§ 14. Человек начинается в древности
По мере развития и осознания своих способностей люди стали проявлять все больший интерес к себе, к своему внутреннему миру. Тайны рождения, жизни и смерти, любви и ненависти, счастья и несчастья, причины развития человеческих достоинств и пороков привлекали внимание человечества уже в глубокой древности. Постепенно накапливались представления о теле и душе – возникли медицина, философия, религия. Средством передачи информации стали разнообразные системы письменности. Общество стало заботиться о подготовке подрастающего поколения к жизни, к выполнению определенных социальных ролей. Развивались образование, педагогика. Частые войны, преобладание физического труда заставляли организовывать соответствующую воинскую, физическую подготовку. Правители и простые смертные становились объектом произведений литературы и изобразительного искусства[57].
• Инновации. Олимпийские игры
Великолепными смотрами, «отчетами о проделанной работе», были разнообразные состязания, в том числе, к сожалению, и войны. Одной из самых универсальных форм, с помощью которой люди познавали свои потенциальные возможности, были Олимпиады. Они проводились в городе Олимпия, что находился в южной Греции. Место проведения Олимпиад прилегало к храму Зевса. Сильная Спарта объявила область Элиды нейтральной и взяла ее под защиту. Общепринятой датой начала Олимпиад считается 776 г. до н. э., когда имена победителей стали записываться на памятных досках. В Греции проводились также Пифийские игры в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в том месте, где легендарный Геракл убил страшного льва. Олимпиады проходили в честной борьбе. Спортивная программа включала пятиборье (бег, метание копья, диска, борьбу и прыжки в длину), а также соревнования на колесницах. Победители становились героями своего рода и родины. Если верить источникам, то бегуны преодолевали 19 км за один час, прыгуны прыгали в длину на 16 м, а силачи выжимали одной рукой около 144килограммов. Одновременно с играми спортсменов проходили состязания «творческой интеллигенции». В классический период драматургия становится основным видом искусства, литературы, развлечения, воспитания, а также средством политической борьбы. Афинский театр Диониса вмещал 17 тыс. человек, Мегалополь в Аркадии – 50 тыс. Успехи авторов оценивались судьями, которых выбирали по жребию из числа зрителей. «Сам факт установления счета общегреческого времени по отрезкам Олимпиад стал важным показателем общегреческого счета времени, неким объединяющим символом единого течения времени эллинского народа, эллинской истории и цивилизации. Эллинская народность, эллинская культура, эллинская цивилизация в целом не может быть представлена без постоянно, каждые четыре года, повторяющихся общегреческих олимпийских праздненств. И они были насильственно прекращены, закрыты в 394 г. ревностным христианином императором Феодосием, когда античная цивилизация как таковая прекратила свое существование и ей на смену пришла новая средневековая христианская цивилизация»[58]. Олимпийское движение возродилось в конце XIX в. благодаря инициативе французского педагога, барона Пьера де Кубертена. В Олимпийских играх, проводившихся в Греции в 1896 г., участвовало 12 стран.
• Имена. Геракл (Геркулес)
В греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Был наделен необычайно силой, наблюдателен и умен. Младенцем задушил двух змей, подосланных убить его. Служил у царя Эврисфея, ничтожного человека. Совершил 12 подвигов: добыл шкуру немейского льва, очистил огромный скотный двор (Авгиевы конюшни), создал пролив Гибралтар – «Геркулесовы столпы» и т. д. В школьных учебниках не говорится о тринадцатом подвиге Геракла. По просьбе одного из правителей он оплодотворил 50 его дочерей, которые родили 51 ребенка. Геракл был взят на Олимп, в сонм бессмертных.
На протяжении последующих двух тысячелетий Геракл стал символом мужской силы. Сильный герой, преодолевающий все препятствия, является важным персонажем многих книг, кинофильмов, примером для подражания у юношей.
Отцом трагедии считается Эсхил (525–456 гг. до н. э.), автор 90 произведений, из которых до наших дней дошли 7. Драматург был сторонником умеренной демократии, при которой находится место и для аристократов. Второй великий трагический поэт, Софокл (496–406 гг. до н. э.), создал трилогию, в которой предстает сложный клубок коллизий, получивший в мировой культуре название «Эдипов комплекс». Герой по роковому незнанию убивает своего отца и женится на матери, что вызывает цепь трагических последствий. Идея греха и неминуемого возмездия за него стала основной идеей произведения.
Взаимоотношения человека и богов являлись наиболее важной, объединяющей темой всего античного художественного творчества. Человек, нередко бросающий вызов богам, судьбе, находится в центре внимания. «Прометеев дух» пронизывал античную цивилизацию и стал восприниматься как синоним активного, творческого отношения к жизни.
• Имена. Венера
В римской мифологии богиня весны и садов, отождествлялась с греческой Афродитой и почиталась как богиня любви и красоты. Как мать Энея считалась прародительницей и покровительницей римлян. Юлий Цезарь вел свой род от легендарного предка Юла, сына троянца Энея. Греческая богиня Афродита, по преданию, родилась из морской пены. Она обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Афродита отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой, с малоазийской богиней-матерью и Кибелой. Мужем Афродиты был Гефест – самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Из детей Афродиты от бога войны Ареса (Марса) наиболее известен Эрот, которого изображают в виде крылатого мальчика, вооруженного луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном Афродиты от Гермеса стал Гермафродит. От Анхиса у Афродиты родился Эней, спасенный Аполлоном во время Троянской войны.
Афродиту называли «золотой», «прекрасновенчанной», «сладкоумилъной», «прекрасноокой». Имеется множество изображений Венеры (Афродиты), начиная со скульптурных изображений античного времени. Очевидно, что на протяжении столетий творцы, художники-мужчины воплощали в образе Венеры (Афродиты) свои представления об идеальной женской красоте. Правда, современные идеальные 90-60-90 не совпадают, например, с параметрами знаменитой Венеры Мелосской (около 120 г. до н. э., Париж, Лувр).
• Мужчина и женщина в истории цивилизаций
«Будь лишь опрятен и прост. Загаром на Марсовом поле
Тело покрой, подбери чистую тогу под рост,
Мягкий ремень башмака застегни нержавою пряжкой,
Чтоб не болталась нога, словно в широком мешке;
Не безобразь своей головы неумелою стрижкой —
Волосы и борода требуют ловкой руки;
Ногти пусть не торчат, окаймленные черною грязью,
И ни один не глядит волос из полой ноздри;
Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкой
И из подмышек твоих стадный не дышит козел…
Редко встречаешь лицо без изъяна. Скрывайте изъяны
В теле своем и лице, если под силу их скрыть!
Если твой рост невелик и сидящей ты кажешься, стоя,
Вправду побольше сиди или побольше лежи;
Если ты слишком худа, надевай потолще одежду
И посвободней раскинь складки, повисшие с плеч;
Если бледна, то себя украшай лоскутами багрянца,
Если смугла – для тебя рыбка на Фаросе есть.
Ножку нескладного вида обуй в башмачок белоснежный;
Голень, что слишком худа, всю ремешками обвей.
Слишком высокие плечи осаживай тонкой тесьмою;
Талию перетянув, выпуклей сделаешь грудь.
Меньше старайся движеньями рук помогать разговору,
Ежели пальцы толсты или же ноготь кривой.
Не говори натощак, если дух изо рта нехороший,
И постарайся держать дальше лицо от лица.
А у которой неровные, темные, крупные зубы,
Та на улыбку и смех вечный положит запрет»
[59].
В современной науке на основе изучения древнейших сообществ принято выделять два типа цивилизационного развития: восточный и античный (впоследствии западный), которые представлены в таблице.
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе