Реформационное движение в вкл. Церковно-религиозная уния 1596 г. Контрреформация XVII в. На белорусских землях вкл и ее особенности
Реформация – это широкое общественно-политическое движение в Западной Европе XVI в., которое имело антифеодальную и гуманистическую направленность, противостояло католической церкви. Главными его идеологами были Я. Гус, М. Лютер, Ж. Кальвин, А. Цвингли. Единственным источником веры они считали Священное писание, кроме того они требовали секуляризации церковного имущества. Реформация нашла отражение в протестантизме, имевшем следующие принципы: авторитет Библии, право всех верующих обращаться к Богу без посредника (церкви), оправдание личной верой.
Реформация на территории Беларуси стала составной частью европейской Реформации и восприняла более всего кальвинизм и антитринитаризм (арианство). Социальной опорой кальвинизма была знать, оппозиционная шляхта и мещанство. Наиболее видными распространителями Реформации на Беларуси стали Радзивиллы, Воловичи, Сапеги, Кишки, Ходкевичи.
Протестантизм вызвал значительный всплеск развития культуры. В конце XVI в. появилось много арианских школ в Ивье, Слуцке, Койданове, были основаны типографии в Несвиже, Берестье, Лоске. Патриотические памфлеты представителя мелкой шляхты В. Цяпинского отмечали необходимость противостояния полонизации. Получила распространение переводная литература. В целом, Реформация в ВКЛ носила шляхетско-магнатский характер. В сейме ВКЛ заседали в 1569 г. 15 сенаторов-протестантов, 2 католика, 5 православных, а в 1580 г. – 13 протестантов, 6 католиков, 4 православных сенатора. Реформационное движение способствовало развитию толерантности (веротерпимости) в ВКЛ, и Городенский сейм 1568 г. уравнял в правах всю шляхту христианской веры. Это подтвердил акт Варшавской конфедерации 1573 г. «О свободе вероисповедания». Его текст вошел в Статут 1588 г. Отрицательные отношения многих магнатов ВКЛ (Радзивиллов, Сапег, Кишек, Ходкевичей) к Люблинской унии 1569 г. и стремление шляхты сохранить свои привилегии в Речи Посполитой путем децентрализации как государственных, так и церковно-религиозных структур католической и православной церквей, обусловило их приверженность к Реформации. Некоторые слои мещанства выступали против привилегий католической и православной церквей, которые ограничивали социально-экономические права граждан. Большинство крестьян и городского населения были приверженцами православной религии, несмотря на попытки магнатов-протестантов привлечь их к Реформации принудительно,через наказания за непосещение протестантских собраний.
В XVI – первой половине XVII вв. на территории Беларуси действовало 85 кальвинистских, 7 арианских сборов (реформационных общин) в Берестье, Несвиже, Клецке, Заславле, Менске, Витебске, Полоцке. Наиболее выдающимся представителем белорусско-литовско-го антитринитаризма, его умеренного крыла стал С. Будный, писатель, просветитель, гуманист. В Лоске в 1583 г. он издал книгу «О светской власти», в которой есть его диспут с представителями радикальной части антитринитариев: Якубом из Калиновки, Петром из Ганендза, Мартином из Чеховиц, Павлом из Визны. Они критиковали феодальный строй и государство, угнетение и эксплуатацию крестьян. Их стремление избавиться от этого и реализовать свои лозунги на практике привело к обеспокоенности шляхты и государственных кругов, даже кальвинистской шляхты. К середине XVII в. антитринитаризм был законодательно запрещен, а члены арианских общин изгнаны из Речи Посполитой.
Реформационное книгопечатание в Берестье, Лоске, Несвиже и Любче существовало с середины XVI до середины XVII вв. Наиболее значительными были переводы и издания книг Библии – Берестейская Библия (1563 г.), Евангелие В. Тяпинского. Реформационное книгопечатание содействовало распространению ренессансных, гуманистических и рационалистических тенденций в белорусской культуре.
После Люблинской унии начинается распространение контрреформации, которая через католические ордена боролась с Реформацией. На Беларуси существовали католические ордена бенедиктинцев, бернардинцев, доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Контрреформация привела даже православную шляхту к переходу в католицизм. В этом плане можно считать, что Реформация содействовала полонизации белорусской шляхты, а с другой стороны, помогала развитию отношений с Западной Европой.
Идеи униатства существовали среди католических кругов Польши еще в XIV в. Удобный момент наступил после падения Византии (1453) и после Люблинской унии 1569 г. Это должно было ослабить влияние Московской патриархии. В 1596 г. состоялся Берестейский церковный собор, принявший церковную унию, которая признала приоритет католической прагматики и религиозное главенство Папы Римского, но при сохранении традиционной обрядности православной церкви и использовании местного языка для богослужения. Вначале она вызвала широкий социальный протест. Антиуниатское направление носил Витебский бунт 1623 г., когда был убит униатский архиепископ И. Кунцевич. Борьбу также вели православные братства в городах. В 20–30-е гг. XVII в. правящие круги Речи Посполитой вынуждены были признать права православной церкви и ее легальную деятельность. Однако реформационная деятельность униатских митрополитов Я. Руцкого, А. Селявы, Р. Корсака, Базилианского ордена содействовала влиянию униатства на белорусский народ. В XVII в. белорусы мирно переходили в униатство. Укреплению унии содействовало создание в 1617 г. монашеского ордена базилиан. И. Кунцевич, Я. Руцкий, С. Полоцкий, М. Смотрицкий были базилианами. Бла-годаря сохранению белорусского языка в богослужении униатство помогло белорусам сохранить свою национальную культуру.
ВОЙНЫ И ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В СЕРЕДИНЕ ХVІІ – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХVІІІ в. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХVІІІ в. ПОПЫТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
Во второй половине ХVІІ – начале ХVІІІ в. Речь Посполитая вступила в полосу разрушительных войн и внутриполитических конфликтов. Войнам сопутствовали эпидемии, разорение крестьянства, разрушение городов. Наиболее кровавыми были антифеодальная казацко-крестьянская война 1648–1651 гг. и война Московского государст-ва с Речью Посполитой в 1654–1667 гг. Последняя была вызвана стремлением царя Алексея Михайловича присоединить к своим владениям Беларусь и Украину, которая уже по договоренности с Б. Хмельницким и московским боярством (Переяславская Рада 1654 г.) вошла в состав Русского государства. Эта война стала для развития белорусского общества самой трагичной, она почти лишила белорусов их мещанства и аристократии, ускорила процессы полонизации. В итоге войн с 1650 по 1667 гг. количество населения на Беларуси сократилась с 2,9 до 1,4 млн чел. Одна треть хозяйств в Берестейском и Новогородском воеводствах осталась без хозяев. В восточных Полоцком, Витебском и Мстиславском воеводствах 70% крестьянских хат стояли пустыми, свирепствовал сыпной тиф, почти исчезли города Пинск и Берестье. Для восстановления хозяйства понадобилось более чем два десятилетия, за это время количество населения увеличилась до 2,2 млн чел. Однако Северная война 1700–1721 гг., которую вели Россия, Дания, Саксония и Речь Посполитая против Швеции, ликвидировала усилия народа по восстановлению экономики. Беларусь опять потеряла одну треть населения и стала ареной главных битв русских и шведских армий перед Полтавой. Карл ХІІ желал утвердить свои позиции в Европе, а Петр I стремился «прорубить окно» в ту же Европу, иначе говоря, получить свободный выход к Балтийскому морю.
Тяжелая послевоенная ситуация усугублялась сохранением фольварочно-барщинной системы хозяйствования, феодальной анархией и междоусобицами. Для ведения войн правительство Речи Посполитой брало взаймы большие денежные суммы у магнатов и отдавало ссуды государственными землями. Итогом такой политики стало появление на Беларуси огромных латифундий (крупных земельных владений) Радзивиллов, Сапег, Кишек, Пацов, Вишневецких, Глебовичей, Яблонских, Гаштольдов, Воловичей и др. В конце ХVІІІ в. эту плеяду магнатов возглавили Сапеги. При гетмане Казимире Сапеге армии ВКЛ расквартировывались во владениях конкурирующих родов, которые из-за этого разорялись. Поэтому такое всемогущество Сапег вызвало недовольство Радзивиллов, Пацов, Огинских. Они при поддержке короля выступили против частной армии Сапег и разбили его под Олькениками. Владения Сапег были конфискованы, а затем розданы другим феодалам. Такие «домашние войны» были результатом соперничества магнатских группировок в условиях децентрализации королевской власти. Королевская власть в Речи Посполитой не передавалась по наследству, а избираемость короля приводила к тому, что претенденты на престол должны были делать все новые уступки шляхте. Любое решение короля или сейма шляхта могла оспорить посредством создания конфедерации – военного союза для защиты своих прав. Руководство конфедерации имело право принимать постановления, обязательные для всей Речи Посполитой. Кроме того, сейму вообще было тяжело принимать решения по любому вопросу. Его деятельность была парализована правом «либерум вето» (свободный запрет), иначе говоря, правом любого посла (депутата сейма) отклонить постановление, даже когда все остальные голосовали «за». С 1652 по 1764 гг. из 80 сеймов 44 были сорваны. В таких условиях Речь Посполитая в XVIII в. претерпевала экономический, социальный и политический кризис, когда ни местные, ни центральные власти не могли ограничить и остановить своеволие и анархию магнатов и шляхты в стране.
Крестьяне, которые кормили государство, шляхту, армию и церковь, по-прежнему платили чинш, дякло и отрабатывали барщину, при этом нормы ренты были увеличены уже к началу XVIII в. Гвалты, толоки и сгоны в связи с разрухой в стране начали использоваться феодалами постоянно. Это вызвало обострение социальных противоречий, которые проявились в Кричевском восстании 1740–1744 гг. под руководством В. Ващилы. Кричевское восстание, как и другие крестьянские выступления того времени, носило стихийный, ограниченный по требованиям и локальный характер, поэтому его легко подавил владелец Кричева Радзивилл.
Города Беларуси по-прежнему пользовались магдебургским правом, которое гарантировало свободу занятий ремеслами. В начале XVIII в. на Беларуси появляются первые мануфактуры. Это Налибокская и Уречская – стеклянные, Уречская – зеркальная, Слуцкая и Несвижская – шелковых поясов, Вишневская – железоделательная, Ружанская – ткацко-суконная. В 60–70-е гг. XVIII в. по указу короля С. А. Понятовского были созданы А. Тизенгаузом в Городенской и Берестейской экономиях еще 21 королевская мануфактура. К концу XVIII в. таких мануфактур на Беларуси было более чем 50, и методы рыночного хозяйствования, система наемного труда стали довольно быстро распространяться. Введение в 1766 г. единой системы мер и весов, валюты, единственной нормы пошлин в Речи Посполитой, ограничения заемных процентов (7%) для кредиторов, строительство путей и каналов содействовало развитию товарного производства, ис-пользованию принудительного найма, денежной оплаты мануфактурным рабочим. С другой стороны, это свидетельствует о начале распада феодальных отношений и развитии элементов капиталистического производства.
- Введение
- Наука история: предмет, задачи и место среди других общественных наук. Функции истории и типы исторических знаний
- Разнообразие исторического процесса, критерии его периодизации: археологический, марксистский, цивилизационный
- Структура и типы цивилизаций, динамика их развития. Исторические циклы
- Наука и религия о происхождении человека на земле: основные концепции
- Возникновение и развитие первобытного хозяйства на территории беларуси, его основные черты и особенности. Неолитические цивилизации древности
- Основные концепции происхождения белорусского этноса и названия «беларусь». Этнические черты белорусов
- Экономическое развитие белорусского региона на этапе разложения первобытного строя. Становление феодального способа производства в VII–VIII вв.
- Княжества на территории беларуси (полоцкое, туровское и другие) в эпоху раннего средневековья. Характер их взаимоотношений с европейской и восточной цивилизациями
- Принятие христианства на белорусских землях и его роль в общественно-политической и культурной жизни. Культура беларуси IX – первой половины XIII в.
- Образование великого княжества литовского, русского и жемойтского: социально-экономические и политические условия объединения, государственно-политический строй
- Борьба белорусского народа против крестоносцев. Великая война 1409–1411 гг. Борьба вкл с монголо-татарами и крымским ханством
- Пограничные войны с московским государством в XIV–XVI вв.
- Укрепление феодальных отношений в сельском хозяйстве на территории беларуси во второй половине XIII – первой половине XVII в. Закрепощение крестьянства
- Роль городов вкл в развитии ремесла и торговли. Товарно-денежные отношения. Магдебургское право и система городского самоуправления
- Культура белорусских земель второй половины XIII – первой половины XVI в.
- Люблинская уния 1569 г., ее истоки и сущность. Борьба за сохранение самостоятельности вкл в составе речи посполитой. Введение статута 1588 г.
- Реформационное движение в вкл. Церковно-религиозная уния 1596 г. Контрреформация XVII в. На белорусских землях вкл и ее особенности
- Разделы речи посполитой в 1772, 1793, 1795 гг. И присоединение территории беларуси к российской империи: причины, основные события, итоги
- Культура беларуси второй половины хvі – хvііі в.
- Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. В российской империи, механизм и особенности их проведения на территории беларуси. Восстание 1863 г. На беларуси и деятельность к. Калиновского
- Народное хозяйство беларуси в пореформенный период 60–90-х гг. Хіх в.
- Культура беларуси последней четверти хvііі – хіх в.
- Политические организации и партии на территории беларуси во второй половине хіх – начале хх в. Белорусская социалистическая громада
- События революции 1905–1907 гг. На беларуси. Столыпинские реформы
- Беларусь в годы первой мировой войны. Февральская революция 1917 г.
- Беларусь накануне и во время октябрьских событий 1917 г. Разграничение политических сил после октября 1917 г. I всебелорусский съезд
- Экономическое и общественно-политическое развитие бсср в условиях новой экономической политики. Политика хуторизации
- Политика белорусизации как попытка национально-культурного возрождения
- Индустриализация и коллективизация в бсср
- Западная беларусь в 20–30-е гг. Хх в. В составе польши
- Политические репрессии против белорусского народа в 20–50-х гг. XX в.
- Начало великой отечественной войны и оккупация беларуси. Планы фашистов «ост» и «барбаросса». Немецкий оккупационный режим, белорусский коллаборационизм
- Борьба белорусского народа против фашизма. Освобождение беларуси. Итоги второй мировой войны для белорусов
- Восстановление хозяйства бсср в первые послевоенные годы. Усиление идеологического давления и репрессивной политики сталинского режима
- Беларусь в годы хрущевской «оттепели» и социально-экономических реформ (1953–1964 гг.)
- Социально-экономическая и политическая жизнь в бсср в 1965–1985 гг.
- Политика перестройки, ее необходимость и сущность. Чернобыльская катастрофа – угроза генофонду белорусского народа
- Культура беларуси советского периода
- Распад ссср и образование снг. Провозглашение суверенной республики беларусь
- Политические и экономические преобразования в беларуси в 90-х гг. Хх – начале ххі в.
- Белорусское зарубежье: география и этапы эмиграции, сохранение национальных традиций, выдающиеся деятели
- Глоссарий
- Краткая хронология истории беларуси
- Содержание
- История беларуси Пособие для студентов экономических специальностей
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.