3. Образование ссср.
В годы НЭПа очень остро встал вопрос о хозяйственном и политическом объединении республик, поскольку старые договорные отношения уже исчерпали себя.
Образование СССР определялось серьезными причинами. Прежде всего, необходимо было объединить экономические ресурсы республик для более успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления НЭПа.
Следовало объединить финансы, транспорт, средства связи, осуществить планирование народного хозяйства в масштабах всей страны. Необходимо было ликвидировать вековую отсталость национальных окраин. Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешно решать внешнеполитические задачи: оборонные и дипломатические. Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.
Состоявшаяся 29 декабря 1922 г. под председательством М.И. Калинина конференция представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР одобрила проект Декларации и Договора об образовании СССР.
30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР, который юридически одобрил образование СССР. В повестке работы съезда стояли два вопроса:
1. Утверждение Декларации об образовании СССР и союзного Договора;
2. Выборы ЦИК СССР.
Доклад о декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И.В. Сталин. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР.
Кроме того, съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик, чтобы еще раз учесть мнения республик, признать их равноправие.
Первыми субъектами СССР являлись четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.
В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Первый этап развития СССР связан с национально-государственным развитием в Средней Азии, созданием национальной государственности ее народов и появлением новых союзных республик, вошедших в состав СССР.
Условия для проведения национально-государственного размежевания Средней Азии сложились к 1924 г. К этому времени были разгромлены основные силы басмачества и установилась относительно мирная обстановка в среднеазиатском регионе.
В результате национально-государственного размежевания были созданы Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, а также две автономные области: Кара-Калпакская в составе Казахской АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР. 13 мая 1925 г. III съезд Советов СССР удовлетворил просьбы Узбекской ССР и Туркменской ССР и принял их в состав СССР. В 1925 г. в СССР стало шесть союзных республик. 15 октября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял Декларацию, в которой провозглашал выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР.
Вхождение РСФСР в состав СССР изменило ее правовой статус. Из независимого государства она превратилась в субъект федеративного государства, передав ему часть своих полномочий. Начался довольно длительный период истории РСФСР в составе СССР до декабря 1991 г.
В 1923 г. в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей, 63 губернии и области. Таким образом, РСФСР в период НЭПа представляло собой сложное национально-государственное образование.
С созданием СССР РСФСР вошла в состав союзного государства на правах члена федерации. Она передала в ведение СССР внешние сношения, внешнюю торговлю, организацию и руководство вооруженными силами и т.д.
Автономные республики имели право принимать на своих съездах Советов Основные законы Конституции, подлежащие утверждению ВЦИК и Всероссийским съездом Советов. Высшим органом власти автономных республик являлись съезды Советов республик, а в период между съездами – избираемые ими ЦИК.
Конституция РСФСР 1925 г. закрепила российскую республику как государство, строящейся на основе федерации национальных советских республик. По Конституции РСФСР 1925г. за гражданами России признавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни.
Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе. Конституция признавала право за отдельными национальностями на выделение, по решению их съездов Советов, с утверждением высших органов РСФСР в автономные республики и области.
В 1924 году в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР, в которую вошли молдаване, проживающие на левом берегу Днестра и т.д.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.