§ 5. Модернизация по-японски
Еще одной страной, вступившей на путь ускоренного прогрессивного развития, стала Япония. К середине XIX в. Страна Восходящего Солнца формально была наследственной монархией. Фактически с начала XVIIв. страной правили сегуны (командующие вооруженными силами) из династии (клана) Токугава (1603–1867 гг.). (Время утверждения у власти данного рода представлено в добротном телесериале «Сегун», где главного героя называют Таранага.) Огромную роль играли 250–300 дайме– крупные феодалы (князья). Они были полными хозяевами на 2/3 территории страны, судили своих подданных, собирали налоги, но не могли вести внутренние войны, они были подвластны сегуну, которому напрямую подчинялись также 17 крупнейших городов. Страну объединяла военная администрация сегуна – бакуфу. Привилегированные слои самураев (служилых дворян) и духовенства вместе с семьями насчитывали около 2 млн человек из 28 млн всего населения страны.
Основную группу населения составляли крестьяне-общинники-собственники и различные категории зависимого крестьянства. Они отдавали сегуну, дайме, духовенству 50–70 % урожая в виде оброка, делали своим хозяевам обязательные подарки, выполняли барщинные работы, находились от господствующих групп в полной зависимости. Крестьянам запрещалось владеть оружием, поэтому в их среде получил развитие такой вид борьбы, как карате, что в переводе означает «голыми руками». Тем не менее крестьяне поднимали восстания, в которых участвовали деклассированные самураи.
В городском населении меньшинство составляли купцы и ремесленники, объединенные в гильдии и цеха, скупщики риса, часто выступавшие в роли ростовщиков. Купечеству, представлявшему собой быстро растущий социальный слой, не нравились чрезмерные сословные ограничения, налоговые тяготы. Большинство жителей составляли поденщики, рабочие мануфактур, мелкие торговцы и др. Особенностью сословного строя Японии было наличие низшей касты – ета. Принадлежавшие к ней выполняли всякого рода грязную, неприятную работу: забой скота, погребение покойников, уборку мусора и т. п. К этой касте, насчитывавшей до 1 млн человек, относились также палачи и разнообразные категории ниндзя– шпионов на службе у феодалов.
Военно-феодальный режим Токугава с 1640 г. проводил политику изоляции Японии от остального мира. На Курильских островах, до которых добрались русские казаки, японцам запрещалось появляться под страхом смерти. Удар по сегунату был нанесен извне. В 1853–1854 гг. американская военно-морская эскадра, обладая превосходством в артиллерийском вооружении, заставила японское правительство подписать неравноправный договор. Для американцев были открыты порты Симода и Хакодатэ. Американцы могли закупать в Японии топливо и провиант. Признавалось хождение в стране любой иностранной валюты, открывался доступ американским товарам. Чуть позже Япония была вынуждена подписать подобные договоры с Англией, Голландией, Францией и Россией. Иностранцы отныне были допущены в страну, получили права экстерриториальности (особую юрисдикцию) в своих сеттлъменах (особых городских районах), западные товары освобождались от торговых пошлин.
Иностранная конкуренция разоряла японскую промышленность, ремесло и сельское хозяйство. Антисегунская оппозиция группировалась вокруг императорского двора, выступавшего с лозунгами борьбы с чужеземцами («варварами»). В результате сложной политической и вооруженной борьбы между феодальными кланами власть сегуна была свергнута и вся полнота власти была «возвращена» императору, которым в 1867 г. стал 15-летний Муцухито (1852–1912). В царствование Муцухито началось проведение комплекса реформ, которые получили название Мэйдзи исин (обновление, реставрация Мэйдзи). Дело в том, что в соответствии с традициями молодой японский император в качестве главного девиза своего правления избрал Мэйдзи, т. е. просвещенное правление. В европейской историографии события японской истории, начиная с 1868 г., получили наименование «революция Мэйдзи»[164].
В Японии запоздало установилась абсолютная монархия, которая вскоре стала превращаться в монархию конституционную. Открылись перспективы для скорого завершения централизации страны. Законом об императорском доме определялся порядок престолонаследия, собственность императорской фамилии провозглашалась наследственной и неотчуждаемой. Правление сегунов было уничтожено. Учреждалось центральное японское правительство. Создан Государственный совет. Все княжества были ликвидированы, а страна поделена на губернии (кены). В городских и сельских округах было учреждено всесословное самоуправление в виде объединенных собраний. Армия была реорганизована по европейскому образцу на основе всеобщей воинской повинности, что упразднило важную сословную привилегию. Провозглашалось равенство всех перед законом, все японцы становились подданными императора (микадо), каста ета была уничтожена. Были введены обязательные для всех фамилии, отменены прежние ограничения на вступление в брак[165]. Договоры с иностранцами были признаны. Лозунг «Долой варваров» был снят. Напротив, под влиянием европейцев началось строительство железных дорог, пароходов, стали использоваться телеграф, почта, введено обязательное начальное обучение. Европейские элементы быстро проникали в повседневный быт.
Европеизация государственного строя, технической базы были бы невозможны без одновременных изменений в экономической сфере. У сторонников сегуна земли были изъяты и перешли к сторонникам императора, ростовщикам, частично – к крестьянам. Были сняты все ограничения в сельском хозяйстве, в том числе связанные с выращиванием определенных сельскохозяйственных культур. Земля стала свободно продаваться и покупаться, были отменены запреты, существовавшие с 1643 г. Был установлен единый поземельный налог в размере 3 % от стоимости земли. В городах были ликвидированы гильдии и цеха, провозглашалась свобода профессий и торговли. В стране были ликвидированы заставы между княжествами, на которых взимались таможенные пошлины. Была введена единая денежная система, единая денежная единица – иена.
К 1867 г. в стране легально обращались 1694 вида денежных знаков[166]. В 1876 г. возник первый в Японии частный банк купеческого дома Мицуи, кредитовавшего борьбу с сегунатом. Осуществлялась реформа налоговой и судебной систем. В стране быстро создавались условия для успешного развития капитализма. В 1860 г. столица была из Киото перенесена в Иедо (Эдо) и получила название Токио («восточная столица»).
Со второй половины 70-х гг. XIX в. стали появляться политические организации, а затем и политические партии – Конституционно-либеральная (1881), Партия реформ (1881), Конституционно-императорская (1882) и т. д. В 1889 г. император даровал стране Конституцию. Был создан двухпалатный парламент. Право выбирать нижнюю, основную, палату получил примерно один процент населения страны. Парламент контролировал финансы и занимался законодательной деятельностью. За отказ голосовать по ряду расходов парламент несколько раз распускался правительством, а его формировал император. Конституция провозглашала демократические свободы и гражданские права, а также обязанности для всех японцев. Император обладал всей полнотой власти. Появилась должность премьер-министра, а также Тайный совет, Совет старейшин и Совет маршалов для руководства армией и флотом.
• Инновации. Реформа
В основе термина латинская основа, которая означает «преобразование». Реформа – это преобразование какой-либо стороны общественной жизни (экономики), а также каких-либо порядков (институтов, учреждений), вводимое законодательным путем. Реформой можно назвать нововведение любого содержания. Но обычно под реформами подразумевают прогрессивные преобразования, обеспечивающие улучшение ситуации в реформируемой сфере. Назревшая необходимость преобразований внутри католической церкви породила грандиозный процесс Реформации, который начался с 95 тезисов Мартина Лютера (1519). Умение провести своевременные реформы отличает творческий, ответственный подход к своим обязанностям политиков, политических элит. Своевременные, последовательные, успешные реформы являются альтернативой социально-политическим кризисам и революциям. Наряду с примерами успешных реформ в мировой и российской истории иногда реформы сменялись контрреформами.
Вслед за «революцией Мэйдзи» начался мощный экономический рост страны. Император и его правительство стали единственной, полной и общепризнанной властью. Самурайские мятежи были подавлены. В то же время самураи стали государственными чиновниками (до 90 %), офицерами и управляющими фирм («самураями с портфелями»). Большая часть самурайского сословия стала социальной базой формирования либерально-конституционного движения. Многие бывшие землевладельцы вместо прежней земельной ренты получили пенсии от государства и вложили их в банковское дело. Государство построило арсеналы, металлургические заводы, верфи и т. д., а затем за бесценок продало их в руки крупных торгово-промышленных компаний (Мицуи, Мицубиси и др.)[167].
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе