logo search
Истрия гос упр

Актуальность изучения дисциплины игур.

История российского государства - это исторический опыт людей, их социальная память, циркулирующая в обществе, включая и память письменную - статьи, брошюры и монографии. В них можно найти ответ на вопрос о причинах социальных кризисов и способах их одоления.

Начало XXI в. характеризуется активным процессом станов­ления новой российской государственности, адекватным совре­менному уровню развития общества, институ­тов государственного управления и местного самоуправления.

Россия в начале XXI в. вновь на перепутье. Как ее «обустроить»? Кризис ее государственности приобрел затяжной и хронический характер. Вопрос об укреплении российской государствен­ности и налаживании госуправления и местного самоуправления стал важнейшим среди всех острых проблем общественной жизни. В кризисные периоды истории народы часто обращаются к своему прошлому, где ищут ответ на поставлен­ные вопросы.

Поскольку российское государство намного больше, чем просто государство, опыт государственного управления в России исключителен. Это - территория, покрывающая два континента, это - больше, чем 100 наций и национальностей с множеством разнообразных вероисповеданий, различным образом жизни, уровнем культуры и экономики. Какая же сила держала эти народы вместе столько времени? Изучение специфики такого управленческого опыта представляет особый интерес.

Исключительность истории российской государственности состоит в смене реформ и контрреформ, что обусловлено следующей причиной (хотя и не единственной). Со вступлением на трон каждого следующего монарха, а в советское время - нового генерального секретаря ЦК КПСС, прерывалась «цепь преемственности» общественной жизни страны.

В российском госуправлении обнаружились и такие черты характера русского народа, как великодушие и широта, коллективизм, свободолюбие, дружелюбие, терпение, доброта. При этом для России всегда было характерно стремление во всем доходить до крайности, до пределов возможного. И столица у нас на самой границе огромной империи (уни­кальный случай в мировой истории); и стремление русских быть самобытными, во всем искать собственный путь развития и в то же время – догонять Запад и острая жажда социальной справедливости при очень низкой политической активности населения, которое «все стерпит» и т.д.

Российская история становится одной из составляющих общее знание о закономерностях и случайностях в государственно-правовом развитии человечества. Исследователи новейшего времени стремятся понять тысячелетнюю историю российской государственной власти и реформ, определить исходную модель становления России как государства, надеясь тем самым найти причины и объяснения современных событий.

За последние годы был сделан важнейший шаг в преодолении классовой оценки российских реформаторов, появилась исторически подлинная характеристика монархов. Осуществлены новые подходы к оценке российских консерваторов: Победоносцева, Плеве, Шувалова, Валуева, Уварова, Бенкендорфа, Аракчеева и др. В советский период указанные деятели рассматривались как консерваторы-охранители, политические ничтожества, наконец, просто примитивные, жалкие люди. В новейшей историографии отмечено, что все они верно служили Родине.

Таким образом, сложилось 4 подхода к рассмотрению сущности государства:

1. Античный подход. Государство рассматривается как средство решения «общих дел» и регулирования отношений правительства и народа, а также средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека. Такое понимание природы государства сложилось еще в древности, в античной философии. Оно сохраняется и сейчас.

2. Классовый или формационный подход к природе государства, объясняющий происхождение государства разделением общества на классы. Эта точка зрения представлена в марксистском направлении философии. Как говорил Ленин: «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

3. Правовой и организационно-структурный подходы рассматривают государство как источник права и закона (юридическое государство), организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений.

4. Цивилизационный подход. Государство осуществляет широкий спектр функций. Оно выступает как хранитель исторических традиций, как олицетворение народности, справедливости и правосудия, безопасности и целостности. Оно решает информационные проблемы, собирает налоги, является судьей в споре общественных и частных интересов. При таком подходе ученые рассматривают влияние на государственную органи­зацию общества не только классового фактора, но и природно-климатического, религиозного, геополитического и др.

Таким образом, овладение историческим опытом государ­ственного управления России, изучение места и роли самих уп­равленцев на разных этапах развития государствен­ности, освоение методов и способов управления, поможет глубже понять современные управленческие проблемы, начать научную разработку современной обновляющейся россий­ской государственности. Актуальность этой учебной дисциплины не ограничивается ее политическим, научным значением, но представ­ляет профессиональный интерес для студентов, будущих менед­жеров госслужбы.