§ 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
Становление западной индустриальной цивилизации и практически непрерывная модернизация всех сторон жизни общества способствовали духовной эволюции европейской и американской разновидностей Homo sapiens. В течение длительного времени человек формировался как существо разумное, которое умеет «властвовать собой». В культуре Запада под влиянием церкви и государства сложилась система ценностей и запретов, вырабатывались чувство стыда и самоконтроля, человек привыкал подчиняться всевозможным правилам, например правилам личной гигиены. Принято говорить о цивилизации манер, которая в XVIII–XIX вв. достигла своего апогея.
Но во второй половине XIX – начале XX в. представления человека о самом себе подверглись сильнейшим деформациям. Чарльз Дарвин показал связь человека с грубыми животными, с силами природы, в которой царствуют инстинкты и идет безжалостная борьба за существование. Основатель психоанализа австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856–1939) выделил в личности сознание («окно», через которое человек воспринимает мир), подсознание («кипящий котел инстинктов», подчиняющийся только принципу удовольствия) и предсознание в качестве разумного начала в человеке, которое осуществляет «цензуру» над страстями. Фрейд впервые посмотрел на цивилизацию как на зло, насилие над человеком. Система запретов (табу), победа сознательного начала над бессознательным, подавление и вытеснение либидо (сексуального влечения, которому Фрейд придавал огромное значение) оборачивались для человека психическими расстройствами, комплексами вины и неполноценности, необоснованными страхами. Так происходило разрушение веры в гармонию мироздания и общества, в нравственные принципы и достижения цивилизации. Человек оставался один на один со своими страстями и эгоизмом, с быстро меняющимся и противоречивым миром. Думается, не случайно творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова нашло такой всемирно-исторический отклик и понимание.
Концепция индивидуализма, абсолютно свободной личности, осознающей себя центром мироздания, развивалась в сочинениях немецких философов А. Шопенгауэра (1788–1860), М. Штирнера (1806–1856), Ф. Ницше (1844–1900). Разными путями, используя разную аргументацию, философы, писатели, общественные деятели говорили о формировании личности нового типа, о появлении в скором времени совершенного человека.
При этом большие надежды связывались с техническим прогрессом, который позволял решать проблемы организации повседневного материального бытия людей и создавать условия для полноценной насыщенной жизни. Появление автомобиля, доступного для широких кругов населения, оказало значительное влияние на сознание людей наступившего XX в.
• Имена. Генри Форд
Генри Форд (1863-1947), американский изобретатель и промышленник. Родился в семье фермера, переселившегося в США из Ирландии. Г. Форд с детства был одержим страстью к механике. В 1892-1893 гг. создал первый автомобиль с 4-тактным двигателем (марка «Форд»). Вместе с другими был увлечен идеей превратить автомобиль из предмета развлечения для богатых в общедоступное средство передвижения. В 1903 г. основал автомобильную компанию «Форд мотор», ставшую одной из крупнейших в мире. В 1904 г. автомобиль Форда выиграл соревнование с мировым рекордом скорости – 91 миля в час. С 1908 г. стал производить модель «Т», используя систему поточно-массового производства, которая была основана на применении стандартизации, типизации и конвейерзации производственных процессов. К 1927 г. было выпущено 15 млн машин и цена машины «Т» снизилась с 900-1200 до 325-645 долл. в зависимости от модификации. Методы «фордизма» позволили резко повысить производительность труда путем его предельной интенсификации. Минимальная заработная плата на заводах Форда была самой высокой в мире и минимальный дневной заработок за 1914-1929 гг. вырос с 5 до 7 долл. Г. Форд был противником профсоюзов и благотворительности, но многое делал для своих рабочих в духе патернализма. СССР покупал тракторы у Форда, использовал его технологию при строительстве Нижегородского автозавода. С позиции здравого смысла Г. Форд выступил против Первой мировой войны, но считал врагом «международное еврейство». Он коллекционировал антиквариат и был сторонником старомодных деревенских танцев. Во время Второй мировой войны заводы Форда стали производить бомбардировщики. Богатейший человек мира своего времени старался руководствоваться здравым смыслом и демонстрировал своей жизнью принцип: «Дело Америки есть дело».
Таблица 20. Количество автомобилей в государствах[181]
Общей тенденцией в сфере культуры становится ее демократизация, все большая доступность все более широким кругам населения.
К началу XX в. в большинстве стран Европы, в США, Японии было введено всеобщее обязательное бесплатное начальное обучение. Расширился доступ к среднему образованию. Ключевую роль продолжали играть классические гимназии, которые возникли еще в XVI в. (Германия, Страсбург, 1538 г.) и продолжали давать основательное образование. Выпускники классических гимназий поступали в университеты без экзаменов. В Дании во второй половине XIX в. появились высшие народные школы, в России после отмены крепостного права возникли воскресные школы для рабочих.
Во второй половине XIX – начале XX в. появилось много нового и значительного в литературе, музыке, живописи, опере, балете.
• Имена. Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский (1840–1893), композитор. П. И. Чайковский не только продолжил традиции классической русской музыки, заложенные М. И. Глинкой, но и обогатил мировую музыкальную культуру. Универсальность его творчеству придало обращение к «вечным темам» любви, жизни, смерти (рока), образам природы и т. д. Успех обеспечивают выразительные средства его музыки – мелодия, гармония, оркестровка. В мелодическом языке Чайковского обобщена русская и общеевропейская романтическая музыкальная интонация. Он развил традиции симфонизма Л. ван Бетховена. Написал 10 опер («Евгений Онегин», 1878; «Пиковая дама», 1890; «Иоланта»,1891 и др.), балеты («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892), 6 симфоний (1866–1893), 3 концерта для фортепьяно с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, романсы, церковную музыку. Произведения П. И. Чайковского составляют основу репертуара музыкальных театров России, пользуются широкой популярностью во всем мире.
В русской культуре период 1880–1920 гг. определяется как «серебряный век». В рамках «серебряного века» русская культура приобрела всемирное значение. Произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова переводились и обретали широкую читательскую аудиторию. «Русские сезоны», организованные С. П. Дягилевым в европейских странах (с 1907 г.), открыли западной публике творчество Анны Павловой, Вацлава Нижинского, Федора Шаляпина и других.
• Инновации. Система Станиславского
Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938) был режиссером, актером, педагогом, теоретиком театра. Он разработал методологию актерского творчества, технику органического перевоплощения в образ. Ему принадлежит знаменитое выражение: «Не верю!», которое означало, что актер не вжился в образ, не достоверен. Станиславский впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическая обусловленность мизансцен). Он добивался создания поэтической атмосферы спектакля, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Система Станиславского получила всемирное признание.
На Западе, как и в России, культура начинает «поворачиваться» к народу, используется как средство воздействия на широкие массы. Распространяется так называемое «низовое» искусство – «бульварный роман», роман-фельетон, мелодрама, водевиль, пантомима, ревю. Приобретает популярность цирк. Новым жанром музыкального искусства становится оперетта. В 50-х гг. XIX в. в маленьких парижских театрах «Фоли Нувель» и «Буфф Паризьен» состоялись премьеры произведений Жака Оффенбаха. За прошедшие полтора столетия канкан Оффенбаха, зажигательный танец алжирского происхождения, создающий атмосферу безудержного веселья, беззаботности, богемности и легкости жизни, стал известен всем.
• Имена. Чарли Чаплин
Чарли Чаплин (1889–1977), американский актер, кинорежиссер, сценарист, композитор, продюсер. Родился в Лондоне. Выступал на сцене английского мюзик-холла. С 1913 г. играл в американских комедиях, создал комическую маску неудачника Чарли. Сам снимал короткометражные фильмы. Особую популярность Ч. Чаплину его трагикомический образ принес в фильмах «Золотая лихорадка» (1925), «Цирк» (1928), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936). В фильме «Великий диктатор» (1940) Чаплин создал сатирический образ Гитлера. Фильмы, созданные уже в звуковом кино, имели меньший успех. По политическим причинам («маккартизм») Чаплин уехал из США, жил в Швейцарии. Маленький человек в переломное время – таким вошел в мировую культуру герой актера.
К двум основным художественным системам, получившим развитие в искусстве XIX в., на рубеже XIX–XX вв. добавились натурализм, символизм и другие направления.
В этот период возникают литературоведение, искусствоведение, художественная критика как особые отрасли духовной культуры.
Внимание к человеку, к его возможностям проявилось в возрождении Олимпийских игр. В Греции, через 20 лет после освобождения от турецкого ига, в 1859, 1870 и 1875 гг. были проведены олимпийские праздненства. После исследования Олимпии как архитектурно-археологического комплекса немецкой экспедицией во главе с Э. Курциусом за организацию Всемирных олимпийских игр взялся молодой, энергичный французский аристократ барон Пьер де Кубертен. В апреле 1896 г. в Афинах на специально построенном мраморном стадионе состоялась первая Олимпиада новейшего времени. В знак особого признания древнего олимпизма для каждой современной Олимпиады олимпийский огонь зажигается на развалинах древней Олимпии самой красивой девушкой-гречанкой.
Во второй половине XIX в. начинается трудная борьба женщин за признание за ними равных прав с мужчинами. Во многих странах женщины, даже из знатных и состоятельных семей, получали доступ к знаниям с большим трудом. Им отказывали в праве участвовать в общественной жизни, голосовать на выборах в парламенты и т. д. Удел женщин был определен печально известной формулой немецкого кайзера Вильгельма II: «Kinder, Kuche, Kleider, Kirche» («Дети, кухня, платья, церковь», или «четыре К.»). Многие женщины с этим мирились, но все больше становилось тех, кого такое положение вещей не устраивало.
• Инновации. Феминизм
Феминизм (от латинского femina– «женщина»). Это понятие в широком смысле означает стремление женщин к равноправию с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле феминизмом называют женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнивание их в правах с мужчинами. В 1792 г. английская феминистка Мэри Уолстоун-крафт в книге «В защиту прав женщин» выступила за равные возможности представителей обоих полов. В США Элизабет Кейди Стэнтон в 1869 г. основала Национальную ассоциацию борьбы за избирательное право женщин. В Англии Эммелин Панкхерст возглавила движение суфражисток, требованиями которых были право женщин голосовать, владеть собственностью и получать высшее образование. В последней трети XIX в. женское движение началось и в России.
Женщин в их борьбе активно поддерживали мужчины, которые продолжали доминировать в политической жизни. Парламенты в различных странах, состоявшие из мужчин, постепенно принимали законы, которые предоставляли женщинам все большие права. Первыми избирательное право получили женщины в Австралии (1867). В Европе впервые в 1906 г. приняли участие в выборах законодательного органа женщины Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи. В 1916 г. в масштабе всей страны в выборах фолькетинга участвовали датчанки, а 12 ноября 1917 г. россиянки приняли участие в выборах депутатов Учредительного собрания. В США женщины право голоса получили в 1920 г., а в Англии – в 1928 г. Каждая победа становилась результатом упорной борьбы. С 1915 г. по предложению Клары Цеткин, одного из лидеров германской социал-демократии, стал отмечаться День международной солидарности трудящихся женщин.
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе