logo
Axenov_Istoria_Belarusi-1

Культура белорусских земель второй половины XIII – первой половины XVI в.

Культура белорусских земель в середине XIII – первой половине XVI в. приобрела свои оригинальные черты, национальную самобытность и достигла высокого уровня. Православная церковь играла большую роль в развитии образования, морали, искусств. Права православной церкви в XV в. оговаривал «Свиток Ярослава», который был подтвержден великим князем Александром. С XV в. из белорусских знаменитых семей стали выходить свои первые епископы. В городах Беларуси существовали православные братства, они были центрами культуры и объединяли вокруг себя всех верующих. Ограничение прав православной церкви на территории ВКЛ стало ощущаться со стороны великокняжеской власти уже в первой половине XV в., в период укрепления католической церкви, и уже с первой половины XVI в. митрополиты и епископы стали назначаться великокняжеской властью. В ВКЛ сохранялись епархии еще с времен Киевской Руси, кроме того, православную церковь поддерживало большинство феодалов государства и православные составляли 80% населения княжества. Несмотря на это, высшее духовенство не было представлено в великокняжеском совете (паны-раде). Единственное, чего удалось добиться, так это принятия в первой половине XVI в. ряда государственных актов, которые закрепили прежние права и привилегии православной церкви в ВКЛ.

Католицизм на землях Беларуси пробовали насадить крестоносцы еще с XIII в., однако он не прижился. Великий Князь Ягайло заключил в 1385 г. Кревскую унию, в соответствии с которой он обещал Короне Польской содействовать принятию католической религии на литовских и белорусских территориях, а поляки давали ему возможность стать королем польским. С конца XIV в. католицизм был принят правящими кругами ВКЛ, а с 1387 г. создается Виленская католическая епархия, и к концу века на землях Беларуси действовало 6 католических парафий (приходов). Право создавать парафии принадлежало великому князю, однако епископы ВКЛ подчинялись польскому архиепископу. К концу XVI в. было создано 259 парафий, в основном в Западной Беларуси и Литве.

Католическая церковь имела большие земельные владения, вмешивалась во внутреннюю политику власти. Так, в 1413 г. Городельская уния между ВКЛ и Польшей дает преимущество католикам в верховной власти и запрещает браки между католиками и православными (действовала до 20-х гг. XVI в.). Это привело к гражданской войне 1432–1434 гг. Все же ВКЛ было толерантным государством, подтверждением чему стало уравнение в правах всей шляхты «веры христианской» в 1568 г. на Городенском сейме. В Литовском статуте 1588 г. упоминалось об этом привилее и говорилось о свободе вероисповедания.

Интенсивно развивалась материальная культура, одновременно с традиционными ремеслами (ткачество, обработка металлов, дерева, кости) распространяется изготовление одноцветной и полихромной плитки, бумаги, стекла, начинает развиваться книгопечатание. Духовное творчество белорусского народа отражалось в фольклоре, песенном и музыкальном искусстве. Возникает новый жанр – исторические песни и предания, которые посвящались борьбе белорусского народа против иноземных захватчиков. Значительно место принадлежало обрядовой поэзии и лирическим песням, театрально-хореогра-фическим постановкам на народных праздниках. В XVI в. возник народный кукольный театр – батлейка.

В XV–XVI вв. на территории Беларуси сложились условия для развития культуры Возрождения и Реформации. Среди горожан и шляхты распространяются идеи гуманизма, меценатства.

Старобелорусский язык имел государственный статус. На нем были написаны Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Своеобразной энциклопедией исторических знаний эпохи Средневековья стали следующие летописи: Летописец Великих князей литовских, Хроника ВКЛ, Хроника Быховца. Выдающимися личностями Возрождения были Григорий Цамблак, митрополит ВКЛ, первым внесший в белорусскую литературу идеи гуманизма; М. Гусовский, дополнивший литературную сокровищницу поэмой «Песня о зубре»; Ф. Скорина, основатель нового литературного жанра предисловий к читателю. Он основал белорусское книгопечатание, перевел и издал 23 книги Библии в 1517–1519 гг. в Праге, а в Вильне – «Малую подорожную книжицу». Деятелем протестантского направления Реформации был С. Будный, который перевел на старобелорусский язык «Катехизис» и издал его в 1562 г. в Несвиже для обучения «людей простых». В Тяпинский на свои средства основал типографию и издал «Евангелие» на старобелорусском и церковнославянском языках.

В развитии архитектуры соседствовали национальные и западноевропейские традиции – романский, готический стили и стиль барокко. В связи с постоянной внешней опасностью были построены крепости и замки в Новогородке, Лиде, Берестье, Креве, Городне, Койданове, Мире, Гольшанах, Несвиже и др. Наилучшими образцами белорусской готики в культовой архитектуре являются православные церкви в Сынковичах, Малом Можейкове, Супрасле и Заславле, католический костел в Ишкольде. Их принято называть храмами оборонного типа, так как эти церкви одновременно являлись крепостями.

Расширяется развитие фресковой живописи и иконописи («Адигитрия Иерусалимская» в Пинской Варварьинской церкви и «Покаяние» в Малорите). В XV в. впервые появляются произведения светской живописи, что было обусловлено влиянием европейского Возрождения – портреты княгини Анны Радзивилл, слуцкого князя Олельковича, князя Александра Ходкевича. С XV в. распространяются библиотеки при монастырях и иезуитских коллегиумах в Городне, Берестье, Менске, Новогородке, формируются частные книжные собрания Гаштольдов, Радзивиллов, Сапег.