logo search
Истрия гос упр

2. Общественный строй.

Главе государства, т.е. царю принадлежали дворцовые и черносошные земли. Соборное уложение 1649г. определило различие этих форм феодальной собственности:

- дворцовые земли – собственник земли царь и его семья;

- государственные земли также принадлежат царю, но как главе государства. С дворцовых земель и крестьян, их населявших, взимались боярщина и оброк.

- черносошные крестьяне платили подати государству, выполняли такие повинности, как дорожная, мостовая и т.д.

В 1627г. был издан специальный указ, запрещавший раздачу дворцовых земель в вотчины и поместья, чтобы эти земли не исчезали из царской собственности.

Среди мероприятий, направленных на укрепление царской власти необходимо назвать опричнину. В 1565 г. царь Иван IV Грозный разделил земли государства на земские и опричные, включив в опричные земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии. Тем самым была подорвана экономическая основа старой феодальной знати. Конфискованные земли были отданы служилым людям.

Опричнина сделала поместье главной и господствующей формой феодального землевладения, привела к росту повинностей крестьян, к сокращению количества земли, находившейся в непосредственном пользовании крестьян.

Вотчинное землевладение становилось условным (т.е. было связано с обязанностью служить царю). В 1556 г. было принято специальное «Уложение о службе», определившее равные обязанности как для вотчинников, так и для помещиков обязанность выделять рекрутов. Была произведена повсеместная опись земель, которая давала факты для установления служилых обязанностей феодалов.

Указ 1557 г. запретил продавать княжеские земли монастырям (на помин души) без ведома царя. Позднее было запрещено обменивать княжеские деньги, ограничивалась их передача по наследству, наследниками могли стать лица только по прямой линии мужского рода. Нарушение данного порядка влекло за собой конфискацию земель в пользу государства.

Права поместных владельцев в это время постепенно увеличиваются и расширяются. Поместные земли передавались по наследству, менялись, давались в приданое. Царским указом поместные земли за хорошую службу владельца переводились в вотчинные.

Дворяне или, как их называли, служилые дети, получили право покупки вотчин. И бояре, и дворяне стали наделяться поместной землей. Все это свидетельствовало об интенсивном процессе сближения вотчины и поместья, т.е. уравнивание в правах боярской знати и дворянства, – т.о., происходило слияние феодалов в единое сословие.

Помимо объединения различных групп феодалов, все более проявляется невозможность перехода в круг высшего сословия лиц из низших сословий (крестьян, посадских людей, священников). Владение землей являлось сословной привилегией и монопольным правом одних лишь феодалов. Они же имели и другие привилегии: не платили подати, были освобождены от ряда повинностей. Им принадлежало право занимать чиновные должности в приказах.

В XVI – XVII вв. происходит процесс полного и окончательного закрепощения крестьян. Феодалам предоставлялось право полицейского надзора за крестьянами. Дома помещиков оплачивались крестьянским имуществом. Помещики решали вопросы брака своих крепостных.

Другим важным видом земельных владений оставалось церковное и монастырское землевладение. Этот вопрос был тесно связан с политическим положением церкви в Российском государстве. Церковь являлась не только крупным землевладением, но и огромной идеологической машиной, поддерживавшей верхушку общества. Этим можно объяснить политику компромиссов царской власти по отношению к церкви, что было характерно даже для Ивана IV Грозного. Т.о., духовенство владело огромными землями и пользовалось иммунитетными правами.

В 1589 г. в России было учреждено патриаршество, и русская церковь получила самостоятельность. Патриархи избирались на церковном соборе, но утверждались царем. Учреждение патриаршества усилило притязания церкви на политическую власть в стране. Эта тенденция особенно сильно проявлялась в XVII в., когда патриархами стали отец царя Михаила Романова Филарет, а затем Никон, пользовавшийся большим влиянием и пытавшийся установить попечительство над верховной властью. Конфликт Никона и царя Алексея закончился победой царя. Никон был лишен сана и отправлен в монастырь.

В середине XVII в. был нанесен серьезный удар по монастырско-церковному землевладению. В частности, Соборное уложение 1649 г. под давлением дворян приняло постановление о запрете митрополитам и монастырям покупать и закладывать земли. Кроме того, были введены серьезные ограничения для монастырей и духовенства в торговле и ремесле. По Соборному Уложению ликвидировались т.н. «белые слободы», которые принадлежали монастырям, духовенству и были освобождены от налогов. Статьи Соборного Уложения постановили, чтобы «белые» слободы, торговцы и ремесленники, которые не платили податей, теперь были взяты в «государево тягло».

Тем не менее, у высшего духовенства оставалось привилегированное положение. Оно не платило податей, не отбывало многих царских повинностей. Жизнь и честь духовенства защищались повышенными мерами наказания.