logo search
ИУК

3. Украинская культура в контексте мировой.

Каждая из более чем двух тысяч национальных культур, существующих в мире, имеет свою специфику, которая и делает ее неповторимой и уникальной. Это своеобразие возникает на основе влияния географического фактора, особенностей исторического пути народа, взаимодействия с другими этнокультурами.

В любой национальной культуре основополагающей и базисной является народная культура. Затем на ее основе постепенно формируются профессиональные наука, литература, искусство. В силу сложностей исторического пути Украины (монголо-татарское завоевание в XIII в., польско-литовская экспансия в XIV - XVI вв., зависимость от Российской и Австрийской империй в XIX - XX вв.) в отечественной традиции народная культура сыграла исключительную роль. И в XVI в., когда феодально-боярская знать восприняла католичество и поль­скую культуру, и к концу XVIII в., когда верхушка казацкой старшины русифицировалась, украинское общество развивалось фактически без национальной культурной элиты. Подлинными творцами и носителями культуры продолжали оставаться низы общества. Украинская культура в течение длительных периодов своей истории развивалась как народная (простонародная). В ней большое место занимали фольклор, народные традиции, придававшие ей особое очарование и колорит. Особенно наглядно это проявилось в искусстве - народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, восходящих к культуре Киевской Руси, стал возможен подъем украинской культуры и в XVI - XVII вв., и культурное возрождение в XIX в.

В то же время ощутимы и негативные последствия подобного характера развития украинской национальной культуры. На протяжении длительного времени многие талантливые люди, родившиеся и выросшие в Украине, затем покидали ее, связывали свою последующую жизнь и творчество с русской, польской, другими культурами. Кроме того был слабо выражен прогресс в области естественных наук - там, где особую роль играют эксперимент, научная школа, а значит нужны крупные научные и учебные заведения, поддержка государства, меценатов. Например, в Киево-Могилянской академии факультет математики был открыт только в конце XVIII в.

Известный исследователь украинской культуры И. Огиенко отмечал, что украинской культуре изначально были присущи открытость миру, отсутствие ксенофобии (боязни чужого) и гуманизм. Говоря о гуманистической сущности украинской культуры, следует отметить и то, что сама система ценностей данной культуры в период ее активного развития (XVII - XIX вв.) была достаточно специфической. Богатый материал для такого вывода дает творческое наследие Г. Сковороды, Ф. Прокоповича, П. Кулиша. В своих философских произведениях они решали вопрос о сущности и условиях человеческого счастья, о смысле человеческого существования. В отличие от философской мысли других европейских стран, где проблемы преодоления бедности, болезней и бескультурья мыслилось на путях технического прогресса, повышения производительности труда, посредством усилий просвещенных монархов и социального экспериментирования, украинские мыслители призывают к другому. «Сродственный труд» и самопознание, свобода, ради которой не жаль расстаться с благополучием, ограничение жизнен­ных потребностей куском хлеба и водой - вот те пути и рецепты счастья, которым украинские мыслители не видели альтернативы. Эти выводы сегодня приобретают особый смысл, учитывая отрицательный опыт безудержной индустриализации.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Понятие «этническая культура».

2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского

народа.

3.Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.

1. Понятие «этническая культура».

Каждая из существующих в мире культур стран, народов, наций неповторима и уникальна, является неотъемлемой составляющей сокровищницы мировой культуры. На полнокровное развитие этни­ческой культуры влияет широкий круг факторов, таких как: истори­ческий путь народа, обособление или взаимовлияние с другими народами; социальные, экономические, экологические условия; куль­турная политика государства и т.п. При этом национальная культура должна рассматриваться как целостная система, включающая и фольклорно-этнографические пласты, и вклад в нее различных слоев населения на протяжении длительного исторического пути, и влияние культуры других народов, и достижения выходцев из страны, проживающих за ее пределами. Следует особо отметить, что каждый народ в культурной сфере создает своеобразный, свойственный только ему образ.

Народ (по-гречески - «этнос») - понятие многоплановое. Чаще всего в этот термин вкладывается следующий смысл: этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, облада­ющая стабильными особенностями языка, культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других. По­следнее обычно зафиксировано в этнониме (самоназвании) народа. Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем преимущественно этнически однородных браков и передачи новым поколениям языка, традиций и т.д. Для своего более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства), а этнические группы, особенно в современных условиях, - своих автономных объединений, закреплении в законодательстве своих прав.

Для внутреннего единства этноса важнейшее значение имеет культура, которая дает людям понимание своей общности. Культура, и как необходимый компонент и как одна из присущих этносу особен­ностей, обеспечивает его полноценное функционирование. Но проис­ходит и обратный процесс - конвергенции (сближения) этнических культур вследствие исторического развития и взаимодействия народов. Поэтому сегодня культуру каждого этноса характеризует совокупность, с одной стороны, национально-специфических, а с другой, - общечеловеческих компонентов.