§ 8. Латинская Америка в XX в.
К началу XX в. все 20 латиноамериканских государств стали республиками. На испанском языке говорят в 18 странах. В Бразилии говорят на португальском, а на Гаити – на французском языке.
Еще в 70-80-х гг. XIX в. Аргентина, Уругвай, Чили, Мексика и Бразилия вступили в фазу промышленного переворота. К началу XX в. возникла фабрично-заводская промышленность, наряду с которой продолжали существовать многочисленные мелкие предприятия кустарного и ремесленного типа. Значительные массы людей концентрировались в крупных городах: Буэнос-Айресе, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Мехико. Процесс урбанизации происходил весьма интенсивно и уже к началу Первой мировой войны в Аргентине, Уругвае и Чили более половины населения проживало в городах. С конца XIX и на протяжении первой половины XX в. население Аргентины, Уругвая, Бразилии заметно увеличивалось за счет иммиграции из Европы, в том числе и из России.
Наиболее крупными государствами Латинской Америки являются Бразилия, Мексика и Аргентина[227]. На долю этих трех стран приходится около 2/3 всей территории и почти 60 % населения региона. По площади (8,5 млн км2) Бразилия является одной из самых больших стран мира.
За 1500–1900 гг. Латинская Америка прошла путь от каменного века, первобытно-общинного строя и от ранних цивилизаций до стадии промышленного капитализма.
К началу XX в. для экономики региона были характерны некоторые особенности.
Во-первых, сохранялась многоукладность в экономике, в которой капиталистический способ производства переплетался с мелкотоварным, патриархальным хозяйством и даже первобытно-общинным строем индейских племен, которые сумели выжить в колониальный период. Старые, традиционные структуры демонстрировали свою живучесть, способность интегрироваться в новые экономические условия.
Во-вторых, к началу XX в. в сельском хозяйстве господствовал латифундизм. Богатым землевладельцам принадлежала большая часть земельных площадей. Фермерская прослойка была невелика. Для латифундистского хозяйства было характерно постоянное расширяющееся применение наемного труда в сочетании с кабальными формами аренды и найма.
В-третьих, экономика региона носила преимущественно экстенсивный аграрно-экспортный характер. Экономика многих стран зависела от производства одного-двух экспортных продуктов, производимых либо в сельском хозяйстве, либо в добывающей промышленности. Аргентина являлась крупнейшим поставщиком мяса и зерна на внешние рынки. Бразилия и Колумбия поставляли кофе, Куба – сахар, Чили – медь и селитру, Боливия – олово, Уругвай – шерсть и мясо, республики Центральной Америки и Эквадор – тропические культуры, Венесуэла – нефть.
В-четвертых, монокультурный характер экономики создавал условия для давления на страны региона со стороны иностранного капитала, который вкладывался преимущественно в экспортные отрасли, что препятствовало развитию более широкого спектра местных производств и усугубляло диспропорции в экономике.
К началу XX в. США имели наиболее прочные позиции в странах Центральной и Южной Америки. В 1903–1914 гг. был построен межокеанский Панамский канал, ставший собственностью США. Малые страны Центральной Америки – Доминиканская Республика, Гаити, Куба и Никарагуа – фактически контролировались американскими компаниями («Юнайтед фрут К0»), стали называться «банановыми республиками» и превратились в полуколонии США. Кубе в 1902 г. была предоставлена независимость, но подписанными с этой страной договорами США закрепили за собой право на интервенцию. В 1903 г. на побережье Кубы в районе бухты Гуантанамо США отторгли участок кубинской территории для сооружения своей военно-морской базы. США упорно работали над созданием союза американских государств под своим главенством, использовали для этого идеи «панамериканизма», «континентальной солидарности», «общности судеб». В 1910 г. Панамериканский союз был создан.
Для исторического развития Латинской Америки в XX в. характерно наличие весьма острых противоречий:
· между передовыми капиталистическими формами (наиболее успешно развивавшимися в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Чили) и консервативными структурами, особенно в сельском хозяйстве;
· между олигархической буржуазно-помещичьей верхушкой и остальными слоями населения;
· региональные, этнические противоречия, проблемы политического устройства.
Эти противоречия частично разрешались в ходе острой борьбы консервативной, реформистской и революционной альтернатив общественного развития, которые выражали интересы и устремления различных классов и социальных групп населения.
Развитие капитализма в Латинской Америке, как и в других странах, сопровождалось возникновением рабочего и социалистического движения. В Латинской Америке еще в XIX в. получил распространение утопический социализм, существовали секции I Интернационала. Широкий размах получили забастовки, которые уже в начале XX в. в Аргентине, Чили, Уругвае, Бразилии перерастали в бурные всеобщие стачки. Возникли профессиональные союзы анархистского, анархо-синдикалистского и марксистского толка. В конце XIX – начале XX в. в ряде стран возникли социалистические партии, а после Октябрьской революции в России – коммунистические партии и группы как секции III Интернационала. К революционным изменениям в своих странах стремились многие рабочие, батраки, беднейшие крестьяне, ремесленники, часть интеллигенции.
Важным этапом исторического развития Латинской Америки стала Мексиканская революция 1910–1917 гг., положившая начало экономическим, социальным, политическим преобразованиям, модернизации стран этого режима.
«Раннее и довольно устойчивое распространение в Латинской Америке, в том числе среди прогрессивной интеллигенции, настроений неприятия капитализма с его духом наживы и социальными контрастами, коллективистских устремлений, социалистических идей объяснялось как развитием противоречий капитализма, усугубленных как тем, что в Латинской Америке он внедрялся часто в наиболее грубых, примитивных, консервативных и болезненных формах, так и другими причинами. Распространение социалистических настроений, идей классовой борьбы стимулировалось восприятием (особенно благодаря иммиграции из Европы) достижений социалистической общественной мысли Европы с ее углубленной критикой пороков капиталистического общества, воздействием успехов европейского рабочего и социалистического движения. Немаловажное значение имела живучесть коллективистско-общинных традиций, традиций социальной солидарности (в том числе в известной степени и в рамках патерналистских и клановых уз). Сама социальная психология латиноамериканских народов с их эмоциональным восприятием жизни, общительным характером, сильное влияние мировоззренческих и нравственных ценностей католицизма, связь идеалов христианства со стремлением к социальной справедливости также содействовали распространению идей и настроений социальной солидарности», – объясняет специалист[228].
• Имена. Фидель Кастро Рус
Фидель Кастро Рус (родился в 1926 г.), лидер Кубинской революции и глава кубинского государства в 1959–2007 гг.
Фидель Кастро родился в семье зажиточного землевладельца, закончил юридический факультет Гаванского университета. В 1953 г. возглавил штурм военной казармы «Монкада» с целью захвата оружия и организации восстания против диктатора Батисты. На суде Ф. Кастро произнес речь «История меня оправдает», ставшую программой подготовки революции. Через год после освобождения из тюрьмы в конце 1956 г. на яхте «Гранма» высадился на Кубе (отплыл из Мексики). Отряд был разбит, но бойцы, оставшиеся в живых, начали партизанскую войну. Повстанческая армия быстро росла и 1–2 января 1959 г. вся Куба оказалась под ее контролем.
Фидель Кастро объявил себя марксистом, установил тесные отношения с СССР и другими социалистическими странами. На Кубе были проведены радикальные революционные преобразования. Десант контрреволюционных сил на Кубу был разгромлен. Экономическая блокада Кубы, организованная США, была сорвана СССР. После острого Кубинского кризиса 1962 г. США отказались от открытого давления на Остров свободы, но поддерживали кубинских «контрас». Несмотря на многочисленные попытки, устранить Фиделя Кастро американцам не удалось.
Из-за ошибок кубинского руководства и постоянного внешнего давления материально-бытовое положение кубинцев на протяжении десятилетий оставалось трудным. Фидель Кастро в 1959–1976 гг. был премьер-министром Революционного правительства Кубы, с 1976 г. – председателем Государственного совета и Совета Министров, с 1965 г. – Первым секретарем ЦК Коммунистической партии Кубы. Авторитетный харизматический вождь, он установил режим революционной диктатуры, превратившийся в тоталитарный режим. Всему миру Фидель Кастро известен как остроумный человек, страстный оратор и настоящий революционер[229]. В 2006 г. в связи с состоянием здоровья (80 лет) Фидель Кастро стал отходить от дел.
Противоположностью революционной альтернативе были живучие патриархально-патерналистские, каудильистские (от слова «каудильо» – вождь) традиции, суть которых сводилась к ориентации на сильного лидера, способного решить назревшие проблемы.
Общественно-политическая жизнь в странах Латинской Америки протекала достаточно живо. Частые мятежи, перевороты и контрперевороты, убийства политических и государственных деятелей, массовые репрессии, партизанские, гражданские войны, восстания и революции, бунтарские выступления низов определяли большой вес насилия («виоленсии») в жизни латиноамериканцев. Стабилизация обычно наступала с установлением авторитарной власти, диктатуры «сильной личности», «хозяина», «патрона», «вождя», «отца народа», который опирался на вооруженные силы и политическую клиентелу – массы неграмотного и малограмотного населения. Возникали «демократический цезаризм» Хуана Винсенте Гомеса в Венесуэле (1909–1935), диктатура Порфирио Диасав Мексике (1876–1911), Эстрады Кабреры в Гватемале (1898–1920). Консервативные силы успешно сотрудничали с церковной иерархией. Католицизм влиял на социальное поведение 90 % населения Латинской Америки.
Продвижение вперед в деле модернизации различных сторон жизни в латиноамериканских странах было связано прежде всего с реформами, которые под давлением слева проводили либерально-буржуазные силы. К власти они приходили в рамках конституций, побеждая на выборах в парламенты. Представители местной буржуазии, интеллигенции, крупных землевладельцев каждый раз решали сложный комплекс задач: себя не обделить, народ успокоить и американцев не очень сильно разозлить. Так появлялись режим «элитарной демократии» в Аргентине (1880–1916), власть «паулистов» – кофейной олигархии в Бразилии (с 1889), режим парламентской республики в Чили (1891), «латиноамериканская Швейцария» в Уругвае (1903–1915). Во всех странах создавались буржуазные политические партии, нередко под сильного харизматического руководителя. Некоторые партии сходили с политической арены и появлялись на ней вновь при новых исторических условиях.
За 75 лет после Первой мировой войны население Латинской Америки выросло с 95 до 442 млн человек (на конец 1992 г.). Количество горожан превысило 70 % всего населения. К 20 традиционным латиноамериканским республикам в 1960-1980-е гг. прибавилось 13 политически независимых государств, возникших на бывших колониальных территориях Карибского бассейна.
На протяжении XX в. государства Латинской Америки заметно продвинулись на пути экономического, социального и культурного прогресса. Бразилия и Мексика находятся на пороге первой десятки стран мира по объему валового производства. Серьезной проблемой является то, что форсированная модернизаторская политика неоконсервативного толка проводилась и проводится при недостаточной материальной базе, росте внешней задолженности и сохранении социальной напряженности. К тому же возникли новые острые противоречия. В результате «неолиберальной» перестройки снизился уровень жизни населения, усилились социальные контрасты. Приобрели дестабилизирующее значение коррупция, наркобизнес, терроризм. Латинская Америка, оставив в XX в. некоторые старые проблемы, столкнулась с новыми «вызовами».
• Имена. Консуэло Веласкес
Это имя мало кому известно, но ее произведение имеет всемирную популярность на протяжении нескольких десятилетий. В 1936 г. 15-летняя девушка Консуэло Веласкес под влиянием нахлынувших на нее чувств написала потрясающую мелодию «Беса ме мучо» (в переводе на русский язык «Целуй меня крепко»). Здесь в чистом виде имеем дело с «инсайтом» – творческим озарением, вспышкой. Часто «инсайт» связывают с действиями высших сил. Так, яблоко падало на многие головы, но закон всемирного тяготения открыл И. Ньютон. Химические элементы изучались столетиями, но «периодическую таблицу» увидел во сне Дмитрий Иванович Менделеев. У Консуэлы Веласкес «инсайт» стал результатом ее эмоционального духовного развития и музыкального образования. Во всяком случае, эта песня была переведена на 120 языков. Больше ничего выдающегося эта девушка не совершила. Вся последующая жизнь у нее сложилась благополучно: собственный дом, удачное замужество, трое детей. В начале 2005 г. мировая пресса сообщила о смерти Консуэлы Веласкес. А песня продолжает жить. Именно это произведение весь остальной мир бесспорно ассоциирует с Латинской Америкой.
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе