§ 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
Существуют ли критерии, в соответствии с которыми можно определить степень цивилизованности, уровень цивилизационного развития той или иной страны? Можно ли определить, в какой стране людям живется лучше, а в какой хуже? Дело в том, что в России (СССР) сравнительно-сопоставительный метод изучения истории не был в почете и мало использовался. Или совсем не использовался, если предполагалось, что сравнение окажется не в пользу России (СССР). В советский период официальная пропаганда, ее добросовестные или лицемерные служители старались создать привлекательный образ своей страны, который вызывал бы у советских людей «чувство законной гордости» (шестое, особое чувство, присущее только советским людям). Общая концепция выглядела примерно так: в материальном плане у нас, конечно, еще немало нерешенных проблем, но зато мы духовно богаты, мы – самая читающая страна мира и т. д.
Между тем на протяжении длительного времени международное сообщество постепенно вырабатывало объективные критерии для международных сопоставлений. Некоторые из выработанных методик и матриц подвергаются критике. Многие подходы не вызывают сомнений и стали общепризнанными.
Так, одним из наиболее важных показателей является производство той или иной продукции, объема услуг и т. д. на душу населения. По этим показателям Россия до 1917 г. хронически отставала от наиболее развитых стран. Даже в периоды, когда темпы экономического развития (60-90-е гг. XIX в., 1908–1914 гг.) были наиболее высокими, позиции России не улучшались, т. к. другие страны тоже не стояли на месте. После 1917 г., особенно в 30-х, затем в 50-60-х гг. XX в. наметился некоторый прогресс в показателе «производство продукции на душу населения». Но другие страны, как ни странно, также продолжали развиваться. На Западе случались кризисы, из которых США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и другие развитые страны в конечном счете выбирались. СССР, вступив в полосу «застоя», затем «перестройки», превратился в Россию. Но вступление на путь «модернизации» после «реформ» пока не позволило стране по показателю «производство продукции на душу населения» занять сколько-нибудь достойное место в кругу развитых стран.
На излете советской эпохи население СССР узнало о том, что в условиях Советской власти так и не удалось достичь научно обоснованных норм потребления продуктов питания, что в СССР на начало 80-х гг. XX в. сохраняется «продовольственная проблема». После двадцати лет очередных экспериментов («перестройка», «реформы») прилавки магазинов заполнились продовольственными товарами, но главным образом за счет импорта и в ущерб развитию собственного сельского хозяйства. А «средняя температура по больнице» оставляет желать лучшего.
К сожалению, в российских средствах массовой информации появляется очень мало информации о ежегодных замерах цивилизованности большинства стран мира, которые проводятся по методикам ООН и других международных организаций.
Так, индекс развития человеческого потенциала, публикуемый ООН, складывается из трех параметров:
· продолжительность жизни (по которой судят об уровне здравоохранения);
· уровень образования (процент людей, имеющих начальное, среднее и высшее образование);
· ВВП на душу населения (по которому эксперты предлагают оценивать уровень жизни).
• Инновации. Индексы международные
Индексы – это относительные показатели, позволяющие сопоставить непосредственно несоразмерные величины. Например, индексы цен, индексы экономического развития различных стран, индексы, обобщающие информацию социологических исследований.
Уровень экономического развития страны – система показателей, позволяющих производить международные сравнения экономического развития стран мира. Современная экономическая наука выделяет следующие группы показателей уровней экономического развития страны: а) ВВП/ВНП и НД на душу населения; б) отраслевая структура национальной экономики; в) производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей); г) уровень и качество жизни населения; д) показатель экономической эффективности.[251]
ИРЧП ООН рассчитывает с 1990 г. На первых местах на протяжении длительного времени находятся Норвегия, Австралия, Канада, Швеция, Бельгия, США, Исландия, Нидерланды, Великобритания, Япония и др. Черту бедности ООН проводит на уровне половины среднедушевого дохода (ВВП – валовой внутренний продукт на душу населения). Для США в 2001 г. среднедушевой доход составлял 1300, в России – 300 долларов в месяц.
Продолжительность жизни в Европе на 15–20 лет выше, чем в России. Пенсия составляет 40–60 % от заработка (в России – 26 %). По сравнению с США российские цены на одежду и бытовую технику выше в 2 раза, на еду – на 70 %. Средний американец платит налогов 12 %, а богатый – 23,5 %, богатый европеец – 40 % и выше. А в России с 2000 г. налоговая ставка в 13 % стала одинаковой для всех. В США и Европе ставки по ипотечным кредитам на протяжении длительного периода составляли 3–4 %. В новой России эти ставки формально определяются в 10–11 %, а фактически являются значительно более высокими. В Европе ясли, детские сады, школы бесплатны, а в России – платные. В Швеции и Финляндии высшее образование является бесплатным. В СССР высшее образование было бесплатным, в современной России доля студентов, обучающихся на коммерческой основе постоянно растет. В США, Франции самообеспечение продовольствием составляет более 100 %, в Италии – 78 %, в Японии – 50 %. В России импорт продовольствия составляет свыше 50 %.
В России строительство жилья по сравнению с СССР сократилось в 3 раза. Правда, 1/3 построенных квартир распределяются бесплатно (по очереди от советского периода). В 1994 г. стандартная двухкомнатная квартира в России стоила 12,1 средних годовых доходов, или 26,1 годовых зарплат. В 1970-е – 3,4 средних годовых зарплат[252]. Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 м2 на человека. В странах ЕС – 40 м2; 61 % россиян хотят улучшить жилищные условия. 7 % рассчитывают только на бесплатное социальное жилье. В очереди нуждающихся 4,5 млн семей. За бесплатным жильем надо простоять в очереди 15–20 лет. Потребность в жилье в России составляет 1,6 млрд м2. В 2003 г. было введено в строй 36,3 млн м2, 160 банков выдавали кредиты на покупку квартир. Процентные ставки по ипотечным кредитам (с учетом бюджетных дотаций) составляли от 5 % в Хабаровске до 28 % в Кемеровской области[253]. Обеспеченность жильем в Российской Федерации в 2–4 раза ниже, чем в США и развитых европейских странах. Россия отстает от развитых стран и по показателю теплоэффективности строящихся и находящихся в эксплуатации зданий. Каждый год в РФ на нужды отопления расходуется около 20 % всех потребляемых энергоресрусов. Современные российские вводящиеся в эксплуатацию дома требуют на отопление 1 м2 жилья 500 кВт. ч. В Германии хватает 250, а в Швеции и Финляндии с похожим на Россию климатом досаточно 125 кВт-ч на 1 м2. 40 млн россиян проживают в неблагоустроенных домах, а 2,5 млн – в ветхом и аварийном жилье[254].
В международных индексах Россия редко занимает хорошие места. Так, в 2005 г. международная организация Freedom House в своем ежегодном докладе впервые включила Россию в число несвободных стран. В 2005 г. по рейтингу международной организации «Репортеры без границ» Россия по уровню свободы прессы оказалась на 138 месте из 167.
Зато по уровню коррупции Россия в последние десятилетия стабильно занимала «призовые» места.
«Причина разочарования россиян – не в буржуазных ценностях и не в европейской политической системе, а в том, что в России они приобрели извращенные, часто антинародные формы. У нас не европейское, а олигархо-бюрократическое качество капитализма. Веками оттачиваемые инструменты европейской демократии (свободные выборы, независимые суды, конкуренция, социально ответственное распределение доходов, свободные профсоюзы) у нас искажены и дискредитированы.
Негативную роль в восприятии Европы играет телевидение. Что нам показывают? Европейских бандитов, продажных политиков, проституток, наркоманов, гомиков, бунтующих троцкистов, маргиналов. Но мы не знаем, как живет рабочий завода „Рено" или гамбургский докер. Мы не имеем представления о жизни простого учителя или профессора. А как чувствует себя в армии британский новобранец? В какой квартире там живет шофер, врач или продавщица из универсама? Вот что нужно сравнивать! А не то, у кого выше „хоругвь" или чище нравственная слеза.
Нам нужно не плевать в сторону Европы, не страшиться ее, а приводить нашу политическую систему и бытовую жизнь в соответствие с настоящими европейскими стандартами»[255], – констатировала одна из ведущих газет страны.
Цивилизованный человек в цивилизованной стране живет по правилам, постоянно работает над собой, расширяет свой кругозор, оттачивает интеллект, ведет здоровый образ жизни.
В России огромное число людей элементарно не знает и не выполняет своих конституционных обязанностей, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Многие не платят налогов, предпочитая получать заработную плату «черным налом». Многие бесцеременно, как настоящие вандалы, относятся к родной природе. Немало проявлений варварского поведения в отношении памятников культуры. Иногда очень далеки от конституционных норм взаимоотношения между родителями и детьми. Сотни тысяч людей гибнут ежегодно в результате массовых нарушений правил дорожного движения, требований инструкций о соблюдении техники безопасности, в результате злоупотребления алкоголем, табаком, от употребления наркотиков, из-за неправильного питания и т. д.
Разница в уровнях цивилизационного развития особенно ощущается наблюдательными россиянами при пересечении границы родного отечества. В то же время оказывается, что абсолютное большинство россиян вполне способно, попав в действительно цивилизованную страну, вести себя вполне цивилизованно.
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе