§ 6. Иудейская цивилизация
Существенное место в истории Древнего мира и мировой цивилизации в целом занимают евреи и созданная ими иудейская цивилизация. Евреи – семитский народ, состоявший из 12 кланов (родов, колен) потомков двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама, считающегося родоначальником всех семитов.
Евреи переселились из-за Евфрата (их называли хабиру, «заречные») в Палестину[29], откуда, возможно, в связи с голодом переселились в Египет. Из «египетского плена» ввиду усилившегося давления и угрозы уничтожения около 1250 г. до н. э. пророк Моисей увел 600 тыс. евреев. Он увлек соплеменников идеями, которые впоследствии составили иудаизм[30].
Многие считают, что евреи были первым народом, начавшим поклоняться Единому Богу, но некоторые историки религии полагают, что на Моисея оказал влияние уже упоминавшийся выше монотеизм Аменхотепа IV, причем это влияние было настолько велико, что заставило Моисея сформулировать еврейский монотеизм и провозгласить его в форме закона[31].
На вершине Синая бог Яхве (Йахве, Ягве, Иегова) передал через Моисея его народу десять заповедей. Евреи должны были: не иметь других богов; не произносить вслух имя Бога; шесть дней работать, но посвящать субботу Богу, что считалось отдыхом; уважать родителей; не убивать; не распутничать; не воровать; не свидетельствовать ложно против других людей; не желать ничего, что принадлежит другому человеку, – ни дома его, ни жены, ни слуги, ни вола, ни осла.
Евреи, приняв иудаизм, стали считать себя избранным народом, т. к. пророк Моисей первым признал Яхве как верховное божество, а Авраам, с которого началась история рода, проявил готовность без колебаний принести в жертву Богу своего долгожданного первенца Исаака, но был остановлен посланцем Бога. Евреи верили в приход мессии, спасителя, который придет, чтобы воздать людям по заслугам и свершить праведный суд. Иудаизм провозглашал, что небесный суд «в конце времен» станет судом Яхве над врагами иудейского народа, над всеми грешниками, над теми, кто не разделяет принципы иудейства.
• Инновации. Библия
Иудаизм складывался постепенно, что нашло свое отражение в Библии (что по-гречески означает «книги»; отсюда – библиотека, библиография и т. д.). Многие сюжеты, ситуации, персонажи, образы, символы из этой самой великой книги за всю историю человечества (с точки зрения христиан) стали духовным достоянием многих поколений, самых разных народов, прежде всего на Западе. О сотворении мира, великом потопе, грехопадении людей, вавилонском столпотворении, казнях египетских, трубном гласе, неопалимой купине, манне небесной и многом другом люди узнали, читая Библию.
В сфере религии, сначала в ее создании, а затем в разнообразном толковании текстов и фактов, по преимуществу реализовался творческий потенциал древнего еврейского народа.
Менее успешной выглядит деятельность евреев в государственно-политической сфере. В XI в. до н. э. древнееврейские племена, вернувшиеся из Египта и вытеснившие местные племена с территории современного Израиля, основали Израильско-Иудейское царство. Им управляли цари Саул, Давид и Соломон.
После завоевания Ханаана евреи стали оседлым народом, превратились в земледельцев, стали считать земледелие естественным призванием человека. С земледелием были связаны большие праздники: пасха – праздник созревания хлебов; шавуот – праздник жатвы и т. д. «Там, где преобладало земледелие, образ жизни жителей был прост и скромен. Дома строились из дерева и глины; плоская крыша дома служила жильцам для ночлега в теплое время года. Убранство комнат тоже отличалось простотою… Предметами пищи были: хлеб пшеничный или ячменный, лепешки мучные на древесном масле, овощи, плоды. Мясо употреблялось поселянином только в праздничные дни, когда он привозил свой скот для убоя к алтарю или храму, в виде жертвы; часть этой жертвы сжигалась на алтаре и отдавалась священникам, а остальное мясо употреблялось в пищу хозяином и его домочадцами… С течением времени, однако, простой земледельческий строй жизни значительно изменился. С земледелием стала соперничать торговля… Сами цари, со времен Соломона, поощряли торговлю, снаряжая караваны и коммерческие суда в далекие страны то с помощью финикийцев, то самостоятельно… Все это содействовало быстрому росту городов. Рядом с трудом встал капитал: появились торговля деньгами, ссуды, ростовщичество. Неисправного должника, не уплатившего ссуды к сроку, заимодавец имел право обратить в рабство, как было в обычае у всех древних народов. Различие состояний все увеличивалось, пропасть между богатым классом и бедным расширялась… Состоятельные люди обыкновенно имели не более двух жен, да и тогда в семье часто происходили распри: нелюбимая жена завидовала любимой, бездетная – плодовитой. Перед вступлением в брак с девицею жених давал ее родителям обычный выкуп. В древнейшие времена браки между довольно близкими родственниками не составляли редкости; не возбранялось, например, жениться на своей побочной или двоюродной сестре или брать в жены одновременно двух сестер; но впоследствии некоторые такие браки были запрещены. Родители имели над детьми неограниченную власть; за оскорбление отца или матери словом или действием полагалась смертная казнь. Мать в семье пользовалась таким же уважением, как и отец… Рабство у израильтян не имело значения государственного учреждения, как у греков и римлян».
Судьба государственности еврейского народа оказалась сложной и драматичной. Авторитет царской власти снижался из-за ее неспособности защитить интересы большинства, увязшего в долговой кабале у ростовщиков. Огромную роль играли жрецы, нередко поучавшие власть и противостоявшие ей. В силу ряда причин уже около 928 г. до н. э. древнееврейское государство распалось на два самостоятельных – Израиль и Иудею. В конце VIII в. до н. э. Израиль был завоеван Ассирией, а Иудея откупилась огромной данью. Спустя полтора столетия, в 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор взял штурмом, а затем разрушил Иерусалим и огромный храм, построенный царем Соломоном. Все евреи были уведены в Вавилон.
• Имена. Соломон
Соломон (ок. 970–930 (другие даты – 965–928) гг. до н. э.). Царь израильский. Второй сын Давида и Вирсавии. Соломон заключил союзы с Египтом и Финикией, что обеспечило мир в регионе. Но многие были недовольны, т. к. в Иерусалиме были официально разрешены иностранные религиозные культы. При Соломоне власть Израиля достигла своего расцвета[32]. Соломон вступал во многочисленные браки с дочерьми правителей соседних государств, благодаря чему обеспечивались мирные отношения с ними. Согласно Библии царица Савская (из плодородной, богатой земли на южном берегу Аравии) путешествовала на север и посещала Соломона. Эфиопские легенды гласят, что у царицы Савской был сын от Соломона. От этого мальчика пошла вся эфиопская царская фамилия. Соломон разделил страну на административные районы, улучшил управление ими. Строились города, дворцы и примерно в 970 г. до н. э. был возведен огромный храм, который стал главной святыней иудейской религии. Для строительства широко использовался принудительный труд. Критику вызывали огромные налоги. Строительство храма обескровило экономику Израильского царства, обусловило его ослабление и распад на две части. Соломон прославился своей мудростью. Ему приписывают часть библейских текстов, включая Книгу Притчей Соломоновых, Песнь песней, Екклезиаст и Книгу премудрости Соломона.
В период «вавилонского плена» в основном завершилось оформление иудаизма[33]. Персидский царь Кир в 539 г. до н. э. разрешил евреям вернуться в Палестину и восстановить храм. Был установлен строгий монотеизм. Предметы культа и жрецы других богов были уничтожены. Было канонизировано Второзаконие, регламентировавшее правовую и обрядовую жизнь евреев; составлен Жреческий кодекс. В Vb. до н. э. были запрещены браки евреев с иноплеменниками. Все неевреи, не обрезанные, все, кто не поклонялся Яхве, рассматривались как нечистые язычники. Такая жесткая самоизоляция преследовала цель национальной консолидации еврейского народа, оставшегося без собственной государственности.
• Инновации. Обрезание
В научной медицине эта процедура называется циркумцизия и представляет собой удаление крайней плоти мужского члена. В религиозном обряде иудаизма и ислама обрезание играет важную символическую роль. Первым народом, который сделал ритуал обрезания священным, стали евреи. В их понимании кровь священна, «кровь есть душа». Если человек проливает кровь из органа, дающего жизнь, то этот ритуал означает посвящение Богу своей жизни, принятой как дар. Древние евреи делали себе обрезание с помощью острых каменных ножей на месте, получившем название «Холм обрезания». Евреи рассматривают «бритмилу» (обрезание) в качестве своего рода прививки от боли и страха. Обрезание представляет собой разновидность инициации и у некоторых народов связано с переходом подростков в возрастной класс взрослых. Медики считают, что обрезание преследовало цель освятить авторитетом религии важную гигиеническую предосторожность. Существует легенда о том, что отряд пророка Мухаммеда в битве за веру попал во вражеское окружение. Из-за антисанитарных условий и недостатка воды у многих воинов началось воспаление головки члена. Тогда Пророк нашел радикальное решение, распорядившись срезать всем кожу на кончике члена, чем сберег воинов от неминуемых мучений. В жарком климате при недостатке воды накопление смегмы под крайней плотью мужского члена было вредно и для мужского и для женского здоровья, т. к. смегма обладает канцерогенными свойствами – может вызвать раковое заболевание. У христиан, по предложению апостола Павла, чтобы избежать колебаний у обращаемых, обряд обрезания уступил место таинству крещения. Сегодня обрезание выполняется под местным наркозом. В мире сегодня обрезано до 60 % мужчин. Вопрос о влиянии обрезания на мужскую сексуальность является дискуссионным.
Территория, которую евреи стали считать своей исторической родиной, превратилась в место ожесточенной борьбы между различными претендентами на обладание этим важным стратегическим, торгово-экономическим регионом.
После разгрома персов Александром Македонским Палестина входила в состав территорий, которыми правили династии Птолемеев и Селевкидов (IV–I вв. до н. э.). С 63 г. до н. э. Палестина вошла в состав Рима. После разгрома римлянами двух восстаний евреев (66–70, 132–135 гг.), разрушения Иерусалимского храма (70 г.) и самого Иерусалима (133 г.) началась длительная эпоха «диаспоры», то есть рассеяния евреев по всему свету[34].
В новых исторических условиях центром притяжения для евреев стала синагога (буквально – сходка, собрание). В ней читали и толковали Священное Писание, молились, но не приносили жертв. Синагога имела свою казну, имущество и доходы, занималась благотворительностью, сплачивая еврейскую общину – кагал. Еврейские книги были переведены на греческий язык. В иудаизм стали обращать иноплеменников – прозелитов, которые обязательно проходили процедуру обрезания. В III–V вв. был составлен Талмуд.
• Инновации. Талмуд
Талмуд – огромный кодекс религиозно-юридических правил житейской и вероисповедной мудрости. В переводе с иврита талмуд означает «изучение». После разрушения в 70 г. Иерусалимского храма и начавшегося рассеяния (диаспоры) еврейские общины провели большую работу по сохранению общего для них учения. Около 100 г. Иуда га-Наси составил «Мишну» – сборник отредактированных устных толкований Библии. Вместе с комментариями к ней («Гемарой») она и стала Талмудом. Споры вокруг Талмуда продолжаются 2 тысячелетия, но он остается основой интеллектуальной и религиозной жизни правоверных евреев. Талмуд определяет существо и особенности иудейской цивилизации. В Талмуде содержится 613 предписаний и запретов, касающихся всех сторон жизни.
Толкователи Талмуда – раввины – пользовались непререкаемым авторитетом. Раввины не являются священниками в обычном понимании подобного статуса, но их совет как ученых, знатоков писания считается равносильным приказу. Они руководят и духовным судом. Во всех странах проживания евреи добивались от правительств разрешения иметь свой суд для рассмотрения взаимоотношения между самими евреями.
С 395 г. н. э. Палестина вошла в состав Византии. В VII в. Палестину завоевали арабы, в XI – крестоносцы, в XII – египетские султаны. В 1516 г. палестинские земли вошли в состав Османской империи.
Во многих странах в разные исторические периоды евреи подвергались гонениям и даже депортациям. Почвой для широкого распространения антисемитизма, юдофобии, неприязни к евреям была их самоизоляция, вера в свою исключительность. На протяжении веков даже внешне евреи резко выделялись среди остального населения. Мужчины носили длинную одежду из однородной ткани и с карманами ниже пояса. Религиозные евреи отпускали бороду, а на висках – пейсы. Мясо позволялось есть только кошерное (дозволенное в пищу, без крови). Борьба за выживание, за существование постоянно стимулировала жизненную активность евреев, их стремление к успеху, к упрочению своего материального и социально-правового статуса.
• Мужчина и женщина в истории цивилизаций
В раннем иудаизме (до 600 г. до н. э.) сексуальная культура была патриархальной, включала элементы, заимствованные из других культур (полигамия, сакральная проституция, наложницы, трактовка секса как наслаждения). После возвращения евреев из вавилонского плена развились аскетическое и ригористическое течения. Сексуальному акту предписывалось в основном прокреативное значение (рождение детей). Мастурбация, девиация, проституция, супружеская неверность, полигамия были запрещены и сурово наказывались. Именно эти элементы еврейской сексуальной культуры были восприняты христианством. Бездетность у евреев осуждалась, безбрачие трактовалось как патология, супружеская неверность каралась смертью. Браки заключались в раннем возрасте, девственность невесты высоко ценилась. Прерывание сексуального акта запрещалось. Вдовам запрещалось приобретать невольников. Отношение к гомосексуализму было отрицательным. В период диаспоры секс в рамках брака ценился и раввины призывали супругов не отказывать себе в сексуальных наслаждениях, но подчиненное положение женщины и настороженное отношение к ней сохранялось. Библейские персонажи представляют собой основные модели сексуального поведения, отношений между полами (Ева и Адам, Онан, Самсон и Далила, Давид и Батшеба).
На протяжении 2,5 тысяч лет евреи смогли сохранить свои традиции, терпеливо ожидая своего часа. В ходе Первой мировой войны, в 1917 г. ближневосточные земли были оккупированы английскими войсками и в 1920–1947 гг. являлись мандатной территорией Великобритании. Евреи подверглись тотальному уничтожению на всех территориях, которые оказались под контролем германских фашистов в 1933–1945 гг. Погибло 6 млн евреев[35]. В результате упорной борьбы только в 1947 г. евреям удалось воссоздать свою государственность, которую они успешно развивали в последующие более чем полвека.
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе