§ 7. Скандинавские страны на пути реформ
В Швеции реформы начались еще в XVIII в., после смерти Карла XII, в так называемую «эпоху свободы» (1719–1772), когда страна фактически управлялась дворянской олигархией. Развернулась борьба между партией «колпаков» (буржуазия) и партией «шляп» (дворянство). Была ограничена в пользу буржуазии монополия дворян на занятие должностей в армии и на государственной службе. Появился закон о свободе печати (1766). Партия «шляп» пыталась вернуть потерянные земли, что обернулось новыми потерями. Партия «колпаков» ориентировалась на Англию и проведение внутренних реформ в духе консерватизма.
В правление Густава III (1771–1792) были проведены реформы в духе «просвещенного абсолютизма». Межевание земель постепенно ликвидировало общинное землевладение. За счет общинных выгонов и лесов безземельным крестьянам предоставлялись новые наделы, возникли многочисленные новые поселения. Правительство содействовало распространению лучших сортов зерна, ввозимых из-за границы, импортировало породистый скот, выдавало поощрительные премии и награды передовым хозяйствам, способствовало сбыту продуктов земледелия.
На территории Финляндии, входившей в состав Швеции, крестьянам было разрешено путем выкупа приобретать в собственность находившиеся в их пользовании казенные участки земли. Правительство освобождало от податей на 15–20 лет крестьян, распахивавших новые земли в Восточной Финляндии. Уже во второй половине XVIII в. Финляндия не только удовлетворяла своим хлебом внутренние потребности, но и вывозила его в Швецию и другие страны.
Дания уже во второй половине XVII в. стала избавляться от господства аристократии. Податные сословия, представленные в ригсдаге, добились приема на государственную службу выходцев из городского сословия. Дворянство утратило монополию на землевладение, было обложено налогами. В Дании поощрялось развитие мануфактур в текстильной и металлообрабатывающей промышленности. В первой половине XVIII в. крестьяне в государственных имениях получили право выкупа в собственность земельных наделов. Стала формироваться прослойка зажиточных хозяев, но часть земель оказалась в руках дворянства.
В царствование Кристиана VII (1766–1808) проводились реформы в духе «просвещенного абсолютизма». Лейб-медик короля, немецкий врач Иоганн Фредерик Струэнзе за 1,5 года (сентябрь 1770 – январь 1772) издал свыше тысячи законов и распоряжений. Он упразднил Совет министров и сосредоточил в своих руках все управление государством, отменил синекуры и раздачу министрами должностей родственникам-аристократам, преобразовал полицию, финансовое управление, уменьшил расходы королевского двора, провел реформу суда, отменил цензуру и ввел свободу печати, реорганизовал университет. Помещикам было запрещено увеличивать размер барщины и сдавать крестьян в солдаты. Натуральные повинности крестьян были заменены денежными.
• Имена. Жан Батист Бернадот
Жан Батист Бернадот (1763–1844). Родился во Франции, в семье небогатого адвоката. Сделал военную карьеру во время наполеоновских войн (1792-й – лейтенант, 1794 й – бригадный генерал). Занимал крупные государственные посты (наместник, министр, командующий армией), успешно командовал войсками и в 1804 г. стал маршалом.
В 1810 г. с согласия Наполеона был избран шведским кронпринцем под именем Карла Юхана, принял лютеранство, был усыновлен слабым королем Карлом XIII и стал фактическим правителем Швеции. Был женат на Дезире Клари – дочери марселъского судовладельца. Русскому разведчику в Париже А. Чернышеву Ж. Б. Бернадот обещал, что установит хорошие отношения с Россией, с которой Швеция действительно больше впоследствии не воевала. «Счастье Швеции зависит от мира с Россией», – считал Карл Юхан и перешел на сторону антинаполеоновской коалиции: в 1812 г. заключил союз с Англией и союзный договор с Россией. Командовал стотысячной северной армией союзников в «битве народов» под Лейпцигом в 1813 г. Рассчитывал стать французским императором, но Александр I предпочел Бурбонов. Дания отказалась в пользу Швеции от Норвегии, с которой была установлена уния. В 1818 г. вступил на престол под именем Карла XIV Юхана. Управлял решительно, но в соответствии с Конституцией. Положил начало династии Бернадотов, которая правит Швецией до настоящего времени.
С помощью интриги Струэнзе был арестован и казнен. Его реформы были приостановлены, но отменить движение страны по буржуазно-либеральному пути реакционерам не удалось.
В 1788 г. было ликвидировано прикрепление крестьян к земле. В 1792 г. отменено общинное землевладение и уничтожена чересполосица. Крестьянам помогала Государственная кредитная касса. При сдаче помещиком в аренду земли, построек и оборудования интересы крестьян защищали присяжные оценщики. Землевладельцы были обязаны снабжать арендаторов инвентарем, семенами и пр. Запрещалось сгонять рестьян с земли и сносить крестьянские дворы. В деревне образовался слой зажиточных крестьян. Постепенно сокращалась численность крестьян бобылей и домовников (батраков с наделами). Сельское хозяйство Дании получило мощный импульс к своему развитию[170].
• Имена. Николай-Фредерик-Северин Грундтвиг
Николай-Фредерик-Северин Грундтвиг (1783–1872). Выдающийся датский просветитель начинал свою деятельность в качестве священника, поэта, проповедника и основателя секты свободных христиан. Активно пропагандировал свои религиозные воззрения, защищал Святое Писание от искажений. В статье «Следует ли продолжать лютеровскую реформацию» (1830) доказывал, что реформация необходима не только в церкви, но и в государстве и в школе. Грундтвиг ратовал за народную свободу, за образование в строго национальном духе, за сохранение чистоты родного языка, за широкое приобщение народа к образованию. По его инициативе в 1843 г. были созданы высшие народные образовательные заведения (народные университеты), которые получили распространение по всей Скандинавии и Финляндии. Участвовал в составлении датской Конституции, был членом законодательного собрания. В 1861 г. был возведен в сан епископа. Был сторонником полной свободы религиозной совести и отделения церкви от государства. В Дании популярны «Мифология Севера», «Всемирная хроника», исторические драмы, «Песни, посвященные датской церкви» и другие произведения Грундтвига. Его считают духовным отцом нации.
В Норвегии, входившей в состав Датского государства, с середины XVIII в. успешно развивалась внешняя торговля. Вывозилась продукция горной, железоделательной промышленности, рыба, лес и т. д. Норвегия, единственная страна в Европе, не знала крепостного права. Крестьяне и рыбаки упорно боролись против податного гнета, против торговцев-посредников и ростовщиков.
В результате наполеоновских войн Норвегия с 1814 г. находилась в унии со Швецией. При этом Норвегия обладала собственной конституцией, имела парламент, правительство, суд, свои финансы, администрацию и армию. Но самостоятельность страны была ограничена в ряде экономических и внешнеполитических вопросов. Усиление норвежской буржуазии на протяжении XIX в. и сопротивление шведских правящих кругов привели к тому, что в 1905 г. норвежское правительство объявилооб отделении Норвегии от Швеции. Во время всенародного референдума норвежский народ поддержал решение правительства. Шведскому правительству пришлось признать независимость Норвегии. Первым иностранным государством, признавшим независимую Норвегию, была Россия.
• Мужчина и женщина в истории цивилизаций
«Брак – самый важный шаг в жизни норвежской девушки – обычно совершается с большими церемониями. Не будь мы на суровом севере, можно было бы вообразить себя перенесенным на восток, судя по некоторым обычаям. Хорошие предзнаменования много значат при совершении брака, и норвежцы, насколько возможно, сами способствуют их появлению. Накануне свадьбы невеста берет к себе на кровать грудного малютку мужского пола, с тем чтобы ее первый залог любви был мальчик. Если свадебный поезд направляется в церковь или в деревянный собор (такие составляют особенность северных городов), то музыканты должны строго наблюдать, чтобы на их скрипках не лопнула струна, т. к. это предвещает такое же горе, как ржание лошади или несвоевременный дождь. Мы видели ранее, что шведский жених подходит к самому алтарю с кнутом. Норвежской невесте нечего опасаться этого наружного признака грубой власти ее будущего супруга, т. к. со своей стороны у нее есть средство парализовать у алтаря его властолюбивые наклонности: ей стоит только во время венчания выдвинуть правую ногу немного более вперед, чем у жениха, и она может быть уверена в своем торжестве»[171].
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе