logo
Фортунатов ИМЦ, 435

§ 7. Скандинавские страны на пути реформ

В Швеции реформы начались еще в XVIII в., после смерти Карла XII, в так называемую «эпоху свободы» (1719–1772), когда страна фактически управлялась дворянской олигархией. Развернулась борьба между партией «колпаков» (буржуазия) и партией «шляп» (дворянство). Была ограничена в пользу буржуазии монополия дворян на занятие должностей в армии и на государственной службе. Появился закон о свободе печати (1766). Партия «шляп» пыталась вернуть потерянные земли, что обернулось новыми потерями. Партия «колпаков» ориентировалась на Англию и проведение внутренних реформ в духе консерватизма.

В правление Густава III (1771–1792) были проведены реформы в духе «просвещенного абсолютизма». Межевание земель постепенно ликвидировало общинное землевладение. За счет общинных выгонов и лесов безземельным крестьянам предоставлялись новые наделы, возникли многочисленные новые поселения. Правительство содействовало распространению лучших сортов зерна, ввозимых из-за границы, импортировало породистый скот, выдавало поощрительные премии и награды передовым хозяйствам, способствовало сбыту продуктов земледелия.

На территории Финляндии, входившей в состав Швеции, крестьянам было разрешено путем выкупа приобретать в собственность находившиеся в их пользовании казенные участки земли. Правительство освобождало от податей на 15–20 лет крестьян, распахивавших новые земли в Восточной Финляндии. Уже во второй половине XVIII в. Финляндия не только удовлетворяла своим хлебом внутренние потребности, но и вывозила его в Швецию и другие страны.

Дания уже во второй половине XVII в. стала избавляться от господства аристократии. Податные сословия, представленные в ригсдаге, добились приема на государственную службу выходцев из городского сословия. Дворянство утратило монополию на землевладение, было обложено налогами. В Дании поощрялось развитие мануфактур в текстильной и металлообрабатывающей промышленности. В первой половине XVIII в. крестьяне в государственных имениях получили право выкупа в собственность земельных наделов. Стала формироваться прослойка зажиточных хозяев, но часть земель оказалась в руках дворянства.

В царствование Кристиана VII (1766–1808) проводились реформы в духе «просвещенного абсолютизма». Лейб-медик короля, немецкий врач Иоганн Фредерик Струэнзе за 1,5 года (сентябрь 1770 – январь 1772) издал свыше тысячи законов и распоряжений. Он упразднил Совет министров и сосредоточил в своих руках все управление государством, отменил синекуры и раздачу министрами должностей родственникам-аристократам, преобразовал полицию, финансовое управление, уменьшил расходы королевского двора, провел реформу суда, отменил цензуру и ввел свободу печати, реорганизовал университет. Помещикам было запрещено увеличивать размер барщины и сдавать крестьян в солдаты. Натуральные повинности крестьян были заменены денежными.

Имена. Жан Батист Бернадот

Жан Батист Бернадот (1763–1844). Родился во Франции, в семье небогатого адвоката. Сделал военную карьеру во время наполеоновских войн (1792-й – лейтенант, 1794 й – бригадный генерал). Занимал крупные государственные посты (наместник, министр, командующий армией), успешно командовал войсками и в 1804 г. стал маршалом.

В 1810 г. с согласия Наполеона был избран шведским кронпринцем под именем Карла Юхана, принял лютеранство, был усыновлен слабым королем Карлом XIII и стал фактическим правителем Швеции. Был женат на Дезире Клари – дочери марселъского судовладельца. Русскому разведчику в Париже А. Чернышеву Ж. Б. Бернадот обещал, что установит хорошие отношения с Россией, с которой Швеция действительно больше впоследствии не воевала. «Счастье Швеции зависит от мира с Россией»,считал Карл Юхан и перешел на сторону антинаполеоновской коалиции: в 1812 г. заключил союз с Англией и союзный договор с Россией. Командовал стотысячной северной армией союзников в «битве народов» под Лейпцигом в 1813 г. Рассчитывал стать французским императором, но Александр I предпочел Бурбонов. Дания отказалась в пользу Швеции от Норвегии, с которой была установлена уния. В 1818 г. вступил на престол под именем Карла XIV Юхана. Управлял решительно, но в соответствии с Конституцией. Положил начало династии Бернадотов, которая правит Швецией до настоящего времени.

С помощью интриги Струэнзе был арестован и казнен. Его реформы были приостановлены, но отменить движение страны по буржуазно-либеральному пути реакционерам не удалось.

В 1788 г. было ликвидировано прикрепление крестьян к земле. В 1792 г. отменено общинное землевладение и уничтожена чересполосица. Крестьянам помогала Государственная кредитная касса. При сдаче помещиком в аренду земли, построек и оборудования интересы крестьян защищали присяжные оценщики. Землевладельцы были обязаны снабжать арендаторов инвентарем, семенами и пр. Запрещалось сгонять рестьян с земли и сносить крестьянские дворы. В деревне образовался слой зажиточных крестьян. Постепенно сокращалась численность крестьян бобылей и домовников (батраков с наделами). Сельское хозяйство Дании получило мощный импульс к своему развитию[170].

Имена. Николай-Фредерик-Северин Грундтвиг

Николай-Фредерик-Северин Грундтвиг (1783–1872). Выдающийся датский просветитель начинал свою деятельность в качестве священника, поэта, проповедника и основателя секты свободных христиан. Активно пропагандировал свои религиозные воззрения, защищал Святое Писание от искажений. В статье «Следует ли продолжать лютеровскую реформацию» (1830) доказывал, что реформация необходима не только в церкви, но и в государстве и в школе. Грундтвиг ратовал за народную свободу, за образование в строго национальном духе, за сохранение чистоты родного языка, за широкое приобщение народа к образованию. По его инициативе в 1843 г. были созданы высшие народные образовательные заведения (народные университеты), которые получили распространение по всей Скандинавии и Финляндии. Участвовал в составлении датской Конституции, был членом законодательного собрания. В 1861 г. был возведен в сан епископа. Был сторонником полной свободы религиозной совести и отделения церкви от государства. В Дании популярны «Мифология Севера», «Всемирная хроника», исторические драмы, «Песни, посвященные датской церкви» и другие произведения Грундтвига. Его считают духовным отцом нации.

В Норвегии, входившей в состав Датского государства, с середины XVIII в. успешно развивалась внешняя торговля. Вывозилась продукция горной, железоделательной промышленности, рыба, лес и т. д. Норвегия, единственная страна в Европе, не знала крепостного права. Крестьяне и рыбаки упорно боролись против податного гнета, против торговцев-посредников и ростовщиков.

В результате наполеоновских войн Норвегия с 1814 г. находилась в унии со Швецией. При этом Норвегия обладала собственной конституцией, имела парламент, правительство, суд, свои финансы, администрацию и армию. Но самостоятельность страны была ограничена в ряде экономических и внешнеполитических вопросов. Усиление норвежской буржуазии на протяжении XIX в. и сопротивление шведских правящих кругов привели к тому, что в 1905 г. норвежское правительство объявилооб отделении Норвегии от Швеции. Во время всенародного референдума норвежский народ поддержал решение правительства. Шведскому правительству пришлось признать независимость Норвегии. Первым иностранным государством, признавшим независимую Норвегию, была Россия.

Мужчина и женщина в истории цивилизаций

«Брак – самый важный шаг в жизни норвежской девушки – обычно совершается с большими церемониями. Не будь мы на суровом севере, можно было бы вообразить себя перенесенным на восток, судя по некоторым обычаям. Хорошие предзнаменования много значат при совершении брака, и норвежцы, насколько возможно, сами способствуют их появлению. Накануне свадьбы невеста берет к себе на кровать грудного малютку мужского пола, с тем чтобы ее первый залог любви был мальчик. Если свадебный поезд направляется в церковь или в деревянный собор (такие составляют особенность северных городов), то музыканты должны строго наблюдать, чтобы на их скрипках не лопнула струна, т. к. это предвещает такое же горе, как ржание лошади или несвоевременный дождь. Мы видели ранее, что шведский жених подходит к самому алтарю с кнутом. Норвежской невесте нечего опасаться этого наружного признака грубой власти ее будущего супруга, т. к. со своей стороны у нее есть средство парализовать у алтаря его властолюбивые наклонности: ей стоит только во время венчания выдвинуть правую ногу немного более вперед, чем у жениха, и она может быть уверена в своем торжестве»[171].