logo
Фортунатов ИМЦ, 435

§ 13. Россия на рубеже XX–XXI вв

В период «перестройки» демократы в своей критике коммунистов доказывали, что стране нужно вернуться «в русло западной цивилизации», брать пример с «цивилизованных стран». Много говорилось о том, что необходимо уничтожить и от чего избавиться. Но, в духе отечественной традиции (Петр I, Ленин, Горбачев), четкого плана преобразований не предлагалось.

В ноябре 1991 г. Президент Российской Федерации и председатель правительства Б. Н. Ельцин обнародовал общую программу экономических реформ. Значительная часть населения ожидала от Ельцина чуда, рассчитывая на быстрое улучшение жизни.

С января 1992 г. в сфере «Человек и Человек» стали происходить значительные изменения. Главным процессом стало разгосударствление собственности и приватизация основных богатств страны, их переход в частные руки[237]. Ельцин начинал приватизацию под лозунгом: «Нам не нужны десятки миллионеров, нам нужны десятки миллионов собственников». Получилось наоборот. Все богатства страны оказались в руках кучки так называемых олигархов. И произошло это не потому, что они были самыми умными, бережливыми и лучше всех внедряли передовые достижения науки и техники, а потому, что купили новую российскую власть. Огромные материальные и финансовые ресурсы были перекачаны в экономики тех самых «цивилизованных стран», на которые ориентировались российские реформаторы.

В самих «цивилизованных странах» с интересом наблюдали за процессами, происходившими в России. Статуса цивилизованной, демократической страны за Россией никто не признавал. Из-за бюрократизма, коррупции, правовой неопределенности, криминальных методов ведения дел большинство предпринимателей из «цивилизованных стран» предпочитало иметь дело со странами Восточной Европы, Китаем, «азиатскими тиграми», но не с российской мафией.

С целью сохранения политической власти в своих руках новая российская элита осенью 1993 г. методом «государственного переворота сверху» осуществила политическую реформу. Под разговоры о «красно-коричневом советском прошлом» и необходимости демократизации политической системы в соответствии с Конституцией 12 декабря 1993 г. была установлена суперпрезидентская республика.

В президентство В. В. Путина (2000–2008 гг.) президентские полномочия еще больше расширились. Были назначены полномочные представители президента в 7 федеральных округах. Президент получил фактическую возможность назначать губернаторов. Изменился состав верхней палаты Федерального Собрания – Совета Федерации, куда стали попадать в основном «нужные люди». Большую часть этих «сенаторов» при нормальных условиях избиратели никогда никуда бы не выбрали. Реорганизация политической системы привела к значительному увеличению бюрократического аппарата. В непреодолимую проблему выросла коррупция.

Изменения, происшедшие в стране, получили закрепление в ряде кодексов, в различных федеральных законах. В общественных науках произошел раскол. Одна часть обществоведов, получившая доступ к СМИ, занялась обоснованием «прогрессивного характера» происходящих преобразований. Другая часть ученых безуспешно пыталась организовать обсуждение реальной ситуации, сложившейся в стране.

Реформы в сфере «Человек и Человек» решающим образом повлияли на состояние сферы «Человек и Природа».

В сельском хозяйстве произошло резкое сокращение посевных площадей, технической оснащенности, урожайности и т. д. Россия увеличила закупки продовольствия за рубежом и оказалась в зависимости от продовольственного импорта. Лес бесконтрольно вывозился в сопредельные страны, что сразу сказалось на климате в целом ряде регионов России. Впрочем, об удручающем состоянии природной среды в последние годы стали говорить все меньше и меньше.

В промышленной сфере России началась деиндустриализация, сокращение научно-технического, инновационного потенциала. Резко сократились объемы производства в отечественном машиностроении и в легкой промышленности. Различные отрасли оказались в руках крупных олигархических групп или иностранцев. Наиболее востребованной осталась продукция добывающих отраслей. В результате интенсивной эксплуатации и незначительных размеров технической реконструкции за последнее десятилетие XX в. основные средства производства износились на 50–70 % и не обновлялись последние 60 лет. Информационно-техническая революция затронула лишь некоторые отрасли и секторы экономики. В первые годы XXI в. страна стала постепенно выходить из глубокого экономического кризиса за счет очередного роста цен на газ и нефть.

Российская внешняя торговля, по мнению наиболее острых критиков, носит «колониальный» характер. Экспорт почти полностью состоит из сырья, однако даже малая часть получаемой от его продажи довольно внушительной прибыли не вкладывается обратно в производство (а если и вкладывается, то только в добывающие отрасли, чтобы поддержать или увеличить уровень добычи и, соответственно, объем экспорта). Большая часть экспортных поступлений уходит на потребление, меньшую часть проживает государство, а оставшееся разворовывают руководители внешнеторговых фирм.

Фактически рухнули морской, речной и воздушный транспорт. Основная тяжесть грузовых и дальних пассажирских перевозок, которые все же значительно сократились, легла на железнодорожный и автомобильный транспорт. Новые железные и автомобильные дороги практически не строились[238]. В 2007 г. была принята «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г.», которая предусматривает увеличение сети железных дорог и модернизацию железнодорожной отрасли в целом.

Попытки вернуться в «западную цивилизацию», проведенные реформы существенно сказались и на сфере «Мир человека».

Русский язык в очередной раз подвергся иноязычным вливаниям, особенно со стороны английского языка. Криминализация общества привела к широкому использованию «фени» (блатного языка уголовной среды) в повседневном речевом обиходе. Бюрократический язык России в последние 20 лет оказался еще уродливее советского новояза 20-30-х гг. XX в. Резко снизилась речевая культура всего населения, от школьников и министров до телеведущих и деятелей культуры.

В менталитете русских, россиян прежние отзывчивость, терпимость, коллективизм, дружелюбие стали вытесняться расчетливостью, агрессивностью, индивидуализмом, равнодушием не только к дальним, но и к ближним.

Обнаружилось, что отечественная медицина плохо оснащена, отстала от зарубежной, не в состоянии остановить прогрессирующее ухудшение физического здоровья практически всех групп населения. Резко ухудшившееся качество питания у значительной части россиян вызвало процесс децелерации, рост заболеваемости детей и подростков. К 1995 г. в России уровень смертности был равен средней смертности в странах Африки южнее Сахары – 15 умерших в год в расчете на тысячу человек населения. Средний показатель смертности в развивающихся странах равнялся девяти, а в развитых – восьми умершим на тысячу человек. За первые 10 лет «реформ» население России, по разным оценкам, сократилось почти на 10 млн человек. Уровень фертильности, т. е. показатель количества детей, приходящихся в среднем на одну женщину, упал гораздо ниже «нормы возмещения» (чуть более двух детей на семью) и ниже уровня большинства развитых стран. По средней ожидаемой продолжительности жизни у мужчин и женщин Россия скатилась в группу отсталых развивающихся стран. Заслуживают удивления и восхищения российские спортсмены, которые на Олимпиадах 90-х гг. XX – начала XXI в. продолжают вплотную держаться за США и Китаем, население которых в 2,9 раз больше, чем в России. А ведь следует учесть и угасание всей спортивной инфраструктуры, слабое финансирование и отъезд многих выдающихся тренеров и спортсменов за рубеж.

Наличие острых социально-экономических проблем побудило российское руководство в 2006 г. выделить значительные средства на осуществление крупномасштабных программ, получивших название национальных проектов. В 2006–2008 гг. часть нефтяных доходов стала вкладываться в образование, здравоохранение, сельское хозяйство, в улучшение демографической ситуации.

Желанные свобода слова и отсутствие цензуры оказались в России недостаточными условиями для появления в сфере искусства и литературы творений, которые можно было хотя бы сравнивать с лучшими российскими или советскими образцами. Борьба кланов, примитивный эротизм и активная самореализация сексуальных меньшинств стали обычным явлением в «творчестве» российской «богемы», которая сделала копирование «продуктов» западной поп-культуры весьма доходным занятием. «Каналов много, а смотреть нечего», – говорят о телевидении взыскательные россияне.

На всем постсоветском пространстве и в самой России в последнее десятилетие начался настоящий «религиозный бум». Политики стали охотно прибегать к помощи со стороны традиционных религий[239]. При этом никто не собирался отказываться от также традиционных и противоречащих любой религиозной морали методов политической борьбы.

На смену прежней идеологии новая политическая элита и подчиненные ей российские средства массовой информации смогли предложить невразумительную эклектическую смесь из рекламных слоганов.

Цивилизационная принадлежность современной России продолжает оставаться предметом дискуссии. Кто-то тешит себя иллюзией по поводу того, что Россия вернулась в лоно западной цивилизации. Однако по качественным показателям Россия в результате реформ скатилась в группу развивающихся стран. По большинству количественных и качественных характеристик, несмотря на некоторые позитивные тенденции, уровень 1989–1990 гг. остается недостижимым ориентиром для ряда отраслей хозяйства. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), к середине 2000 г. доля России в мировом товарном экспорте, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, не превысила 1,5 %, в импорте – 0,7 %. Участие России в международной торговле услугами, как и ее присутствие на мировом рынке инвестиций оценивалось как чисто символическое. Вес РФ как экспортера услуг составил 0,7 %, как импортера – чуть более 0,9 %. Доля России в мировых накопленных прямых зарубежных инвестициях не превышает 2 %[240]. Военный бюджет США к началу XXI в. достиг 400 млрд долларов, а российский составил около 10 млрд долларов. Многие эксперты считают, что результатом реформ стало необратимое отставание России от передовых стран мира.

В условиях благоприятной экономической конъюнктуры 2005–2007 гг. российское правительство накопило значительные золото-валютные резервы. Но осенью 2008 г. по причине мирового финансового кризиса они начали быстро сокращаться.

Вопреки известному тезису о том, что «нельзя войти в одну и ту же воду два раза» идеологи разных направлений предлагают это сделать. Кто-то идеализирует еще дореволюционное прошлое. Кто-то предлагает восстановить СССР. Некоторые возлагают большие надежды на духоподъмную силу православия.

Не будет большим преувеличением утверждать, что Россия, как былинный богатырь на картине В. М. Васнецова, в очередной раз оказалась на цивилизационном распутье. Чрезвычайно важно, чтобы очередной выбор не оказался очередным тупиком.