logo search
Axenov_Istoria_Belarusi-1

Культура беларуси советского периода

За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Необходимо было, в первую очередь, восстановить народное образование. Уже в 1946/47 учебном году в Беларуси работало 11 300 школ, в 1950 – 12 тысяч. Сложным было положение с учительскими кадрами. К 1 января 1946 г. в школы из эвакуации вернулись 4 980 учителей, а также 6 840 демобилизованных учителей-фронтовиков. В 1949/50 учебном году начался переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 50-х гг.

В 1951–1955 гг. активно строились средние школы, преобразовывались семилетние в средние, их количество выросло за эти годы с 761 до 1 447, а контингент учеников вырос с 429 900 до 632 600 человек, улучшился состав учительских кадров. Если в 1944/45 учебном году в школах Беларуси работало лишь 19,7% учителей с высшим и неполным высшим образованием, то в 1950/57 – уже 30,2%, а в 1955/56 учебном году такое образование имели около 50% учителей.

Тем не менее, в школьном строительстве было много недостатков. В 1955/56 учебном году 7 260 школ еще размещались в приспособленных и 2088 – в наемных зданиях. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне велось преподавание многих предметов. Резко сократилось количество белорусских школ. Например, в Минске в 1945/46 учебном году из 28 школ 14 были белорусскими, а в 1952/53 – из 46 школ – только 9 остались белорусскими. В Бресте в этот период из 14 школ только одна являлась белорусской. Это сформировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа.

Восстанавливалось и развивалось среднее специальное образование – техникумы и училища. В 1955 г. их насчитывалось 123. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тыс. специалистов среднего звена.

Возрождалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе – Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты. Высшей школой за послевоенное десятилетие было подготовлено 50 тыс. специалистов с высшим образованием.

После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Уже в 1945 г. действовало 8 академических институтов, к началу 50-х гг. – 20 НИИ. В них работало 500 сотрудников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена ученых А. Р. Жебрака (генетик), Н. И. Гращенкова (физиолог), С. И. Губкина (физик), Г. Ф. Александрова (философ), В. Н. Перцева (историк) и др.

Однако развитие науки сдерживалось слабой материально-техничес-кой базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом. Ряд ученых подвергся репрессиям и был реабилитирован лишь после смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А. Р. Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т. Д. Лысенко. На много десятилетий назад были отброшены в своем развитии общественные науки.

В советском обществе культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС – КПБ. Уже с 1946 г. началась компания борьбы против «коленопреклонения перед Западом», «белорусского национализма» и «безродного космополитизма». Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье, о «золотом веке» в истории белорусской культуры и т. д. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов был признан «идеологически вредными». Необоснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др.

В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шемякина и др. В числе лучших произведений тех лет – романы И. Шамякина «Глубокое течение», И. Мележа «Минское направление», М. Лынькова «Незабываемые дни», драматические произведения А. Мовзона «Константин Заслонов», К. Губаревича «Брестская крепость» и др.

В белорусском изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные произведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе – «Оборона Брестской крепости» И. Ахремчика, «Минск 3 июля 1944 г.» В. Волкова, «Пленных ведут» А. Шибнева, «Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске» Е. Зайцева и др.

Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Скульпторы 3. Азгур, А. Бембель, М. Керзин, А. Глебов создали порт-реты известных революционных деятелей, героев Великой Отечественной войны, курган Славы, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов стал величественный ансамбль площади Победы в Минске.

После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным постановлением ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (1946). На сценах театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной войне: «Молодая гвардия», «Константин Заслонов», «Это было в Минске» и др. На исторические темы были поставлены спектакли «Нестерка» В. Вольского, «Павлинка», «Разбросанное гнездо» Я. Купалы, «Пинская шляхта» В. Дунина-Марцинкевича и др. Идеологический диктат не смог сдержать творчество таких известных актеров, как Г. Глебов. Б. Платонов, С. Станюта и др.

Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и кантаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с Г. Цитовичем. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.

Белорусские кинематографисты создали фильмы, отражавшие военное и послевоенное время. В их числе – «Дети партизана», «Константин Заслонов». Были экранизированы «Павлинка» Я. Купалы, «По-ют жаворонки» и «Кто смеется последним» К. Крапивы. Значительным событием явились фильмы «Красные листья» и «Часы остановились в полночь». Была восстановлена и получила развитие сеть культурно-просветительных учреждений, увеличился выпуск газет, журналов, книг, расширилась киносеть, строились музеи.

Таким образом, несмотря на экономические трудности, идеологический диктат в послевоенное десятилетие были восстановлены и получили дальнейшее развитие все направления белорусской культуры.

В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние – в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Однако эти преобразования не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики. Если в 1965 г. среднее образование получили 50 тыс. человек, то в 1985 г. – около 170 тыс. В 1975 г. работало более 100 школ-интернатов, где обучались дети, оставшиеся без родителей, или дети из малообеспеченных семей, 65% учителей имело высшее образование.

Дальнейшее развитие получило высшее и среднее специальное образование. За 1960–1985 гг. количество средних специальных заведений увеличилось с 102 до 139, а учащихся в них – с 62,6 тыс. до 160 тыс. Если в 1962 г. в 24 высших учебных заведениях обучалось 59 тыс. студентов, то в 1985 г. в 33 вузах обучалось 182 тыс. студентов. За эти годы были открыты новые учебные заведения: Минский радиотехнический институт (1964), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965), Брестский инженерно-строи-тельный институт (1966), Минский институт культуры (1975) и др. В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белорусский государственный университет. В 80-е гг. на его факультетах училось около 15 тыс. студентов.

Значительные изменения произошли в развитии науки БССР. За 1956–1985 гг. увеличилась сеть научных учреждений. Их количество увеличилось с 76 до 167. Ведущая роль среди них принадлежала Академии наук БССР. Научные учреждения стали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске. Количество ученых БССР с 1965 г. по 1985 г. увеличилось на 65% и составило более 42 тыс. человек, в их числе 13 тыс. кандидатов и более 1 тыс. докторов наук. По ряду направлений науки ученые республики занимали лидирующие позиции в СССР, в частности, в порошковой металлургии, технической кибернетике, физике атомных реакторов. В 1965–1985 гг. ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР, 57 Государственных премий БССР. Международное признание получили академики Н. Ф. Ер-моленко, Б. В. Ерофеев, B. C. Комаров, Г. И. Горецкий, К. И. Лукашев и др.

Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период «оттепели» содействовало появлению новой плеяды литераторов – А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета» и др. Известными стали романы И. Шамякина «Сердце на ладони», «Возьму твою боль» и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский» и др. В 70-е – первой половине 80-х гг. ХХ в. в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др.

Новыми произведениями обогатилось театральное искусство. На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка «Лявониха на орбите», «Извините, пожалуйста», И. Мележа «Люди на болоте», А. Адамовича «Война под крышами», И. Чигринова «Плач перепелки», А. Дударева «Порог» и «Вечер». В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных.

Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича «Шахтеры Солигорска», М. Савицкого «Хлеб», Г. Ващенки «Август». Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева «Генерал Доватор», М. Савицкого «Партизанская Мадонна», «Витебские ворота», «Поле» и др.

Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина «Первые испытания», «Москва – Генуя», «Крушение империи». Популярностью у зрителей пользовались фильмы «Альпийская баллада», «Отец», «Полонез Огинского» и др.

На ниве музыкальной культуры плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности посвящены оперы «Колючая роза и «Когда опадает листва» Ю. Семеняки, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Алеся» Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли «Песняры», «Верасы», «Сябры», вокально-хорео-графический ансамбль «Хорошки».

В настоящее время всем известны мемориальные комплексы «Хатынь» (открыт в 1969 г.), «Брестская крепость-герой», Курган Славы под Минском.

Дальнейшее развитие в Беларуси получила сеть культурно-просве-тительных учреждений. В 1985 г. в республике было 64 культурных комплекса, более 6 300 клубов, около 7 тыс. библиотек, 28 парков культуры и отдыха, 76 музеев. Важную роль в культурном воспитании трудящихся играла художественная самодеятельность.

Достижения белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х – первой половине 80-х гг. ХХ в. были значительны.