стадии общественный строй был уже упорядочен, возникли классы, государство, частная собственность. В настоящее время, при всем разнообразии взглядов на цивилизацию, они совпадают по следующему ряду черт:

 существование государства;

 возникновение письменности;

 отделение ремесла от земледелия;

 разграничение общества на классы;

 появление городов.

Особую роль играют первые две черты, присутствие остальных нередко считается необязательным. Большое значение придается технологии, посредством которой общество устанавливает отношения с природой. Что касается культуры, то в ней первостепенную роль играют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость. Следует отметить, что культура сформировалась раньше цивилизации, ведь цивилизация возникла в итоге неолитической революции.

Классификация цивилизаций, другими словами, их типология зависит от основных принципов подхода исследователей. Это могут быть:

 экономико-технологическое состояние развития общества;

 границы рассмотрения цивилизаций;

 антропологические носители цивилизации;

 исторические этапы развития общества как человеческого существа, живого организма и т. д.

Например, в рамках первого типологического принципа могут выделяться:

 аграрно-традиционные цивилизации (космогенные), индустриальные (техногенные) и постиндустриальные (антропогенные);

 первобытная общественно-экономическая формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистически-комму-нистическая общественно-экономические формации;

 хозяйственно-культурные типы присваивающего хозяйства, ручного земледелия и животноводства, пахотного земледелия и т. д.

В рамках второго типологического принципа могут выделяться следующие цивилизации: мировая, континентальные (например, европейская), национальные (французская, японская), региональные (североафриканская), или просто цивилизации Востока («психогенные», циклические) и цивилизации Запада («техногенные», прогрессивные), вместе с которыми существуют непрогрессивные человеческие сообщества (племена Сибири и Дальнего Востока, Северной Европы и Аляски, Южной Америки, Африки, Австралии и островов Тихого океана).

В рамках третьего типологического принципа выделяются следующие цивилизации: европеоидов – «белая», экваториальная (негро-австролоидная) – «черная», монголоидно-американоидная – «желтая». В них главном фактором развития считается биологический, природно-географический.

В рамках четвертого типа, когда рассматривают развитие общества по фазам жизни (возникновение, становление, зрелость (рост), надлом и гибель), возникает дискуссия между сторонниками планетарного, универсального, единственного развития цивилизаций и сторонниками существования большого количества отдельных, локальных цивилизаций, которые сложно отнести к единственной модели, а смысл их развития заключен в цикличной смене стадий.

Смена цивилизаций может рассматриваться как потеря, гибель старой и рождение новой цивилизации, которая не может ничего взять от предыдущей. Это возводит уникальность, индивидуальность и изолированность цивилизаций на такую высоту, что нельзя найти между ними никакой основы для взаимодействия, влияния, общности и единства.

Такие концепции цивилизационного развития не соответствуют культурно-исторической действительности. Вот почему в ХХ в. среди сторонников многолинейной эволюции стала популярной идея локально сосуществующих вместе цивилизаций, которые могут влиять одна на одну. Цикличность их развития заключена в приобретении человечеством какой-то совокупности достижений во всех сферах об-щества: от духовной, социально-политической, экономико-технологи-ческой до сферы существования самой человеческой личности, семьи (К. Ясперс, Ю. Яковец). Например, в настоящее время Ю. Яковцом выделяются такие типы цивилизаций, как мировые и локальные. Мировые развернуты, как правило, во времени, а локальные цивилизации – в определенной точке пространства.

Мировая цивилизация – это временной этап в истории человечества, сверхдлительный исторический цикл.

Структуру мировой цивилизации можно рассматривать как структуру исторического цикла, или как структуру общественно-историчес-кой системы. В первом случае она обычно такая: фаза зарождения новой общественно-исторической системы, фаза ее рождения, потом наступают фазы распространения, зрелости, вхождения в кризис, отмирания и фаза существования как реликта на периферии какой-то новой общественно-исторической системы. Во втором случае, ее можно изобразить как пирамиду из пяти уровней, где каждый уровень включает в себя ряд элементов. Сначала идет человек и семья, вторым идет технологический способ производства, третьим – экономический способ производства, потом социально-политический строй, а завершает эту пирамидальную структуру духовный мир человека.

Точкой отсчета развития человеческой цивилизации считается неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящему (животноводство, земледелие) и создание моногамной семьи. Эта революция дала название первой цивилизации – неолитической.

Смена мировых цивилизаций отображает постепенное движение исторического процесса и саморазвитие человечества. Выделено семь мировых цивилизаций: неолитическая, раннеклассовая эпохи бронзы, античная железного века, средневековая, прединдустриальная раннекапиталистическая цивилизация, индустриальная и постиндустриальная. По времени своего существования они объединены Ю. Яковцом в исторические суперциклы, каждый из которых состоит из трех цивилизаций. Первый суперцикл отображает период становления человеческого общества, второй суперцикл – период его зрелости, а третий суперцикл сейчас только начинается.

Хронологические рамки первого суперцикла следующие:

 неолитическая цивилизация – до 5-го тысячелетия до н. э.;

 раннеклассовая – до второй половины 2-го тысячелетия до н. э.;

 античная – V в. до н. э. – V в. н. э.

Хронологические рамки второго суперцикла:

 средневековая – середина IX – середина XIV в.;

 прединдустриальная – середина XV – 1790 г.;

 индустриальная – 1790–1972 гг.

Хронологические рамки третьего суперцикла:

 постиндустриальная – 1972–2130 гг.;

 информационно-техническая – 2131–2240 гг.;

 3-я цивилизация еще не названа – 2241–2315 гг.

Динамика развития мировых цивилизаций показала, что эпицентрами исторического прогресса на первом суперцикле были Египет, Месопотамия, Греция, Рим, Индия, Китай. На втором суперцикле – Западная Европа, Северная Америка. На третьем суперцикле эпицентр переместился в Японию, США, Китай, Тайвань, Сингапур, Южную Корею. При этом каждый исторический суперцикл давал целый ряд достижений в развитии человеческого общества – от возникновения письменности и государств до ядерной технологии и систем компьютерных коммуникаций.

Локальные цивилизации отображают особенности страны или группы стран, культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности определенной территории, освоенной человеком в течение истории. По утверждению А. Тойнби, в настоящее время насчитывается пять живых цивилизаций:

 христианско-католическая, западная;

 православно-христианская, византийская;

 индуистская;

 исламская (Северная Африка, Близкий и Средний Восток);

 дальневосточная (Юго-Восточная Азия).

Известный современный американский социолог С. Хантингтон также называет восемь живых цивилизаций:

 западная;

 славяно-православная;

 индуистская;

 исламская;

 японская;

 конфуцианская;

 латиноамериканская;

 африканская.

С его точки зрения, грядущее человечества зависит от отношений между этими цивилизациями, а не от взаимодействия отдельных стран, народов, отдельных социально-экономических систем.

Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии также четыре фазы:

 возникновения и становления (генезиса);

 роста и зрелости;

 надлома и кризиса;

 распада и гибели.

Механизм смены цивилизаций отображает причины перемен в общественно-исторической системе и помогает объяснить, почему один исторический цикл сменяется другим. Тут возникает вопрос, от чего же зависит динамика развития цивилизаций, другими словами, скорость движения их жизненного и исторического циклов, которые заканчиваются приходом новой цивилизации? Прежде всего, от развития потребностей и духовного мира человека, общественного сознания. Смена цивилизации начинается потому, что возрастает разрыв между человеческими потребностями, которые возросли в период технологического и экономического подъема, и все более ограниченными возможностями их удовлетворения в имеющемся обществе.