logo
Axenov_Istoria_Belarusi-1

Белорусское зарубежье: география и этапы эмиграции, сохранение национальных традиций, выдающиеся деятели

До недавнего времени изучению и осветлению жизни белорусской эмиграции не придавалось существенного значения. В советской историографии этот вопрос не получил освещения, однако общественно-политические процессы последних лет пробудили интерес к изучению данных вопросов.

Белорусская диаспора (от греч. расселение) – это честь белорусского этноса, которая постоянно или временно проживает за пределами Республики Беларусь, что по тех или иных причинах вынуждена была покинуть родину. Исследованием этих вопросов занимались ряд как зарубежных, так и отечественных историков: Д. Латышенок, В. Кипель, С. Матюнин, Е. Колубович и другие. Так, на взгляд Е. Колубовича до конца ХVIII в. белорусские эмигранты были редкими особами, а массовая волна политической белорусской эмиграции пришлись на период после присоединения белорусских земель к Российской империи.

Первая волна массовой эмиграции произошла в 1794–95 гг. после жестокого подавления восстания под руководством Т. Костюшко, когда почти 23 тыс. участников этого восстания вынуждены были выехать в Австрию и Пруссию. Среди известностей этой войны были, прежде всего, сам Т. Костюшко, который чудом избежал худшей участи в также М. K. Огинский, К. Прозар, И. И. Сапега и др.

Вторая волна связана с отступлением армии Наполеона Бонапарта в 1812 г., она захватила ту часть белорусско-литовской шляхты, которая сотрудничала с Наполеоном и мечтала о том, что он возродит былую самостоятельность ВКЛ. Среди эмигрантов этой волны было много военных и политических деятелей, таких, как граф С. Солтан, генералы С. Грабовский и К. Неселовский, маршалок трибунала Ф. Ельский и другие.

Третья волна была связана с подавлением шляхетского восстания 1830–31 г.г., когда тысячи повстанцев эмигрировали во Францию, Бельгию, США, Италию. Среди знаменитых людей этой волны следует отметить белорусского историка И. Климашевского, который нашел известную Летопись Быховца, а также художника-пейзажиста В. Дмаховского, графика и композитора Н. Орду и поэта А. Рыпинского.

Четвертая волна наступила после национально-освободительного восстания под руководством К. Калиновского. Она насчитывала более 7 тыс. самих участников, которым повезло убежать за границу. Выехали такие знаменитые люди Беларуси, как поэт Ф. Рожанский, этнограф и фольклорист А. Киркор, ученый И. Дамейко, М. Костровицкий – дед французского поэта Г. Аполинера.

Пятая волна наблюдается в 1897–1914 гг. Она стала наиболее массовой, так как от безземелья, малоземелья, безработицы по различным социально-экономическим (например, столыпинские реформы) и политическим причинам переехали в Сибирь более 700 тыс. человек, преимущественно крестьян, а за пределы Российской империи выехало более 800 тыс. Выезжали в Канаду, США, Бразилию, Аргентину, Великобританию. В том числе поэтесса А. Пашкевич (Цетка), театральный деятель Ф. Алехнович.

Шестая волна связана с событиями Первой мировой воины, революцией 1917 г., крушением БНР. В основном, это были военнопленные, беженцы, люди, которые не хотели признать советскую власть, деятели БСГ и БНР, белорусские эсеры. Это была первая организованная политическая волна белорусской эмиграции. Ее представители продолжали свою политическую деятельность и создали много эмигрантских центров в Литве, Латвии, Франции, Чехословакии, США, Аргентине и Турции.

Седьмая волна происходила в 20–30-е гг. ХХ в. в Западной Беларуси, когда около 250 тыс. белорусов таким образом спаслись от полонизации, угнетения, дискриминации во всех сферах жизни.

Восьмая волна началась уже в 1939 г. и была связана со Второй мировой и Великой Отечественной войнами. Основную часть этой волны составляли военнопленные жители Западной Беларуси, которые воевали в составе польской армии (70 тыс.). Это также те, кто не захотел оставаться жить при советской власти и стали сотрудничать с фашистским режимом (50 тыс.). Кроме того, на Востоке СССР было эвакуировано 1,5 млн человек, а также от 400 до 7 000 тыс. жителей Беларуси были насильственно вывезены фашистами на работу в Германию. Многие из них не вернулись на родину.

В послевоенное время большое число белорусов покинуло родину по разным причинам: плановое распределение специалистов в СССР, служба в рядах Советской Армии, вербовка специалистов, отправка на новостройки, освоение целины. Следует также прибавить 850 тыс. белорусских евреев, которые уехали в Израиль, Канаду, Америку в 80–90 гг. ХХ в. После распада СССР в его бывших республиках осталось проживать 2 млн 130 тыс. белорусов.

Устойчивые белорусские сообщества сложились в США, Канаде, Аргентине, Австрии, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польше. В этих странах существуют белорусские культурно-просве-ительские центры, научные и церковные организации, политические партии. Так, в Польше существует партия «Белорусское демократическое объединение», Белорусское обшественно-культурное товарищество, Белорусское объединение студентов. Создан Белорусский научно-образовательный центр в Белостоке. В Лондоне действует Белорусская библиотека и музей им. Ф. Скорины – главный центр белорусоведения в Европе. Также там существует Объединение белорусов Великой Британии. В США действует Белорусский институт науки и искусства в Нью-Йорке, Белорусский координационный комитет и Белорусско-американская Рада в Чикаго, работает Белорусский Конгрессовый Комитет, Белорусско-американская организация молодежи, общественно-культурный центр «Полацак» в Кливленде, Великолитовский фонд имени Льва Сапеги, издается газета «Беларус». Существует церковь Жировичской Божьей Матери и Белорусская авто-кефальная православная церковь.

В Австралии работают девять национальных организаций, которые объединены в Федеральную Раду.

В Канаде есть Фонд помощи жертвам Чернобыля, Объединение белорусов Канады, Белорусский союз молодежи, в Торонто создан Общественный центр, работают Белорусский институт науки и искусства, Канадское товарищество «Беларусь».

Во Франции существует Белорусский Хаврус, в Бельгии – Союз белорусов, в Израиле – землячество белорусских евреев. Таким образом, белорусы за границей создают условия для того, чтобы не утратить свои корни, свое национальное самосознание и связь с родиной.