logo
Axenov_Istoria_Belarusi-1

Культура беларуси второй половины хvі – хvііі в.

Культура эпохи Возрождения на Беларуси захватила ХVІ – первую половину ХVІІ в. В это время наблюдается подъем ремесла, рост городов, формируется и развивается белорусский язык, национальная письменность и литература. В 70–80-х гг. ХVІІ в. В. Тяпинский, известный своими выступлениями на сейме против католической и польской экспансии, заботой о расширении образования на родном языке, начал печатать Евангелие на белорусском языке. В то же время начали действовать братства – национально-религиозные организации православного населения (горожан, шляхты, духовенства). Братства вели борьбу против униатской и католической церквей, занимались школьным образованием. Начальные школы были организованы при братствах, протестантских (кальвинических) сборах, иезуитских учреждениях. Первое высшее учебное учреждение открылось в Вильно в 1579 г. Широко известны были Слуцкая гимназия Я. Радзивилла и Полоцкий иезуитский коллегиум. В середине ХVІ в. из Западной Европы на Беларусь начали проникать идеи Реформации, общественно-политического и идеологического движения против католической церкви антифеодального характера. Протестанты выступали против диктата Папы, за богослужение на родном языке. Особенностью Реформации на Беларуси было то, что она стала не народной, а охватила высшие круги общества, которые использовали ее как средство борьбы ВКЛ за обособленность от католической Польши после Люблинской унии. Выдающиеся представители Реформации – Николай Радзивилл Черный, Симон Будный и Василий Тяпинский. Контрреформация проводилась в стране с помощью ордена иезуитов и его знаменитого деятеля Петра Скарги. Он предлагал в книге «О единстве церкви Божеской» план унии, где новая объединенная православно-като-лическая церковь должна была подчиняться Ватикану. Этот план утвердил в 1596 г. Берестейский церковный собор. Поэтому большая часть протестантов, православных и католиков, которые поддерживали идею прекращения в Речи Посполитой конфликтов на религиозной почве, поддержала унию и к концу ХVІІ в. три четверти населения Беларуси стали униатами. Ведущим монашеским орденом униатов стал базилианский во главе с И. Руцким. Он стремился расширить школьное образование при униатских учреждениях на белорусском языке. В ходе антиуниатской борьбы в 1581 г. была издана на средства князя Константина Острожского Библия в его Острожской резиденции. Она стала единственным каноническим текстом, который обеспечивал литургические потребности православного славянства в течение четырех столетий (московское издание 1663 г. было повтором Острожского свода Библии). Однако в 1696 г. белорусский язык как государственный была запрещен. Его место занял польский и латинский, что отрицательно повлияло на развитие белорусской культуры. Белорусскоязычной осталась преимущественно народная культура – культура крестьянства, городских низов, части шляхты и священства.

На вторую половину ХVІІІ в. приходится распространение идей Просвещения в Беларуси через произведения философов-энцикло-педистов, в особенности Вольтера. Изменяются общественные идеалы. Если раньше это был образ «сармата» – набожного, сурового воина, ненавистника иноземного и чужого, хранителя старошляхетских традиций, то сейчас популярным стал образ разумного и образованного, рационалистичного человека, который не боится брать лучшее из зарубежной культуры. На Беларуси наука развивалась благодаря работам ученых-одиночек. К. Семенович, который первым в мире создал проект многоступенчатой ракеты, стал известен благодаря своей работе «Большое искусство артиллерии» (1650 г., Амстердам). И. Капиевич издал более чем 20 учебников только по грамматике в Амстердаме, Копенгагене, и был приглашен на работу в Москву Петром I. Широкую известность приобрели атеистические взгляды К. Лыщинского. За трактат «О несуществовании Бога» он был сожжен католической инквизицией.

В ХVІІ в. практически отмирает жанр летописания (одна из последних «Баркулабовская летопись»), его место занимает историко-мемуарный жанр («Дневник Ф. Евлашевского»). Одновременно плодотворно развивалась латинская поэзия в произведениях Я. Вислицкого, А. Римши на белорусскую историческую тематику. Например, в поэме «Прусская война» Я. Вислицкого прославляется победа под Грюнвальдом. Наиболее значительным представителем белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий. Он владел белорусским, латинским, польским, старославянским языками. С. Полоцкий был учителем Петра I, по его проекту было основано в России первое высшее учебное учреждение – Славяно-греко-латинская академия, также он является основателем российского стихосложения (сборник стихотворений «Вертоград многоцветный»). В ХVІІ в. в Сморгони создали академию для подготовки скоморохов и дрессировки медведей, которые непременно сопровождали народный кукольный театр – батлейку (вертеп).

Широкую известность за границами Беларуси получило мастерство отечественных золотарей и резчиков. Белорусской деревянной резь-бой украшены соборы и помещения Московского Кремля, Новодевичий монастырь в Москве и царский дворец в Коломенском селе (ныне территория Москвы). Ремесленники, которых взяли в плен во время войн Московского княжества и ВКЛ, познакомили Россию с техникой производства полихромного кафеля. В каменном зодчестве развивался стиль барокко. Его примерами стали Несвижский Фарный костел, бернардинский и иезуитский костелы в Городне, францисканский костел и монастырь в Пинске. Даже православные, униатские храмы и монастыри (Николаевская Могилевская церковь, Жировичский монастырский комплекс) были построены в стиле барокко. Во второй половине ХVІІ–ХVІІІ вв. в иконописи Беларуси появляются черты реалистичности, фон икон обычно золочено-узорчатый. В светской живописи окончательно складываются три типа портрета: парадный, сарматский – рыцарский, похоронный. Сарматский портрет получил такое название потому, что польская шляхта считала племена сарматов ІV–VІ вв. до н. э. в Восточной Европе своими предками и обосновывала этим свое привилегированное положение в обществе. На европейском уровне была книжная графика, традиции которой велись от Ф. Скорины. Сформировались супрасльская и могилевская школы графики (М. Ващенко и В. Ващенко, А. Тарасевич и Л. Тарасевич). Несмотря на неблагоприятные условия ХVІІ–ХVІІІ вв., культура Беларуси оставалась богатой и разнообразной.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧНОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

(КОНЕЦ XVIII – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в.)

После разделов Речи Посполитой на присоединенных к Российской империи белорусских землях вводилось новое территориально-административное деление. Были созданы Полоцкая (с 1802 г. – Витебская), Могилевская, Менская, Гродненская губернии. Начали действовать органы административного управления: губернии, управы, казенные палаты, приказы. Все население было приведено к присяге и получило паспорта.

В целях создания на присоединенной территории Беларуси надежной опоры для российской власти Катерина II и Павел I начали широкую раздачу белорусских земель и крестьян из бывших великокняжеских государственных фондов, доли конфискованных земель своим генералам и российским помещикам. Всего раздали свыше 208,5 тыс. душ «мужескаго полу» (свыше 1 млн белорусов). Только братья Орловы получили около 50 тыс. крепостных крестьян. Белорусских крестьян опять погнали на барщину (в Речи Посполитой они платили денежный оброк – чинш). Белорусские города лишались магдебургского права. Государственный налог был большим, чем на российских землях в 4–5 раз, ведь собирался он не ассигнациями, а серебром. Профессиональную армию заменили рекрутским набором.

В социально-культурной жизни общества стал насаждаться антисемитизм на официальном уровне. Была введена граница еврейской оседлости. Налоги евреи платили в два разы большие, чем христиане. Над высшими учебными учреждениями вводился надзор. После подавления восстания 1830–1831 гг. Указом Николая I был закрыт Виленский университет. С 1832 г. начинается секуляризация униатско-католической церкви и монастырей, в результате который было отобрано 230 церквей. В 1839 г. Полоцкий собор принимает акт о ликвидации униатской церкви. Делопроизводство в государственных учреж-дениях и обучение в школах с 1836 г. переводится на русский язык. С 1835 г. все должности занимались российскими чиновниками.

Во второй четверти XIX в. в стране были проведены некоторые реформы. Министр государственного имущества П. Д. Киселев провел реформу управления государственными крестьянами. Она предусматривала три направления: реформу системы управления государственными крестьянами, политику «попечительства» по отношению к крестьянам, ряд аграрных преобразований, известных как «люстрация» государственного имущества.

Был создан аппарат управления, а с 1838 г. Министерству государственного имущества стало подчиняться местное управление, которое состояло из следующих уровней: губерния – округ – сельская управа. Следующая часть программы «попечительства» над государственными крестьянами включала продовольственную помощь, первую медицинскую помощь, агрономические мероприятия. Во всех государственных поместьях уничтожалась фольварочно-крепостная система и крестьян переводили на оброк. Это стало главным итогом реформы Киселева. Перевод на оброк государственных крестьян способствовал росту имущественной дифференциации, процессу первоначального накопления капитала, освободил рабочие руки для капиталистического про-изводства.

В 1839–1843 гг. в России под руководством министра финансов России Е. Ф. Канкрина была проведена денежная реформа. Суть реформы заключалась в замене денежного бумажного обращения на кре-дитные билеты, которые свободно разменивались на серебро. Реформа Е. Ф. Канкрина помогла укрепить финансы России и способствовала продолжению существования крепостничества.

Надо иметь в виду и попытки реформаторской деятельности М. М. Спе-ранского, предложения которого сводились к тому, чтобы придать самодержавию некоторые формы конституционной монархии. Он предлагал формально сохранить порядок общинного землевладения, но постепенно превратить его в институт семейного наследственного землепользования.

Хозяйственные реформы, проведенные во второй четверти XIX в. как в России, так и в Беларуси, отображали стремление господствующего класса сохранить основы своего господства – феодальное землевладение и крепостную систему. В середине XIX в. перед Беларусью, как и перед Россией, встала проблема отмены крепостного права, выбора путей перехода к капитализму – революционный или эволюционный (реформаторский). Кстати, Западная Европа и США продемонстрировали оба из них.