§ 12 Человек Нового времени
Население Европы в середине XVIII в. составляло около 140 млн человек. Люди на протяжении XVII–XVIII вв. продолжали делиться на 3 сословия – 2 привилегированных (дворяне и священники) и непривилегированное третье сословие (буржуазия, рабочие и крестьяне, которых некоторые исследователи в третье сословие не включают). В кругах светской аристократии появляется мода, «искусство одеваться».
Формируются новые представления о предназначении человека, о требованиях к нему. «Во-первых, надо исполнять свой долг перед богом и людьми, – без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь порядочным человеком; наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей твоей порядочности и учености ты будешь человеком не только очень неприятным, но просто невыносимым… Подумай только, какой стыд и срам: иметь возможности учиться – и остаться невеждой. Человек невежественный ничтожен и достоин презрения; никто не хочет находиться в его обществе, о нем можно только сказать, что он живет, и ничего больше… Польза истории заключается главным образом в примерах добродетели и порока людей, которые жили до нас: касательно них нам надлежит сделать собственные выводы. История пробуждает в нас любовь к добру и толкает на благие деяния; она показывает нам, как во все времена чтили и уважали людей великих и добродетельных при жизни, а также какою славою их увенчало потомство, увековечив их имена и донеся память о них до наших дней», – характеризовал облик джентльмена в «Письмах к сыну» английский граф Честерфилд[150].
• Инновации. Мода
В переводе с латинского языка означает «мера, способ, правило». Модой в широком смысле называют непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. В узком смысле мода – это смена форм и образцов одежды.
Родоначальницей моды считают француженку Роз Бертен, модистку французской королевы Марии Антуанетты, «министра моды» французского двора. При ней появились модные журналы, знаменитые модельеры (сегодня – кутюрье). Стали использоваться дорогие материалы – шелк, парча. Фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур, отличавшаяся малым ростом, изобрела высокие каблуки. Она же ввела сумочку для косметики (помпадур), которая вместе с перчатками, муфтой, веером, лентами, живыми и искусственными бутоньерками вошла в аксессуары светской дамы. Мария Антуанетта первой появилась в брюках. Мужчины носили парики, а женщины – прически, которые украшались кораблями с мачтами, мельницами, корзинами с фруктами. В оборот вошли грим, пудра, мушки, юбки на кринолинах (использовался китовый ус), шелковые чулки, банты, кружева и т. д. Детей одевали на подобие взрослых.
В соответствии с представлениями о человеке в Новое время формируются концепции воспитания. Широкое распространение получила теория естественного воспитания, изложенная Ж.-Ж. Руссо в педагогическом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). «Жить – вот ремесло, которому я хочу научить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он не будет – соглашаюсь в этом – ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком…» – формулировал главную цель воспитания Руссо. Руссо настаивал на целесообразности естественного воспитания, основанного на законах природы. Он проводил четкое различие между детьми и взрослыми. А в то время многие считали, что дети – это маленькие взрослые. Руссо разграничивал этапы развития детей. Теория воспитания Руссо была реализована швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци и активно внедрялась в Европе.
В европейском искусстве первой половины XVIII в. господствовал стиль рококо. Название произошло от французского слова рокайль, которое в буквальном переводе означает «мелкий дробленый камень, раковины». В применении к искусству речь идет о мотиве орнамента в виде стилизованной раковины. В это время появляется золоченая резьба в виде ракушек и картуш ей в оформлении туалетных столиков, дамских столов-бюро, комодов и других предметов и изысканных безделушек, наполняющих будуары женщин. Для стиля рококо были характерны гедонистические (направленные на получение удовольствий) настроения, изящный и усложненный декор, господствующие в убранстве интерьера, скульптуре, живописи и декоративном искусстве. Излюбленными жанрами рококо были интерьер будуара, интимный портрет, пастораль, стихотворная новелла-сказка, галантный роман, легкая поэзия, камерная музыка, романс, балет камерной формы. Поэты в это время воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сельское уединение. Всем богам предпочитают Афродиту, а путешествуют на остров Цитеру (остров Любви). В стиле рококо, как считают искусствоведы, отразился красивый закат аристократической эпохи, девизом которой было: «После нас – хоть потоп».
XVIII в. называли веком Разума, веком Просвещения[151]. В XVIII в. складывается и входит в повседневный оборот само понятие «цивилизация».
• Имена. Джамбаттиста Вико
Джамбаттиста Вико (1668–1744). Профессор Неополитанского университета Д. Вико в книге «Основания новой науки об общей природе наций» выявлял наличие параллелизма в развитии всех народов независимо от расы и географических условий. В законченном историческом цикле он выделял пять обязательных стадий: 1) первобытное «звериное состояние»; 2) «век богов»; 3) «век героев»; 4) «человеческий век»; 5) упадок, возврат к варварству. В центр исторического процесса Д. Вико в соответствии с идеями Ренессанса, Реформации и Просвещения помещал человека с его страстями и пороками. В эпоху Просвещения термин «цивилизация» стал использоваться в противовес абстрактно-гуманистическому идеалу «единства рода человеческого».
С позиций разума, рационального подхода стал изучаться весь окружающий мир. Ученые пытались систематизировать свои представления о природе, видя в ней определенное разумное начало. Швед Карл Линней в «Системе природы» (1735) дал классификацию растительного и животного мира. Он использовал так называемую бинарную номенклатуру, обозначая каждый вид двумя латинскими названиями – родовым и видовым. Он описал свыше 1500 новых видов растений. Он первым определил высший класс животных – млекопитающих. К этому классу К. Линней отнес и человека, включив его в отряд приматов. Француз Жозеф Лаланд обнародовал каталог (1801), в котором числилось 47 390 звезд.
Расширялись возможности общества по защите здоровья людей от болезней и увеличению продолжительности жизни. Появилась первая книга о диете (англичанин Джон Арбатнот, 1731). Проведена первая успешная операция аппендицита (1736 г., Франция). Гипноз стал использоваться для лечения пациентов (австриец Ф. Месмер, 1774). Леди Мэри Вортли Монтегю ввела в Англии опыт вакцинации от оспы, заимствованный у турок. Другая женщина – Екатерина II – провела вакцинацию в России, начав с себя и сына. В 1780 г. француз Николя Аппер установил, что при нагревании пищи в закупоренной посуде она не портится. Вскоре появились консервы.
В литературе трагедия приобрела философский смысл, появилась «слезная комедия», из которой вырос жанр драмы. Важной чертой культурного развития стало появление жанра романа (Дефо, Свифт, Филдинг, Стерн). Культу Разума во второй половине XVIII в. начинает противостоять культ Чувства, на основе которого возникает сентиментализм. Создатели данного течения обращаются к духовному миру «маленьких» людей, «людей простых», что делает их произведения выражением, нарастающих демократических тенденций в обществе. Музыка XVIII в. дала миру Баха, Бетховена, Гайдна, Генделя, Глюка, Моцарта.
В эпоху революций люди и культура стремительно меняются. Во внешнем облике и одежде на смену условной красивости приходит естественность, индивидуальность, исключительность. Парики выходят из моды. Одежда мужчин становится простой, скромной и несколько небрежной. Во Франции простолюдины-республиканцы называли себя санкюлотами. Это означало, что они «без кюлот», т. е. не носят, как аристократы, коротких штанов из дорогой материи. Народ носил куртки, деревянные сабо, подтяжки. В Англии в ходу были плащи с несколькими воротниками, в Германии появился редингот – самый модный светский костюм.
• Имена. Иоганн Вольфганг Гете
Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832), немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель. Родился в состоятельной семье. Окончил университет, знал юридические, естественные науки, медицину, несколько иностранных языков, был одним из самых образованных людей своего времени. Возглавлял правительство в герцогстве Веймарском, но в быту был скромен и не стремился к богатству. Автор множества произведений в стихах и прозе. Начинал с увлечения античностью и эпикурейством. Защищал свободу чувств, частной жизни («Страдания молодого Вертера»). Сентиментальная история о романтической любви с трагической развязкой до сих пор служит примером для подражания. Осознавал переломный характер эпохи, в которой жил, особенно роль Французской революции. В итоговом философском сочинении – трагедии «Фауст» (1808–1832) – рассматриваются главные вопросы бытия, конфликт «божественного» и «дьявольского» в человеческой природе. Гете прославлял творческие силы человека. Сам он оставил ряд научных трудов о метаморфозе растений, цвете, минералах.
В центре общественного внимания оказываются героические личности и гении на разных поприщах. Культовой фигурой переломной эпохи стал Наполеон (см. выше). Он вошел в историю не только благодаря своим блестящим победам, но и отношением к соратникам по оружию. Наполеон назначал командиров в войска в соответствии с заслугами, а не титулами. В 1802 г. он основал «Почетный легион», член которого получал орден и пожизненную пенсию.
• Мужчина и женщина в истории цивилизаций
На протяжении XVI–XIX вв. под влиянием различных обстоятельств менялся взгляд на взаимоотношения мужчин и женщин, на семью и секс (см. выше). Эти отношения занимают важное место в системе «Человек и Человек». Примерно к середине XIX в. можно говорить о формировании буржуазной европейской сексуальной морали (культуры). Главной характеристикой этой морали становятся двойные стандарты, которые воспринимались как лицемерие.
Во-первых, двойная мораль заключалась в том, что мужчины имели значительную сексуальную свободу, а от женщин требовались сдержанность и добрачная чистота. Последнее для многих семей, в которых росли девушки, становилось ideafix. Если дочь утрачивала девственность, то ее шансы выйти удачно замуж резко сокращались. Жизненный путь мог оказаться весьма сложным. Возник сложный ритуал знакомства барышень с мужчинами. Усилился контроль за девицами на выданье. Девушек из богатых семей нередко держали и обучали в закрытых пансионах, в монастырских школах. Их эротизм всячески подавлялся, что создавало почву для неврозов. Двойная мораль стала одной из причин увеличения психических заболеваний, что стало основой для возникновения психоанализа. Добрачные и внебрачные контакты были «запретным плодом». Многие браки оказывались неудачными.
Во-вторых, двойная мораль заключалась в том, что пуританство и сексуальный ригоризм охватывали не всех. «Сливки общества» и художественная «богема» продолжали жить по своим правилам. О раздвоенности нравов свидетельствуют творчество и личная жизнь Ш. Бодлера, Л. Захер-Мазоха, Э. Золя, Г. Ибсена, П. Верлена, О. Уайльда и других. Объективные данные на сей счет до советско-российской аудитории стали доходить только в самое последнее время.
• Имена. Джакомо Джованни Казанова
Джакомо Джованни Казанова (1725–1798). Этот венецианский авантюрист, «гражданин мира», был известен как поэт, прозаик, драматург, физик, химик, математик, юрист, незаурядный дипломат, удачливый финансист, талантливый музыкант. Сын венецианского актера объездил всю Европу, побывал при многих дворах, включая Петербург Екатерины II. Активный деятель своего времени Джакомо Казанова в своих «Мемуарах» правдиво и ярко описал многие события и деятелей, с которыми встречался. Он охарактеризовал нравы XVIII в. Казанова стал героем литературных произведений и кинофильмов. Его имя как удачливого и ловкого любовника стало нарицательным, а сам он превратился в своеобразный символ и миф своей эпохи.
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе