logo search
ИУК

3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг.

С установлением Советской власти начинается новый этап в исто­рии украинской культуры, соединяющий и безусловные достижения и невосполнимые утраты, и духовные взлеты и трагедии. Развитие культуры на протяжении семидесятилетнего советского периода не было одинаковым. Изменения политического курса при сложившейся в СССР командно-административной системе управления, огосудар­ствлении всех сфер общественной жизни оказывали прямое воздей­ствие на культуру.

После завершения гражданской войны и прихода к власти Коммунистической партии, с созданием Советского Союза изменились условия развития культуры в целом в стране и в Украине. Негативное отношение к Советской власти, к ее политике вызвало значительную эмиграцию деятелей литературы и искусства (В.Винниченко, С.Черкасенко, Т.Шаповал, Д Донцов, М.Садовский, О.Олесь). Произведения писателей-эмигрантов до недавнего времени замалчивались или искажались, они были огульно зачислены в разряд буржуазно-националистических, контрреволюционных. В свою очередь старая интеллигенция, в том числе и художественная, не устраивала новую власть ни количественно, ни по своему мировоззрению. Была поставлена задача воспитания, подготовки рабоче-крестьянской интеллигенции, которой должны были быть присущи идейность, старательность, конформизм. Культура становилась частью политики правящей партии, должна была выпол­нять ее социальный заказ, строгий партийно-государственный конт­роль был всеохватывающим.

Через несколько лет после революции Советская власть в области идеологии, культуры стала проводить политику коренизации, которая в Украине получила название украинизации. Украинизация предусматривала подготовку, воспитание и выдвижение кадров коренной национальности, организацию школ всех ступеней, учреждений культуры, издание газет, журналов и книг на украинском

языке. Проведение политики украинизации учитывало два аспекта: 1) украинизация как таковая; 2) создание необходимых условий для всестороннего культурного и духовного развития национальных меньшинств. Украинизация дала положительные результаты. Если в 1928 г. удельный вес газет на украинском языке составил 56% общего тиража, то в 1930 г. - 89%. Уже в 1924-1925 гг. было выделено 13 национальных районов, в том числе немецкие, болгарские, польский и еврейский. Политики коренизации, впитавшая идеи культурно-национальной автономии, была свернута Сталиным в 30-е годы.

При всей остроте ведущихся сейчас споров об оценке советского этапа украинской истории одними из наиболее признаваемых являются успехи, достигнутые в сфере образования. Ликвидация неграмотности в 20-е годы, рост общей и профессиональной культуры, прогресс науки определялись достаточно стройной государственной системой образования.

С 1923/1924 учебного года с каждым годом росли ассигнования государства на просвещение, что способствовало расширению школьной сети. В этом году в Украине работали почти 16 тысяч начальных и семилетних школ, в которых обучалось более 1,5 милли­онов учащихся. В 1926/1927 учебном году в городах и поселках город­ского типа возник новый тип шкод - фабрично-заводская семилетка, которая давала учащимся общее и политехническое образование, готовила их к продолжению обучения в школах фабрично-заводского ученичества, в профшколах и техникумах. Несколько раньше были организованы трехлетние общеобразовательные школы сельской молодежи. В этих школах общее образование в объеме программы 5-7 классов совмещалось с теоретическим и практическим изучение сельского хозяйства.

В 1925-1931 гг. функционировали рабочие университеты, слушатели которых повышали свой общеобразовательный уровень и производ­ственную квалификацию. Серьезные успехи были достигнуты в области ликвидации неграмотности. Активно действовало доброволь­ное общество «Долой неграмотность!», к началу 1930 г. в Украине было около 30 тысяч пунктов ликвидации неграмотности с континген­том в 1,6 миллиона учеников. В 1934 г. для всего СССР было установ­лено несколько типов школ: начальная (1-4 классы), семилетняя (1 -7 классы) и средняя (десятилетняя). Накануне Великой Отечественной войны начался переход ко всеобщему семилетнему образованию в сельской местности и к десятилетнему - в городах.

В Украине развивалось и среднее специальное образование (профессиональные училища и техникумы). Если в 1927 г. средних специальных учебных заведений было 158, в которых обучалось более 31 тысячи человек, то в 1940 г. их было 590, с числом обучающихся почти в 400 тысяч.

Число студентов высших учебных заведений росло не только за счет выпускников школ, но и за счет подготовительных курсов, открытых в 1919г., рабочих факультетов, основанныхв 1921 г. Увели­чивалось количество студентов из рабочих и крестьян или их детей, готовились научно-педагогические кадры. Университетскими центрами были Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск. В 1938 г. в Украине было почти 130 вузов с числом студентов 124 тысячи. Среди открытых вузов был Донецкий индустриальный, образованный за счет слияния в 1935 г. горного и металлургического институтов, Донецкий медицинский, на развитие которого в 1930-1937 гг. было израсходовано более 21 миллиона рублей (в старом масштабе цен). Результатом и вместе с тем базой для дальнейшего развития .культуры в полной мере стала украинская наука, как фундаментальная, так и прикладная. В развитии украинской науки активнейшее участие приняли великий природовед В.Вернадский, микробиолог и эпидемиолог Д.Заболотный, математик Н.Крылов, экономист М.Туган-Барановский, гигиенист и эпидемиолог А.Корчак-Чепурковский, литературовед С.Ефремов, А.Богомолец, работавший в области экспериментальной патологии, Е.Патон, предложивший принципиально новые методы электросварки. Эти и ряд других ученых были достаточно широко известны за пределами Украины. Среди гуманитарных подразделений Академии наук особую актив­ность проявила историческая секция, работу которой возглавил М.Грушевский. Он реорганизовал работу секции, создал научно-исследовательскую кафедру истории Украины, возглавил Археографическую комиссию, редактировал журнал «Україна», научные сборники исторической секции.

Медицинская наука в Украине развивалась организационно, качественно и количественно. В 1921 г. в Академии наук была организована кафедра народного здоровья и социальной медицины с кабинетом профилактической медицины. В 1929 г. был основан институт микробиологии и эпидемиологии, в 1930 г. в Киеве стал работать большой научный центр по изучению проблем патологической физиологии. Большой популярностью, заслуженным авторитетом пользовались терапевтические школы М.Стражеско (кардиология, ревматизм, сепсис, клиническая гематология), Ф.Яновского (туберкулез, заболевания почек), офтальмологическая школа В.Филатова.

После революции особым драматизмом и сложностью в Украине, как и в России, был отмечен литературный процесс. Появилось такое направление, как пролеткультовство. Это было левацкое течение, теоретики которого отрицали значение классического наследия, пропагандировали создание «лабораторным путем» «чисто пролетарской культуры», которая соответствовала бы «пролетарской психике». В Украине теоретиками и активными пропагандистами пролеткультовских теорий были В.Блакитный, Г.Михайличенко, М.Семенко, М.Хвылевой. Эти теории были достаточно противоречивы. Так некоторые лидеры украинских пролеткультовцев (М.Хвылевой, В.Сосюра, М.Иогансен), с одной стороны, провозглашали идеи, которые можно назвать космополитическими, а, с другой стороны, подчеркивали особое значение использования и развития украинского языка, выступали против насильственной русификации.

Украинский футуризм, который возник еще до революции, в первые послереволюционные годы активизировал свою деятельность. Офор­мились организации футуристов. В 1922 г. в Киеве они создали «Аспанфут» («Ассоциация панфутуристов»), в Харькове действовал «Ком-Космос», в Одессе - «Юголиф». Футуристы воинственно нападали на сторонников традиционных форм в литературе и искусстве, пропагандировали урбанизацию культуры и экспериментаторство, европеизацию и модернизацию содержания и форм украинского искусства. В рядах футуристов было относительно много бывших символистов (О.Слесаренко, В.Ярошенко, М.Терещенко).

Еще в годы революции во главе с М.Зеровым возникла группа поэ­тов и литературоведов, которые ориентировались на создание высокого гармонического искусства на основе освоения классических образцов мировой литературы (М.Рьльский, П.Филипович, М.Драй-Хмара). Позднее оппоненты этой группы назвали их «неоклассиками».

В первой половине 20-х годов появляется «теория борьбы двух культур» (украинской и русской), которую активно отстаивал один из лидеров Коммунистической партии Украины Д.Лебедь. Сторонники этой теории рассматривали украинскую культуру как отсталую, крестьянскую, отрицали необходимость ее развития. Эта теория на практике могла углубить разрыв между рабочими и многомиллионными крестьянскими массами, она укрепляла платформу двух национальных лагерей - русского и украинского, вооружая каждый из них идеей борьбы до полной победы «своей» культуры.

В 20-х годах в украинской литературе появилось несколько органи­зованных писательских объединений. В первую очередь это Союз крестьянских писателей «Плуг» (А.Головко, А.Копыленко, П.Панч, П.Усенко). В своей платформе этот Союз ставил задачу направлять творчество на организацию психики и сознания крестьянских масс, сельской интеллигенции в духе пролетарской революции.

Участники Союза пролетарских писателей «Гарт» («Закалка»), среди которых были В.Сосюра, И.Кулик, М.Хвылевой, П.Тычина, Ю.Смолич, подчеркивали свою поддержку коммунистической партийности, а, с другой стороны, главный теоретик «Гарта» В.Блакитный - говорил о создании «коммунистической культуры, культуры общечеловеческой, интернациональной и бесклассовой». Лидеры «Гарта», исходя из того, что культура - явление целостное, считали, что их организация должна объединять деятелей музыки, театра, живописи. В «Гарт» вошли или примыкали к нему большинство наиболее талантливых украинских литераторов.

В 1927 г. был создан ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей). Заметную роль в развитии художественной культуры играл Союз писателей «Западная Украина» (М.Ирчан, Ф.Малицкий, А.Турчинская).

Острой критике в официальной прессе, литературоведении подверглась ВАПЛИТЕ (Вольная Академия Пролетарской Литературы), которая была создана по инициативе М.Хвылевого как альтернатива массовым и подчиненным властям официальным организациям.

В это время продолжалась борьба за сохранение и развитие украинского языка, который по-прежнему подвергался нападкам. Русский писатель Ф.Гладков заявил, что этот язык «... покрылся уже прахом». М.Горький выступал против перевода романа «Мать» на украинский язык.

В 1932 г. появился термин «социалистический реализм», который страдал неопределенностью, публицистичностью, обеднял, сужал творчество писателей, был одной из главных составляющих системы партийно-государственного контроля за художественной интеллиген­цией.

Прославление мифических достижений, лакировка действительности, фальсификация истории стали органическими качествами идеологизированной литературы. В начале 30-х годов с целью облегчения контроля над развитием культуры были созданы Союзы писателей, композиторов, художников, архитекторов.

В 30-е годы в условиях сталинского режима творческая интеллиген­ция подверглась репрессиям. Наиболее характерными были обвинения в буржуазном национализме, антисоветизме и терроризме. Жертвами репрессий стали писатели и представители художественной интеллигенции: М.Зеров, Л.Курбас и многие другие. Всего в сталинский период было репрессировано около 500 украинских литераторов. Но даже в этих условиях развитие украинской литературы не прервалось. В первую очередь это связано с творчеством П.Тычины, Ю.Яновского, И.Микитенко, М.Рыльского.

Развитие живописи в Украине в послереволюционные годы проис­ходило в борьбе художественных течений и направлений. Наряду с теми, кто стоял на позициях традиционного реализма, творили сторонники футуризма, формализма (например, росписи В.Ермилова Харьковского партийного клуба). Кроме массовых агитационных форм изобразительного искусства заметного прогресса добились станковая графика и живопись. В области станковой графики работали М.Жук, И.Падалка, В.Заузе. В живописи наиболее известными были полотна К.Костанди, Ф.Кричевского, А.Мурашко, М .Самокиша. Г.Нарбут оформил первые украинские советские книги и журналы «Мистецтво», «Зорі», «Сонцетруда». В Западной Украине в первые послереволюционные годы работали такие художники, как И.Трут, А.Монастырский, И.Курплас.

Определились группы, развивавшие традиции украинских и русских передвижников. Художники, которые вошли в «Ассоциацию революционного искусства Украины», развивая национальные традиции, использовали формы византийской и староукраинской живописи. На западноевропейские образцы ориентировались художники, входившие в «Объединение современных художников Украины». На Всеукраинских художественных выставках экспонировались лучшие произведения А.Шовкуненко (цикл «Одесский судостроительный завод»), Ф.Кричевского («Мать», «Довбуш»), В.Коровчинского («Крестьяне»). Однако четко определилась тенденция верховенства историко-революционной тематики. Натюрморт, пейзаж, портрет - эти жанры отодвигались на второй план потому, что они якобы не несли классовой нагрузки. В 20-х годах кроме Украинской Академии искусства в Харькове и Одессе была организована целая сеть государственных художест­венных музеев.

Украинская скульптура в период между Октябрьской революцией и Великой Отечественной войной также испытала на себе сильное влияние идеологии культа личности. Практически в каждом городе, городском поселке были поставлены памятники В.Ленину. В конкурсах на проект памятника Т.Шевченко приняли участие скульпторы разных регионов СССР. Победил М.Манизер, памятник которого в 1935 г. установлен в Харькове, он - автор памятников Т.Шевченко в Киеве и Каневе. В Донбассе хорошо известен памятник Артему И.Кавалеридзе, установленный в Славяногорске.

В 20-е - 30-е годы достаточно активной была музыкальная жизнь Украины. Были созданы Республиканская капелла под руководством О.Кошица, капелла «Думка», которые много сделали для пропаганды украинской музыки. Началась деятельность музыкально-театрального института в Киеве, первые оперные труппы появились в Киеве и Харькове. В этот период проходил процесс жанрового обогащения украинской музыки. Это в значительной степени связано с творческими поисками Л .Ревуцкого, В.Косенко, Б.Лятошинского, О.Чишко. Высокого уровня в 20-х - 30-х годах достигла украинская исполнительская культура. Среди исполнителей широко известными были певцы М.Литвиненко-Вольгемут, И.Паторжинский, О.Петрусенко, З.Гайдай, Б.Гмыря. Развитию украинской музыки, как и культуры в целом, мешала политика власти с ее пропагандистским отношением к искусству, бюрократической регламентацией, утилитаризмом и недоверием к «буржуазной эстетике». Возникло большое количество музыкальных объединений, часто враждебно относившихся друг к другу без достаточных оснований, на конъюнктурной основе.

Архитектура, которую называют музыкой, застывшей в камне, в 20-30-е годы прошла достаточно сложный путь развития. Главные качества архитектуры - это польза, прочность, красота (функцио­нальное, конструктивное, эстетическое). В этот период делались попытки абсолютизировать одно из них, что снижало уровень архитектурных произведений в целом. В украинской архитектуре заметный след оставили такие направления, как рационализм - это стремление найти рациональные начала в образном аспекте архитектуры, максимально освоить достижения современной науки и техники; конструктивизм - попытка создать жизненное пространство с помощью новой техники, ее логичных целесообразных конструкций, а также эстетических качеств таких материалов, как металл, дерево, стекло. В практике конструктивизма были частично реализованы лозунги производственного искусства. Примером рационализма является здание главпочтамта в Харькове, находящийся там же на площади Независимости комплекс административных зданий («Госпром») специалисты относят как к рационализму, так и к конструктивизму, поскольку эти течения достаточно близки. Украинское барокко было в значительной степени вытеснено, хотя отдельные здания в этом стиле еще строи­лись (Сельскохозяйственная Академия в Киеве). Самое широкое рас­пространение получил неоклассицизм, который должен был отражать стабильность режима, неколебимость власти партии (наиболее известным зданием, построенном в стиле неоклассицизма является здание Верховной Рады в Киеве архитектора В.Заболотного).

Таким образом, за несколько десятилетий между гражданской и II мировой войнами культура Украины добилась серьезных успехов практически во всех областях, стала базой дальнейшего социально-экономического развития.