5. Государственное устройство.
В середине XVI в. при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на укрепление централизованного государства. Среди них важнейшей была попытка уменьшить влияние Боярской Думы в государстве. Для этого в 1549 г. была учреждена «Избранная рада» или «Ближняя дума» из особо доверенных лиц назначенных царем. Это был совещательный орган, решавший вместе с царем все наиболее важные вопросы управления и оттеснивший Боярскую Думу.
Централизации государства во многом способствовала опричнина. Большая опричная территория управлялась особым аппаратом - царским двором с опричными боярами, придворными и т.д. Власть царя опиралась на специальный опричный корпус, выполнявший функции личной охраны царя, политического сыска и карательного аппарата, направленного против всех, кто недоволен царской властью.
Социальной опорой опричнины являлось мелкое служилое дворянство, стремившееся занять земли и боярских крестьян, усилить свое политическое влияние.
«Избранная рада» стремилась ограничить своеволие царя, ввести его деятельность в рамки, определенные законом. В результате все ее сторонники оказались в опале. В 1565 г., в разгар Ливонской войны, когда удача изменила русским, Иван Грозный перешел к решительным действиям. Он обвинил всех служилых людей, в том, что они истощают его казну, плохо служат, изменяют, а церковники их покрывают. Всю территорию страны он разделил на две части: земщину и опричнину (особо выделенное владение, лично принадлежавшее государю).
В опричнину царь выделил часть уездов страны и «1000 голов» бояр и дворян (за 7 лет опричной политики их число выросло в 4 раза). Из опричных уездов были выведены все те землевладельцы, которые не попали в опричнину. Взамен они должны были получить земли в других, неопричных уездах, хотя фактически это было редкостью. На место старых хозяев в опричнине царь помещал «опричных служилых людей», образовавших целый корпус опричников. Опричники приносили присягу прервать всякое общение с земщиной. В знак своего звания они носили у седла голову собаки — символ готовности «грызть» государевых изменников, и кисть, напоминавшую метлу, которой они обязывались выметать из государства измену.
Оставшаяся часть территории страны впредь именовалась земщиной. Утвердив опричнину, Иван Грозный ввел в опричных землях особое управление по образцу общегосударственного: своя дума, свои приказы, своя казна. Земщина управлялась по-прежнему старыми гос.учреждениями и Боярской думой. Земское управление ведало общегосударственными делами под строгим контролем царя, без утверждения которого Боярская дума ничего не предпринимала.
Начался массовый террор. Как говорил Курбский, Иван Грозный истреблял свои жертвы «всенародно». Летели головы бояр, дворян, гос.служащих, крестьян, посадских людей. Смело осудивший террор митрополит Филипп был по приказу царя низложен и сослан в монастырь под Тверь, где через год был убит Малютой Скуратовым. Своего двоюродного брата, старицкого князя Владимира Андреевича, его жену и младшую дочь царь заставил принять яд.
В измене обвинялись не только отдельные лица, но и целые города. Кульминацией опричного террора стал разгром Новгорода в 1570 г. Получив сведение об «измене» новгородцев, царь выступил в поход. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Твери и Торжке. Экзекуция над жителями Новгорода продолжалась больше месяца. Подозреваемых тысячами топили в Волхове. Город, включая новгородские церкви, был разграблен. Опустошались села и деревни, многих жителей убивали, крестьян насильно вывозили в опричные поместья и вотчины. После Новгорода был Псков, но здесь дело ограничилось конфискацией имущества и отдельными карами. Что касается Новгорода, то, по разным оценкам здесь погибло от 4 до 15 тыс. человек.
В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей совершил очередной набег на Русь. Большая часть опричников, державших оборону, на службу не вышли: воевать с мирным населением им было привычнее. Хан обошел русские войска, подошел к Москве и поджег ее. Вскоре вместо столицы осталось пепелище. Следующим летом он решил повторить поход. Царь срочно призвал опытного воеводу Воротынского и объединил под его началом опричных и земских людей. Объединенное войско наголову разбило Девлет-Гирея. Менее чем через год Воротынский был казнен по доносу своего холопа, утверждавшего, что князь хотел околдовать царя.
После набегов крымского хана царю стало ясно, что существование опричнины угрожает обороноспособности страны. Осенью 1572 г. она была отменена. Опричнина существенно подорвала экономические и политические позиции княжеско-боярской аристократии, укрепив тем самым царскую власть, и способствовала ликвидации удельно-княжеского сепаратизма. Но ее проведение сопровождалось колоссальным разорением многих земель и городов, страшным произволом опричников. Это очень отрицательно сказалось на дальнейшем экономическом развитии страны.
В середине XVI в. были осуществлены такие преобразования в центральном и местном управлении России, как отмена кормлений, земская и губная реформы, а также реформы в вооруженных силах. С середины XVI в. стали созываться сословно-представительные учреждения – Земские соборы. Теперь государственный строй России имел следующие особенности:
• Во главе государства, начиная с 1547г. стоял царь. Царский престол обычно передавался по наследству. Сложился порядок избрания царя на Земском Соборе, что должно было способствовать упрочнению авторитета монаршей власти;
• Царь обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Но правил вместе с Боярской думой и Земскими соборами;
• В состав думы вошли дворяне, представители верхушки городского населения, торговая знать, гости. Но при этом дума продолжала оставаться органом родовитой боярской аристократии.
Большую роль в управлении государством в данный период играли Земские соборы. Они стали собираться с середины XVI в. и действовали до сер. XVII в. Во второй пол. XVII в. окрепшая царская власть уже обходилась без созыва этого сословно-представительского учреждения.
В Земские соборы входили: Боярская дума, высшее духовенство (т.н. «Освещенный собор») и выборные представители дворянства и городов. Большую часть членов составляли дворяне. Особое преимущество на выборах имело столичное дворянство, посылавшее по 2 человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов посылали по одному. Так, из 192 выборных членов Земского собора в 1642 г. 44 человека являлись представителями московских дворян.
Земские соборы собирались в первой пол. XVII в. довольно часто. Созыв Соборов объявлялся специальной царской грамотой. Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были принимать всем составом Собора. Продолжительность работы соборов была различна: от нескольких часов, до нескольких лет. Так, работа Земского собора, избравшего на царство Михаила Романова, продолжалась в течение 1613-1615г. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, который носил название приговора. Они не были формально обязательными для царя, но фактически он не мог с ними не считаться, т.к., дворяне и богатые посадские люди обеспечивали ему поддержку. Т.о., Земские соборы с одной стороны, ограничивали власть царя, с другой - всемерно ее укрепляли.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ в XVII в.
Система приказов являлась органами центрального отраслевого управления, получила в конце XVI в. дальнейшее развитие, охватывая все органы гос.управления.
Большое значение имел Поместный приказ, решавший вопросы поместного и вотчинного землевладения, с раздачей земель дворянам, регистрация вотчин и т.д. Он же рассматривал судебные споры по земельным делам.
В связи с созданием стрелецкого войска был образован Стрелецкий приказ. С появлением специализированных военных частей возникали Пушкарский, Рейтарский приказ. Полицейские функции и суд по разбойным и татебным делам осуществлял Разбойный приказ. Московская полицейская служба и суд важнейшим уголовным делам находились в руках Земского приказа. Он ведал переписями дворов, собирал подати с посадского населения Москвы.
Существовали приказы, занимавшиеся управлением отдельных местностей Российского государства – Владимирский, Галицкий, Казанский, Сибирский. Они занимались также сбором налогов и судом.
Важную роль играли финансовые приказы. Приказ большого прихода ведал таможенными пошлинами, откупами, торговыми сборами. Приказ большой казны собирал прямые налоги с городского населения, занятого торговлей и ремеслом. Питейные доходы с государства собирал приказ «Новая четверть». Имелись приказы с узкой специализацией – Приказ книгопечатного дела, Аптекарский приказ и др.
В приказах часто присутствовало дублирование, бюрократизм, взяточничество. В 1656г. учрежден даже Счетный приказ, время от времени проверявший расходные и приходные книги приказов, но эта мера большого результата не дала.
Существовала большая группа дворцовых приказов. Так, приказ большого дворца ведал дворцовыми землями и снабжением царского двора всем необходимым. Казенный приказ занимался личной казной царя и охраной царских драгоценностей.
Характерной особенностью приказов было сосредоточение в их ведении не только управленческих, но и судебных функций.
- Лекция 1. Основы изучения истории государственного управления в России.
- Актуальность изучения дисциплины игур.
- Сущность государственного управления.
- Предмет и задачи дисциплины игур.
- Методология игур.
- Периодизация истории России и ее государственности.
- Курсовая работа по игур.
- 1. Зарождение государственности у восточных славян.
- 2. Государственность Киевской Руси.
- Начало складывания системы государственного управления.
- 4. Русская Правда.
- 5. Вечевой строй.
- 6. Церковь.
- Причины феодальной раздробленности.
- 2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.
- 3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.
- Формирование государственности у монголо-татар.
- Общественный и государственный строй Золотой Орды.
- Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде.
- 4. Управление в Древней Руси в период монгольского ига.
- 5. Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой.
- 6. Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского.
- Лекция 6. Складывание централизованного государства и системы государственного управления в середине XV – середине XVI вв.
- Образование Русского централизованного государства.
- 2. Общественный строй Русского централизованного государства.
- 3. Государственный строй.
- 4. Местные органы управления.
- 5. Законодательство.
- Общие тенденции развития Российского государства.
- 2. Общественный строй.
- 3. Городское население России в XVI - XVII вв.
- Окончательное закрепощение крестьян.
- 5. Государственное устройство.
- 6. Местное управление.
- 7. Законодательство.
- Общие тенденции развития государства.
- Создание абсолютной монархии.
- 3. Общественный строй.
- 4. Центральные органы власти и управления.
- Кадровая политика Петра I.
- 6. Местные органы управления.
- 7. Армия и полиция.
- 8. Церковь.
- Общественный строй.
- 2. Государственное устройство.
- 3. Армия.
- 4. Судебные органы.
- 5. Управление зависимыми народами.
- 6. Церковь.
- Общие тенденции развития государства.
- 2. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 3. Роль земств в развитии государства.
- 4. Итоги «великих реформ».
- 5. Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.
- Предпосылки свержения самодержавия.
- 2. Изменения в государственном строе.
- 3. Карательные органы и реакционная политика царизма.
- Февральская революция 1917 года.
- Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.
- 3. Трансформация власти.
- 4. Местное управление.
- 5. Апрельский кризис и попытки установления диктатуры.
- 6. Установление режима единоличной власти Керенского.
- 7. Корниловский мятеж и углубление кризиса власти.
- Октябрьская революция 1917 года.
- Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
- Создание новой судебной системы, армии и рабочей милиции.
- 4. Другие чрезвычайные органы власти и управления.
- 5. Местные органы власти и управления.
- 6. Учредительное собрание.
- 7. Деятельность Советского государства в области экономики.
- 8. Конституция рсфср 1918 г.
- 1. Территориальное управление.
- 2. Перестройка государственного аппарата.
- 3. Образование ссср.
- 4. Конституция ссср 1924 г.
- 5. Конституция рсфср 1925 г.
- Высшие органы госуправления.
- 2. Новое административно-территориальное деление страны.
- 3. Аппарат управления и номенклатура.
- 4. Органы контроля.
- 5. Особенности советской системы управления.
- 1. Конституция ссср 1936 г.
- 2. Конституция рсфср 1937 г.
- 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.
- 4. Централизация правоохранительных органов.
- 5. Госуправление в области народного образования и культуры.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Перестройка управления на военный лад.
- 2. Изменения в области экономики.
- 3. Образование чрезвычайных органов управления.
- 4. Управление на оккупированных территориях.
- 5. Расширение прав союзных республик.
- 6. Роль и.В. Сталина в управлении страной.
- Особенности государственного управления в годы вов.
- Особенности государственного управления.
- Реорганизация органов исполнительной власти.
- Партаппарат: высшие и местные органы управления.
- 4. Советская номенклатура.
- 5. Профессиональные особенности советской номенклатуры
- 6. Идеологическая подготовка кадров.
- Попытки проведения радикальных реформ управления.
- 2. Пересмотр карательной политики.
- 3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.
- 4. Реформы Хрущева.
- 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.
- 6. Армия, кгб и мвд.
- 7. Последние реформы Хрущева.
- Первые годы правления «коллективного руководства».
- 2. Управление сельским хозяйством.
- 3. Попытка проведения экономической реформы в промышленности.
- 4. Проект хрущевской Конституции.
- 5. Конституция ссср 1977 года.
- 6. Аппарат цк кпсс в системе управления.
- 1. Управленческая элита.
- 2. Первые признаки кризиса системы управления.
- 3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.
- 4. «Перестройка» и «ускорение».
- 5. Критика номенклатурной системы управления.
- 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.
- Создание парламентской системы в ссср.
- 2. Местные органы государственной власти.
- 3. Распад ссср и создание снг.
- 4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.
- 5. Конституция России 1993 г.
- 6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.
- Укрепление системы государственного управления.
- Состояние российской государственности в начале XXI века.
- Ситуация двоевластия в России.
- Управление субъектами Федерации.