Культура белорусских земель второй половины XIII – первой половины XVI в.
Культура белорусских земель в середине XIII – первой половине XVI в. приобрела свои оригинальные черты, национальную самобытность и достигла высокого уровня. Православная церковь играла большую роль в развитии образования, морали, искусств. Права православной церкви в XV в. оговаривал «Свиток Ярослава», который был подтвержден великим князем Александром. С XV в. из белорусских знаменитых семей стали выходить свои первые епископы. В городах Беларуси существовали православные братства, они были центрами культуры и объединяли вокруг себя всех верующих. Ограничение прав православной церкви на территории ВКЛ стало ощущаться со стороны великокняжеской власти уже в первой половине XV в., в период укрепления католической церкви, и уже с первой половины XVI в. митрополиты и епископы стали назначаться великокняжеской властью. В ВКЛ сохранялись епархии еще с времен Киевской Руси, кроме того, православную церковь поддерживало большинство феодалов государства и православные составляли 80% населения княжества. Несмотря на это, высшее духовенство не было представлено в великокняжеском совете (паны-раде). Единственное, чего удалось добиться, так это принятия в первой половине XVI в. ряда государственных актов, которые закрепили прежние права и привилегии православной церкви в ВКЛ.
Католицизм на землях Беларуси пробовали насадить крестоносцы еще с XIII в., однако он не прижился. Великий Князь Ягайло заключил в 1385 г. Кревскую унию, в соответствии с которой он обещал Короне Польской содействовать принятию католической религии на литовских и белорусских территориях, а поляки давали ему возможность стать королем польским. С конца XIV в. католицизм был принят правящими кругами ВКЛ, а с 1387 г. создается Виленская католическая епархия, и к концу века на землях Беларуси действовало 6 католических парафий (приходов). Право создавать парафии принадлежало великому князю, однако епископы ВКЛ подчинялись польскому архиепископу. К концу XVI в. было создано 259 парафий, в основном в Западной Беларуси и Литве.
Католическая церковь имела большие земельные владения, вмешивалась во внутреннюю политику власти. Так, в 1413 г. Городельская уния между ВКЛ и Польшей дает преимущество католикам в верховной власти и запрещает браки между католиками и православными (действовала до 20-х гг. XVI в.). Это привело к гражданской войне 1432–1434 гг. Все же ВКЛ было толерантным государством, подтверждением чему стало уравнение в правах всей шляхты «веры христианской» в 1568 г. на Городенском сейме. В Литовском статуте 1588 г. упоминалось об этом привилее и говорилось о свободе вероисповедания.
Интенсивно развивалась материальная культура, одновременно с традиционными ремеслами (ткачество, обработка металлов, дерева, кости) распространяется изготовление одноцветной и полихромной плитки, бумаги, стекла, начинает развиваться книгопечатание. Духовное творчество белорусского народа отражалось в фольклоре, песенном и музыкальном искусстве. Возникает новый жанр – исторические песни и предания, которые посвящались борьбе белорусского народа против иноземных захватчиков. Значительно место принадлежало обрядовой поэзии и лирическим песням, театрально-хореогра-фическим постановкам на народных праздниках. В XVI в. возник народный кукольный театр – батлейка.
В XV–XVI вв. на территории Беларуси сложились условия для развития культуры Возрождения и Реформации. Среди горожан и шляхты распространяются идеи гуманизма, меценатства.
Старобелорусский язык имел государственный статус. На нем были написаны Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Своеобразной энциклопедией исторических знаний эпохи Средневековья стали следующие летописи: Летописец Великих князей литовских, Хроника ВКЛ, Хроника Быховца. Выдающимися личностями Возрождения были Григорий Цамблак, митрополит ВКЛ, первым внесший в белорусскую литературу идеи гуманизма; М. Гусовский, дополнивший литературную сокровищницу поэмой «Песня о зубре»; Ф. Скорина, основатель нового литературного жанра предисловий к читателю. Он основал белорусское книгопечатание, перевел и издал 23 книги Библии в 1517–1519 гг. в Праге, а в Вильне – «Малую подорожную книжицу». Деятелем протестантского направления Реформации был С. Будный, который перевел на старобелорусский язык «Катехизис» и издал его в 1562 г. в Несвиже для обучения «людей простых». В Тяпинский на свои средства основал типографию и издал «Евангелие» на старобелорусском и церковнославянском языках.
В развитии архитектуры соседствовали национальные и западноевропейские традиции – романский, готический стили и стиль барокко. В связи с постоянной внешней опасностью были построены крепости и замки в Новогородке, Лиде, Берестье, Креве, Городне, Койданове, Мире, Гольшанах, Несвиже и др. Наилучшими образцами белорусской готики в культовой архитектуре являются православные церкви в Сынковичах, Малом Можейкове, Супрасле и Заславле, католический костел в Ишкольде. Их принято называть храмами оборонного типа, так как эти церкви одновременно являлись крепостями.
Расширяется развитие фресковой живописи и иконописи («Адигитрия Иерусалимская» в Пинской Варварьинской церкви и «Покаяние» в Малорите). В XV в. впервые появляются произведения светской живописи, что было обусловлено влиянием европейского Возрождения – портреты княгини Анны Радзивилл, слуцкого князя Олельковича, князя Александра Ходкевича. С XV в. распространяются библиотеки при монастырях и иезуитских коллегиумах в Городне, Берестье, Менске, Новогородке, формируются частные книжные собрания Гаштольдов, Радзивиллов, Сапег.
- Введение
- Наука история: предмет, задачи и место среди других общественных наук. Функции истории и типы исторических знаний
- Разнообразие исторического процесса, критерии его периодизации: археологический, марксистский, цивилизационный
- Структура и типы цивилизаций, динамика их развития. Исторические циклы
- Наука и религия о происхождении человека на земле: основные концепции
- Возникновение и развитие первобытного хозяйства на территории беларуси, его основные черты и особенности. Неолитические цивилизации древности
- Основные концепции происхождения белорусского этноса и названия «беларусь». Этнические черты белорусов
- Экономическое развитие белорусского региона на этапе разложения первобытного строя. Становление феодального способа производства в VII–VIII вв.
- Княжества на территории беларуси (полоцкое, туровское и другие) в эпоху раннего средневековья. Характер их взаимоотношений с европейской и восточной цивилизациями
- Принятие христианства на белорусских землях и его роль в общественно-политической и культурной жизни. Культура беларуси IX – первой половины XIII в.
- Образование великого княжества литовского, русского и жемойтского: социально-экономические и политические условия объединения, государственно-политический строй
- Борьба белорусского народа против крестоносцев. Великая война 1409–1411 гг. Борьба вкл с монголо-татарами и крымским ханством
- Пограничные войны с московским государством в XIV–XVI вв.
- Укрепление феодальных отношений в сельском хозяйстве на территории беларуси во второй половине XIII – первой половине XVII в. Закрепощение крестьянства
- Роль городов вкл в развитии ремесла и торговли. Товарно-денежные отношения. Магдебургское право и система городского самоуправления
- Культура белорусских земель второй половины XIII – первой половины XVI в.
- Люблинская уния 1569 г., ее истоки и сущность. Борьба за сохранение самостоятельности вкл в составе речи посполитой. Введение статута 1588 г.
- Реформационное движение в вкл. Церковно-религиозная уния 1596 г. Контрреформация XVII в. На белорусских землях вкл и ее особенности
- Разделы речи посполитой в 1772, 1793, 1795 гг. И присоединение территории беларуси к российской империи: причины, основные события, итоги
- Культура беларуси второй половины хvі – хvііі в.
- Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. В российской империи, механизм и особенности их проведения на территории беларуси. Восстание 1863 г. На беларуси и деятельность к. Калиновского
- Народное хозяйство беларуси в пореформенный период 60–90-х гг. Хіх в.
- Культура беларуси последней четверти хvііі – хіх в.
- Политические организации и партии на территории беларуси во второй половине хіх – начале хх в. Белорусская социалистическая громада
- События революции 1905–1907 гг. На беларуси. Столыпинские реформы
- Беларусь в годы первой мировой войны. Февральская революция 1917 г.
- Беларусь накануне и во время октябрьских событий 1917 г. Разграничение политических сил после октября 1917 г. I всебелорусский съезд
- Экономическое и общественно-политическое развитие бсср в условиях новой экономической политики. Политика хуторизации
- Политика белорусизации как попытка национально-культурного возрождения
- Индустриализация и коллективизация в бсср
- Западная беларусь в 20–30-е гг. Хх в. В составе польши
- Политические репрессии против белорусского народа в 20–50-х гг. XX в.
- Начало великой отечественной войны и оккупация беларуси. Планы фашистов «ост» и «барбаросса». Немецкий оккупационный режим, белорусский коллаборационизм
- Борьба белорусского народа против фашизма. Освобождение беларуси. Итоги второй мировой войны для белорусов
- Восстановление хозяйства бсср в первые послевоенные годы. Усиление идеологического давления и репрессивной политики сталинского режима
- Беларусь в годы хрущевской «оттепели» и социально-экономических реформ (1953–1964 гг.)
- Социально-экономическая и политическая жизнь в бсср в 1965–1985 гг.
- Политика перестройки, ее необходимость и сущность. Чернобыльская катастрофа – угроза генофонду белорусского народа
- Культура беларуси советского периода
- Распад ссср и образование снг. Провозглашение суверенной республики беларусь
- Политические и экономические преобразования в беларуси в 90-х гг. Хх – начале ххі в.
- Белорусское зарубежье: география и этапы эмиграции, сохранение национальных традиций, выдающиеся деятели
- Глоссарий
- Краткая хронология истории беларуси
- Содержание
- История беларуси Пособие для студентов экономических специальностей
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.