§ 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
Особое место в послевоенном мире заняли США. Они расплатились с долгами, и сами превратились в крупнейшего кредитора. Национальное богатство страны за 1914–1920 гг. выросло в 2,5 раза. В 1920 г. доля США в мировом производстве автомобилей составила 85 %, нефти – 67 %, черных металлов – более 60 %. Во внутренней политике 20-х гг. делалось все для содействия частному бизнесу. Были отменены или значительно снижены ставки подоходного налога и налога на сверхприбыль. Государство предоставило кредиты для строительных фирм, выгодные контракты на перевозку грузов. Железные дороги и торговый флот вернулись в руки частных владельцев. Американское «просперити» (процветание) 1924–1929 гг. иллюстрировало действенность и значимость либеральных ценностей[192].
В этот же период большинство стран вступило в полосу экономического роста, фазу циклического подъема. Прогресс науки и техники, хорошая организация труда (фордизм, тейлоризм и т. д.) обеспечили экономическую стабилизацию. К 1929 г. капиталистический мир в целом превзошел уровень промышленного развития 1914 г. на 47 %.
Осенью 1929 г. разразился самый тяжелый за всю историю капитализма мировой экономический кризис. Промышленное производство сократилось на 38 %. До двух третей производственных мощностей простаивало. На треть сократилось сельскохозяйственное производство. Была дезорганизована кредитно-финансовая система. Валюта обесценилась в 56 странах. Внешнеторговые обороты упали в три раза. Число безработных выросло до 35 млн человек. Экономическое положение населения ухудшилось на фоне уничтожения излишков товаров, особенно продовольствия. Капиталистические страны за 1929–1933 гг. понесли ущерб, равный потерям периода Первой мировой войны. Экономическая стабилизация сменилась поиском путей реорганизации, преодоления сущностных противоречий капиталистического строя, западной цивилизации.
• Имена. Франклин Делано Рузвельт
Франклин Делано Рузвельт (1882–1945), американский президент с 1932 по 1945 г. ФДР (таково принятое сокращение) в 1913–1920 гг. был заместителем военно-морского министра. На выборах 1920 г., баллотируясь на пост вице-президента, потерпел поражение вместе с демократической партией. В 1921 г. в результате неосторожного купания в холодной воде перенес тяжелое заболевание, приведшее к параличу ног. В возрасте 40 лет ФДР стал инвалидом. В этой ситуации в полной мере проявились сильный характер и волевые качества этого человека. Уже в 1928 г. он был избран на пост губернатора штата Нью-Йорк. В условиях мирового экономического кризиса на этом посту раскрылись организаторские и административные способности Франклина Делано Рузвельта. В штате Нью-Йорк была организована сносная помощь безработным, учреждена система общественных работ и т. д. Этот опыт впоследствии очень пригодился энергичному политику.
В борьбе за президентский пост в 1932 г. ФДР опирался на советы кружка, который состоял из профессоров Колумбийского университета и получил название «мозговой трест». ФДР понимал необходимость срочных и решительных мер для преодоления кризиса. Во время избирательной кампании он объяснял: «Представим себе цивилизацию в виде дерева, на котором в процессе роста отмирают сучья. Радикал требует их отрезать, консерватор кричит не трогать! А либерал идет на компромисс, он говорит – давайте подстрижем, и с тем чтобы не повредить ни старый ствол, ни новые ветви. Эта кампания должна научить страну идти предначертанным ей курсом, путем изменений, дисциплинированно, избегнув как радикальной, так и консервативной революции». Впоследствии, объясняя свое кредо, которое многим казалось недостаточно определенным, президент говорил: «А я христианин и демократ. Вот и все». Все биографы сходятся на том, что это был, прежде всего, великий реалист и прагматик. Конкретный, деловой, четкий подход ФДР к решению возникавших проблем был близок большинству американцев, которые выбирали его своим президентом четырежды (1932, 1936, 1940, 1944). Стоит еще раз повторить, что Ф. Д. Рузвельт стал президентом в возрасте 50 лет и передвигался в инвалидной коляске после перенесенного полиомиелита и паралича ног. Для управления страной ему вполне хватало головы.
В США под руководством Франклина Делано Рузвельта, победившего на выборах 1932 г., была выработана политика «нового курса». ФДР (так его называли в Америке) был реалистом до мозга костей, последовательным прагматиком, опирался на советы лучших интеллектуалов. Он откровенно заявлял о своей миссии: «Я хочу избежать революции».
Можно сказать, что новый президент США просто спасал капитализм. В реальности он осуществил серьезную модернизацию западной индустриальной цивилизации.
В марте 1933 г. чрезвычайная сессия конгресса США за 10 дней утвердила предложения президента. Были сохранены только «здоровые банки». Свыше 2 тыс. мелких банков были ликвидированы. Золотая валюта изымалась из обращения. Была снижена зарплата федеральным служащим. Пособия ветеранам Первой мировой войны и другие социальные программы урезались. Безработные за бесплатное питание и небольшую плату (на пачку сигарет в день) работали на строительстве дорог, очистке лесов, мелиорации и т. д. Доллар был девальвирован, что облегчило погашение фермерской задолженности и повысило конкурентоспособность американских товаров за рубежом. Были утверждены «кодексы честной конкуренции», которые предусматривали установление 35-часовой рабочей недели, минимальную заработную плату, нормы по технике безопасности и охране труда. 90 % предпринимателей согласились пойти на эти уступки рабочим и взамен получили поддержку от государства. Гарантировалось право рабочих на коллективный договор и объединение в профсоюзы. Закон о социальном страховании (1935) вводил пенсии по старости, пособия по безработице, инвалидности и бедности. Правительство выделило значительные средства для поддержки промышленности и сельского хозяйства. Был отменен «сухой закон», возобновлена продажа спиртного, что устранило почву для многих криминальных явлений.
Несмотря на противоречия, конфликты и застойные явления, характерные для развития США в 1930-х гг., «новый курс» позволил американскому капитализму обрести «второе дыхание». Ядром «нового курса» стало прямое государственное вмешательство и жесткая, порой мелочная регламентация хозяйственной жизни ради гармонизации социальных отношений. В рамках «нового курса», провозглашенного президентом от Демократической партии, ускорилась интеграция рабочего движения в американский истеблишмент. Американская буржуазия, выдвинув своего лидера, показала умение маневрировать, изыскивать резервы развития внутри капиталистической системы, которая буквально за несколько дней (причем в конституционных, демократических рамках) была спасена. «Новый курс» представлял собой самую радикальную волну реформ в истории США. Новые принципы организации жизни общества впоследствии получили широкое распространение в других странах.
• Имена. Дейл Карнеги
Дейл Карнеги (1888–1955), американский специалист в области психологии человеческих отношений. Карнеги родом из штата Миссури, рос в семье не очень удачливого фермера. Он попробовал немало занятий, в том числе несколько лет в качестве коммивояжера продавал бекон и мыло. В юношеские годы он посещал дискуссионный кружок и со временем стал завоевывать награды на конкурсах по ораторскому мастерству. С 1912 г. обучение ораторскому мастерству стало его основной работой. Своей главной задачей он считал помочь людям перебороть свои страхи и обрести уверенность в своих способностях. В лекциях Д. Карнеги рассказывал о проблемах человеческих взаимоотношений, считая, что люди могут гармонично жить и работать рядом друг с другом. В 1936 г. появилась книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Позже вышли в свет книги «Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично» и «Как перестать бояться и начать жить». Эти книги годами числились среди бестселлеров, а автор разбогател и стал знаменит.
До широкой аудитории в СССР книги Д. Карнеги «дошли» в конце «перестройки». Некоторым читателям казалось, что ничего нового у Карнеги они для себя не открыли. Но время показало, что книги Д. Карнеги стали классическими как для теории ораторского искусства, так и среди литературы по психологии человеческих отношений. «Не пилите опилки!» Этот совет Д. Карнеги дорогого стоит.
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе