§ 13. Социальный строй древних обществ
Отношения между людьми на протяжении длительных исторических периодов выливались в достаточно устойчивые политические, социальные, экономические, правовые и иные формы.
Безусловно, важнейшей клеточкой, кирпичиком, первоэлементом любой социальной системы была семья. Следует признать весьма основательными рассуждения Фридриха Энгельса, установившего причинно-следственные связи между возникновением частной собственности, семьи, классов и государства. В зависимости от пола и возраста любой человек, прежде всего, занимал определенное положение в семье: глава семьи, хозяин, супруг; жена, мать, наложница, рабыня; дети; старики; домашние рабы. Нельзя не учитывать, что положение «лишнего сына» фараона было вряд ли более завидным, чем статус старшего сына чиновника или даже простого общинника. «Лишние дети» во всех цивилизациях редко доживали до зрелого возраста и красивые истории о счастливо спасшихся Ромуле и Реме, Зевсе, Моисее, Кире и других в основном вызывают ассоциации с некоторыми современными телесериалами.
• Мужчина и женщина в истории цивилизаций
В Древней Греции девочек выдавали замуж в возрасте около 15 лет. У мужчин лучшим возрастом для брака считался 30–35 лет. Отец девушки выбирал мужа и выделял деньги и вещи, которые назывались «приданое». Муж принимал приданое, но обязан был его вернуть в случае развода или смерти жены, если не было детей.
За день до обручения невеста приносила в жертву богине Артемиде свои игрушки в знак окончания детства. Она принимала ванну. Вода доставлялась из священного источника в сосуде, называвшемся лутрофор.
В день обручения невесту одевали в белое. Обе семьи совершали жертвоприношения и устраивали пир. Вечером жених отправлялся к дому невесты. Иногда это бывало первым свиданием жениха и невесты. Затем жених и невеста на колеснице (если жених был богат) или в повозке направлялись к его дому. Молодых сопровождала процессия, возглавляемая факельщиками и музыкантами. У дома молодых встречала мать жениха. Невесту переносили через порог и вели к семейному очагу. Жених и невеста перед очагом вместе ели приготовленное для них блюдо – в этом заключался символ их объединения. Затем молодоженов осыпали орехами, фруктами и сладостями, что должно было означать пожелание счастья и процветания. Под смех и шутки невесту препровождали в спальню. Перед спальней нередко пели и танцевали, чтобы не было слышно то, что происходит между молодыми. На следующий день обе семьи встречались в доме мужа и устраивали праздник, на котором молодоженам преподносили подарки.
Женщина-хозяйка ежедневно проверяла кладовые, следила за чистотой и опрятностью дома, заботилась о своевременном приготовлении пищи. Ухаживала за детьми и больными. Вела денежные дела семьи. Готовила шерсть к прядению. Наблюдала за работой других. Она обычно сидела, а все вокруг были «на ногах» и выполняли распоряжения хозяйки. Женщины из состоятельных семей редко покидали дом. Участвовали в официальных обрядах, семейных праздниках и делали покупки лично для себя, но обязательно в сопровождении раба. Женщины встречались и навещали друг друга на женской половине дома. С мужчинами встречались только на семейных застольях. В бедных семьях было больше свободы действий.
При подозрениях в непорядочности женщина получала развод и лишалась приданого. Мужчине было достаточно при свидетелях сделать формальное заявление о разводе. Женщина должна была обращаться за помощью к архонту. Дети при разводе оставались с мужчиной, а женщина отправлялась к ближайшему родственнику-мужчине[54].
Гетеры (спутницы) происходили из низших слоев или были чужеземками. Они были привлекательны, умны, образованны, обучены игре на музыкальных инструментах и ведению бесед.
В Риме[55] мужей и жен для своих детей выбирали родители, были распространены браки по расчету. Девочки могли выходить замуж с 12 лет, но чаще всего родители ждали до 14 лет. Существовало несколько типов брачного договора.
В эпоху республики деньги и имущество жены могли перейти в собственность ее мужа. Позднее женщины стали сами распоряжаться своим имуществом и приобрели больше свободы.
При обручении устраивался праздничный ужин и составлялся брачный договор. Невеста получала особое кольцо, которое она надевала на средний палец левой руки. В ночь накануне свадьбы она приносила свои детские игрушки в жертву богам на домашнем жертвеннике. После этого стороны подписывали брачный договор, и подружка невесты выводила невесту навстречу жениху и соединяла их руки. Молодые молились богам. Новобрачная обещала всюду следовать за своим супругом.
В день свадьбы дом невесты украшался цветами и гирляндами. Невеста надевала белую тунику, покрывала голову особым покрывалом, украшенным цветами, надевала красную вуаль и красные туфельки. Ее волосы были заплетены и украшены лентами.
Когда собирались гости и приезжал жених, жрец вопрошал богов о том, благоприятен ли этот день для брака. Если ответ был положительным, брачная церемония продолжалась.
После завершения церемонии в доме отца невесты устраивался свадебный пир. По его окончании жених и невеста во главе процессии гостей, флейтистов и факельщиков направлялись в дом жениха. Когда они подходили к дому, жених обычно брал невесту на руки и переносил ее через порог.
Роды в древних обществах, включая Древний Рим, были очень опасными. Женщины часто умирали во время родов. Тогда ошибочно считалось, что в раннем возрасте роды проходят легче. В качестве противозачаточного средства пользовались губками.
Новорожденного обмывали и клали к ногам отца. Отец поднимал ребенка и брал на руки, чтобы продемонстрировать, что он принимает его в свою семью. На девятый день после рождения во время специальной церемонии ребенку давали имя и он получал буллу – особый амулет для защиты от злых духов.
«Жестокость римского характера невольно разделялась даже матронами: они так же хладнокровно, как и мужья, отсылали рабов и рабынь для наказания и на смерть. Римские дамы даже сами обладали некоторым орудием пытки – острой иглой, которой они прокалывали ладони несчастным девушкам, нечаянно выдернувшим волосок во время причесывания головы матроны. Во время туалета рабыни были обнажены до пояса именно из-за того, чтобы удобнее было дамам царапать и колоть им шею и плечи. Овидий возмущается такими нравами, говоря, что несчастные горничные, обливаясь слезами и кровью, проклиная в душе своих властительниц, принуждены убирать им волосы или раскрашивать им щеки»[56].
Следующей ступенькой в иерархии социальных общностей выступала община. В общинах объединялись как сельские жители, так и городские. Из 2000 греческих городов-полисов выделялись Афины с многотысячным населением, но существовали и небольшие общности из нескольких сотен или даже десятков человек. В общины объединялись люди различных профессий, религий, любых других интересов. Влияние семей в общине определялось как естественным фактором (наличием в семье наибольшего числа сильных молодых мужчин и привлекательных женщин с хорошими детородными качествами), так и материальным положением, традициями. Исключительную роль играла община в жизни тех, кто был вырван из обычной среды и должен был приспосабливаться к чуждым обычаям, требованиям, законам. Выдающееся место занимала община (кагал) в жизни еврейского народа, особенно во времена египетского и вавилонского плена, а также многовекового скитания евреев по миру.
Интересы общин во многом предопределили появление древних государств. При всех различиях у них были одни и те же сходные признаки:
1) территория с признанными границами и население, на которые распространяется юрисдикция, полномочия данного государства;
2) наличие особой системы органов и учреждений (высший руководитель, центральная и местная администрация, разнообразные исполнительные структуры, в том числе силовые и охранные);
3) законодательство, право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных властью.
В древнейшую эпоху безусловно преобладали монархии, но в античных Греции и Риме длительное время существовали республики (в дословном переводе «общее дело»). Если возникали полиэтнические образования, то в политическом плане они представляли собой крупные империи, внутренне очень непрочные (Ассирийская, Персидская, Римская), но существовавшие иногда веками. В большинстве общественных систем верховная власть носила деспотический, диктаторский характер, но в городах, в сельских общинах, причем не только в греческих городах-полисах или в эллинистических городах-государствах, существовали некоторые элементы демократии, многие вопросы решались сообща.
Особенности социально-экономических отношений получили отражение в законодательных кодексах, повседневной правовой практике. Едва ли не самой выдающейся составляющей «завещания» древних цивилизаций будущим поколениям стало римское гражданское право.
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе